Народ.Ру: Новая страница ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЛОЛОГИЯ»

Образовательная область «Филология»

Русский язык

(68 ч.)

Введение регионального компонента в предмет «Русский язык» необходимо как средство для воспитания культуры речевого общения и развития творческих способностей учащихся.

Задача программы регионального компонента по  русскому языку:

·                 активизировать средства устного и письменного общения учащихся через формирование позиции «творец».

В основе программы регионального компонента по русскому языку лежат два направления:

1)       система русского языка;

2)       текст как средство организации взаимодействия с людьми, миром, действительностью.

Первое направление предполагает наполнение содержания разделов  «Фонетика и графика», «Грамматика (словообразование, морфология, синтаксис)» словами, используемыми в своей местности, предложениями, текстами о природе, людях родного края, отрывками из произведений писателей и поэтов Красноярского края.

Второе направление предусматривает организацию коммуникативных ситуаций, которые позволят младшим школьникам адекватно воспринимать и использовать собственную речь; развитие творческих способностей учащихся через погружение в культуру родного края.

 

Содержание программы регионального компонента

по русскому языку

Содержание позволяет младшим школьникам на основе слов, используемых в своей местности, предложений, текстов о природе, людях родного края, отрывков из произведений писателей и поэтов Красноярского края  в доступной для них форме открывать для себя русский (родной) язык как предмет осознания и анализа различных его сторон (фонетической, лексической, грамматической), осмысливать язык как средство общения и познания окружающего мира и самого себя.

В связи с тем, что в настоящее время учителями начальной школы Красноярского края используются различные УМК («Система Б. Эльконина — В.В. Давыдова», «Система Л.В. Занкова», «Школа 2000…» — «Школа 2100», «Гармония», «Школа XXI века», «Школа России»), не представляется возможным составить единую сетку учебных часов с планированием конкретных тем по классам.

Программа позволяет разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстраивать логику и структуру изучения данной образовательной области, не нарушая при этом требований минимального содержания стандартов.

 

Примерное распределение часов регионального компонента

предмета «Русский язык»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее

колич.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

 

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

5

5

5

6

68

 

Основные требования к знаниям и умениям выпускников

начальной школы

Уметь:

           Составлять ребусы, кроссворды, используя лексическое значение слов народностей Красноярского края;

           Использовать справочную литературу о родном крае и художественные произведения красноярских авторов для составления предложений, различных по цели высказывания и интонации;

           Писать мини-сочинения, сочинения, отражающие жизнь родного края.

 


Тематическое планирование по русскому языку 1 – 4 классы (68 часов)

Раздел программы

Кол-во часов

Цели, задачи

Практическая деятельность

Позиция «Творец»

1. Фонетика.

8

На основе материалов крае­ведческого характера, с учетом особенностей своего региона, с использованием основ лингвистики:

§       расширять представление о звуках речи;

§       развивать фонематический слух; учить звуко-буквенному ана­лизу слов. 

§       Различать и сравнивать звуки;

§       Составлять схемы слов;

§       Проводить фонетический разбор слов:

-         с йотированными гласны­ми звуками;

-            двойными согласными;

 с непроизносимыми соглас­ными; подбирать слова к задан­ным схемам.

§         Подбор слов к схемам.

§         Конкурс на составление кроссвордов и ребусов.

§         Составление диктанта для своего одноклассника.

2.  Графика и орфография.

20

§       Расширить представления об исторически сложившейся системе норм написания слов во всех грамматических формах на основе слов,  используемых в регионах нашего края.

§       использовать правило написания большой буквы (деревня Овсянка, писатель В.П. Астафьев и др.);

§       писать слова с непроверяе­мыми безударными гласными в корне (марал,  Енисей и др.);

§       различать приставки и предлоги;

§       использовать в устной и письменной речи слова конкрет­ной местности:

o           с парной согласной;

o           удвоенной согласной;

o           непроизносимой согласной;

o           безударной гласной в корне. 

§         Проведение классификации слов, употребляемых в своей местности, по орфограммам.

§         Составление справоч­ников «Мы гордимся их именами»,  «География нашего края».

§         Составление и разгадывание ребусов,  кроссвордов,  шарад.

 


 

3.  Лексика.

12

§       Работать над расширением словарного состава языка через знакомство со словами конкретной местности,  которое позволяет выстроить исторически последовательный ряд явлений,  существующий в настоящее время.

§       Данные слова изучать: 

- со стороны их значения;

- происхождения,;

- употребления в речи.

§       Знать слова,  характерные для данной местности и уметь объяснять их значение.

 

§       Уметь находить в произведениях авторов Красноярского края слова,  передающие местный колорит.

§       Составление диалектического словарика.

 

4.  Морфология.

16

§       На основе краеведческого материала расширить знакомство с большими классами слов,  т. е. с частями речи.

§       Находить различные части речи в произведениях местных авторов;

§       Определять, к какой части речи относятся слова,  употребляемые народами края.

§       Составление учащимися диктантов с использованием различных частей речи.

§       Подбор «семейки родственных слов» с использованием различных частей речи.

5.  Синтаксис и пунктуация.

12

§       Расширить представление:

§       о способах соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении;

§       о структуре и типах этих синтаксических единиц;

§       о значении и условии употребления их в речи посредством знакомства с настоящим родного края, с тем, «откуда есть, пошла эта земля, какие тайны хранят остроги Саян, суровые скалы – изваяния,  Енисей – вечный и ежеминутно новый».

§       Определять предложения по цели высказывания и интонации;

§       Составлять предложения, разные по цели высказывания и интонации.;

§       Определять основу предложения;

 

§       Устанавливать связь слов в предложении.

 

§       Мини-сочинения.

§       Редактирование текста, подборка материалов и создание альманаха «Наш край».


 

Используются технологии uCoz

Используются технологии uCoz

Главная страница

Следующая страница