Образовательная
область «Филология»
Русский язык
(68 ч.)
Введение регионального компонента в
предмет «Русский язык» необходимо как средство для воспитания культуры речевого
общения и развития творческих способностей учащихся.
Задача программы регионального компонента по русскому языку:
·
активизировать
средства устного и письменного общения учащихся через формирование позиции
«творец».
В основе программы регионального компонента по русскому языку лежат два
направления:
1) система русского языка;
2) текст как средство организации
взаимодействия с людьми, миром, действительностью.
Первое направление предполагает наполнение содержания
разделов «Фонетика и графика»,
«Грамматика (словообразование, морфология, синтаксис)» словами, используемыми
в своей местности, предложениями, текстами о природе, людях родного края,
отрывками из произведений писателей и поэтов Красноярского края.
Второе направление предусматривает организацию
коммуникативных ситуаций, которые позволят младшим школьникам адекватно
воспринимать и использовать собственную речь; развитие творческих способностей
учащихся через погружение в культуру родного края.
Содержание
программы регионального компонента
по
русскому языку
Содержание позволяет младшим школьникам
на основе слов, используемых в своей местности, предложений, текстов о природе,
людях родного края, отрывков из произведений писателей и поэтов Красноярского
края в доступной для них форме открывать
для себя русский (родной) язык как предмет осознания и анализа
различных его сторон (фонетической, лексической, грамматической), осмысливать
язык как средство общения и познания окружающего мира и самого себя.
В
связи с тем, что в настоящее время учителями начальной школы Красноярского края
используются различные УМК («Система Б. Эльконина
— В.В. Давыдова», «Система Л.В. Занкова»,
«Школа 2000…» — «Школа 2100», «Гармония», «Школа XXI века», «Школа России»), не представляется возможным составить единую
сетку учебных часов с планированием конкретных тем по классам.
Программа позволяет
разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстраивать логику и
структуру изучения данной образовательной области, не нарушая при этом
требований минимального содержания стандартов.
Примерное
распределение часов регионального компонента
предмета
«Русский язык»
1
класс |
2
класс |
3
класс |
4
класс |
Общее колич. |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
68 |
Основные требования к знаниям и умениям выпускников
начальной школы
Уметь:
●
Составлять ребусы,
кроссворды, используя лексическое значение слов народностей Красноярского края;
●
Использовать
справочную литературу о родном крае и художественные произведения красноярских
авторов для составления предложений, различных по цели высказывания и
интонации;
●
Писать
мини-сочинения, сочинения, отражающие жизнь родного края.
Тематическое
планирование по русскому языку 1 – 4 классы (68 часов)
Раздел программы |
Кол-во часов |
Цели, задачи |
Практическая деятельность |
Позиция «Творец» |
1. Фонетика. |
8 |
На основе материалов краеведческого характера, с
учетом особенностей своего региона, с использованием основ лингвистики: § расширять представление о звуках речи; § развивать фонематический слух; учить звуко-буквенному анализу
слов. |
§ Различать и сравнивать звуки; § Составлять схемы слов; § Проводить фонетический разбор слов: -
с йотированными
гласными звуками; -
двойными
согласными; с
непроизносимыми согласными; подбирать слова к заданным схемам. |
§
Подбор слов к схемам.
§
Конкурс на составление
кроссвордов и ребусов. §
Составление диктанта
для своего одноклассника. |
2. Графика и орфография.
|
20 |
§ Расширить представления об исторически сложившейся системе
норм написания слов во всех грамматических формах на основе слов, используемых в регионах нашего края. |
§ использовать правило написания большой буквы (деревня Овсянка,
писатель В.П. Астафьев и др.); § писать слова с непроверяемыми безударными гласными в
корне (марал, Енисей и др.); § различать приставки и предлоги; § использовать в устной и письменной речи слова конкретной
местности: o
с парной
согласной; o
удвоенной
согласной; o
непроизносимой
согласной; o
безударной гласной
в корне. |
§
Проведение классификации
слов, употребляемых в своей местности, по орфограммам. §
Составление справочников
«Мы гордимся их именами», «География
нашего края». §
Составление и разгадывание
ребусов, кроссвордов, шарад. |
3. Лексика. |
12 |
§ Работать над расширением словарного состава языка через
знакомство со словами конкретной местности,
которое позволяет выстроить исторически последовательный ряд
явлений, существующий в настоящее время.
§ Данные слова изучать:
- со стороны их значения; - происхождения,; - употребления в речи. |
§ Знать слова,
характерные для данной местности и уметь объяснять их значение. § Уметь находить в произведениях авторов Красноярского
края слова, передающие местный колорит.
|
§ Составление диалектического словарика. |
|
4. Морфология. |
16 |
§ На основе краеведческого материала расширить знакомство
с большими классами слов, т. е. с
частями речи. |
§ Находить различные части речи в произведениях местных авторов;
§ Определять, к какой части речи относятся слова, употребляемые народами края. |
§ Составление учащимися диктантов с использованием различных
частей речи. § Подбор «семейки родственных слов» с использованием
различных частей речи. |
|
5. Синтаксис и
пунктуация. |
12 |
§ Расширить представление: § о способах соединения слов и форм слов в словосочетании
и предложении; § о структуре и типах этих синтаксических единиц; § о значении и условии употребления их в речи посредством
знакомства с настоящим родного края, с тем, «откуда есть, пошла эта земля,
какие тайны хранят остроги Саян, суровые скалы – изваяния, Енисей – вечный и ежеминутно новый». |
§ Определять предложения по цели высказывания и интонации;
§ Составлять предложения, разные по цели высказывания и
интонации.; § Определять основу предложения; § Устанавливать связь слов в предложении. |
§ Мини-сочинения. § Редактирование текста, подборка материалов и создание
альманаха «Наш край». |
|