ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Образовательная область «Окружающий мир»

Окружающий мир

(20 ч.)

Пояснительная записка

Введение регионального компонента в предмет «Окружающий мир» необходим с целью формирования у младших школьников целостного взгляда на окружающую его природную и социальную среду, места человека в ней, выявление его социальной сущности.

Задачи программы регионального компонента по  окружающему миру  следующие:

·         формирование представлений учащихся о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве; основах экологической культуры; образных представлений о прошлом и настоящем родного края;

·         формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность;

·         воспитание любви и уважения к родному краю, его истории и культуре;

В содержание образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе включены элементы знаний из двух образовательных областей: «Естествознание» и «Обществознание». В начальных классах данный образовательный компонент простроен интегрированно без деления на разделы. Объединение в интегрированную образовательную область содержания, отражающего две стороны материального мира – природу и общество, имеет принципиально важное значение для осознания учащимися целостной картины мира и места человека в нем.

Программа регионального компонента является составной частью общеобразовательной программы области «Окружающий мир», поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Окружающий мир» и не влияет на учебную нагрузку учащихся.

По Базисному учебному плану на уроки по окружающему миру в начальной школе отводится 203 ч. Из них на изучение регионального компонента возможно выделение 10% времени инвариантной части и часов из вариативной части Базисного учебного плана, что составляет 20 ч.

Программа рассчитана на 4 года изучения и предназначена для начальной школы любого типа.  

Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в изучении регионального компонента. Содержание программы регионального компонента по «Окружающему миру» учитывает межпредметные связи с другими предметами общеобразовательных программ.

В основе программы регионального компонента по окружающему миру  лежат два направления:

1) географические, природные и исторические особенности Красноярского края;

2) воспитание позиции «Я - гражданин родного края».

Первое направление позволяет познакомить детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на территории Красноярского края. Важно заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.

Программа предусматривает рассмотрение природных богатств края, его климатических условий, расположения на карте, географических особенностей края относительно России, опираясь на возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Программа включает доступный ребенку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

Сведения об историческом пути родного края даются в хронологической последовательности, что способствует созданию у младших школьников конкретных представлений о важнейших событиях, их участниках, жизни и быте людей, памятниках культуры.

Второе направление решает такие задачи, как формирование социального опыта школьника; осознание школьником элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»; воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Рекомендуем использовать первый вариант, который предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании и не выходит за сетку количества часов по общеобразовательной программе предмета. Учитель на прохождение регионального компонента отводит дополнительную страницу в классном журнале. Отметки не выставляются.

 

Содержание программы регионального компонента

по предмету «Окружающий мир»

В зависимости от того, по какому УМК работает учитель, он имеет право самостоятельно разработать тематическое планирование на каждый год обучения. 

Программа предусматривает систематическое (по возможности) посещение местных выставочных залов, музеев. Достопримечательности краевого центра: мемориал Победы, памятник А. Дубенскому, воинам-интернационалистам, А. Рязанову, академику Л.В. Киренскому; Часовня, пароход Св. Николай и др.

Примерное распределение учебных часов на региональный компонент составляет 5 часов в год.

 

Примерное распределение часов регионального компонента

предмета «Окружающий мир»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее

кол-во

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

 

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

20

 


Основные требования к знаниям и умениям

выпускников начальной школы

Называть:

§      редкие растения Красноярского края, которые занесены в Красную книгу;

§      характерные признаки охраняемой природной территории – заповедник;

§      основные водоемы Красноярского края: названия рек и озер родного края;

§      природные зоны края;

§      главную улицу города (села);

§      3-4 города Красноярского края, связанные с важнейшими историческими событиями страны, края.

Различать и сравнивать:

o        условия, необходимые для жизни растений и животных, обитающих в Красноярском крае;

o        хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие  и культурные растения;

o        природные зоны, расположенные на территории Красноярского края;

o        символику города, края (герб, флаг);

o        температурный режим различных регионов края.

Приводить примеры:

o        исчезающих  животных и растений в своей местности, пользуясь Красной книгой Красноярского края;

o        природоохранительной деятельности взрослых и учащихся в своей местности;

o        из истории своего города (села);

o        полезных ископаемых, добываемых на территории своего края;

o        профессий, связанных с использованием и охраной природы.

Устанавливать связи и зависимости:

§          между поведением человека в природе и ее состоянием (вопросы экологии);

§          между представителями флоры и фауны и особенностями той местности, на которой они располагаются.

Кратко характеризовать:

§          воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);             меры по ее охране;

§          приспособление разных народностей Красноярского края к своим территориальным условиям;

§          правила охраны и укрепления здоровья.

Решать учебные и практические задачи:

§          уметь работать с картой Красноярского края: показывать географические объекты, распознавать условные обозначения полезных ископаемых, масштаб;

§          уметь ориентироваться в нахождении Красноярского края на глобусе, физической карте страны;

§          определять стороны горизонта по различным признакам данной местности (мох, крона деревьев).

Осознать:

§          гражданскую позицию «Я – гражданин родного края»;

§          родной край – частица России, наше многонациональное государство;

§          родной край имеет свою богатую историю.

 


Тематическое планирование по окружающему миру (1 класс, 5 часов)

№п/п

Тема

Колчас.

Цели

Что должны знать и уметь

учащиеся

Формы проведения

1.

Красная книга Красноярского края.

1

§   На основе представлений о Красной книге, дать возможность учащимся составить такую книгу для своего региона.

§   Развивать у учащихся желание бережно относиться к исчезающим видам растений и животных.

 

§   Объяснить, почему возникла необходимость создания Красной книги в Красноярском крае.

§   Приводить примеры исчезающих  животных и растений в своей местности.

§   Эколого-природовед­ческая игра «Животные и растения, занесенные в Красную книгу края» (дети самостоятельно подбирают фотографии, картинки, рисунки редких животных, растений и приносят на занятие). Игра может быть продолжена во внеурочное время.

2.

Разнообразная деятельность человека по охране природы.

3

§   Познакомить учащихся с разнообразной деятельностью человека по охране природы в своей местности.

§   Воспитывать способность сопереживать, содейст­вовать всему живому.

§   Инициировать учащихся  для участия в малых субботниках по озеленению своего двора, улицы, школы.

 

§   Объяснить, почему важна природоохранительная деятельность человека.

§   Приводить примеры такой деятельности в своей местности.

§   По собственной инициативе оказывать посильную помощь обитателям живых уголков в своей местности.

 

§   Посещение живых уголков в своей местности (Роев ручей, березовая роща).

§   Операция «Помоги птицам и зверям!» (изготовление кормушек, развешивание их в доступных местах, собирание хлебных сухариков, осенний сбор ягод и т.д.).

§   Посильное участие в субботниках по озеленению и благоустройству своего двора, улицы, школы.

 

4.

Улицы моего города (села).

1

§       Заинтересовать и привлечь учащихся  к сбору информации: что означает название моей улицы, как улица может рассказать о прошлом.

 

§       Знать название улицы, на которой живешь и название близлежащих улиц.

§       Называть главную улицу города (села), объяснять, почему она так называется.

§       Игровые ситуации «Идем в гости», «Отнесем письмо».

§       Выставка работ «Улица, на которой я хотел бы жить».

 

Тематическое планирование по окружающему миру  2 класс (5 часов)

п/п

Тема

Кол. час

Цели, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

 

1.

Редкие растения, занесенные в Красную книгу Красноярского края.

1

§    Создать условия для осознания учащимися уникальности растений, растущих на территории края, требующих  бережного отношения к себе.

§    Называть редкие растения Красноярского края, которые занесены в Красную книгу.

 

 

§    Работа с гербарными образцами растений.

§    Посещение краеведческого музея.

 

 

2.

Разнообразная деятельность человека по охране природы.

2

§         Сформировать представления учащихся об охраняемых природных территориях – заповедник, заказник (на примере заповедника Красноярского края «Столбы»).

§         Привлечь учащихся к помощи взрослым по озеленению и очистке территории своей улицы, школы, двора; птицам, обитателям живых уголков в своей местности.

§         Называть характерные признаки охраняемой  природной территории – заповедник.

§         Приводить примеры достопримечательностей заповедника «Столбы».

§         Проявлять инициативу в организации помощи птицам, обитателям живых уголков в своей местности.

§    Просмотр в/ф, слайдов о заповеднике «Столбы», беседа.

§    Проведение операции «Помоги птицам и зверям».

§    Участие в субботниках.

 

3.

История моего города (села).

2

§         Заинтересовать учащихся и привлечь их к сбору информации: что означает название моего города (села), сколько ему лет, с чего началась его история.

§         Приводить примеры из истории своего города (села).

§         Различать символику города, края (герб, флаг).

§         Посещение краеведческого музея, выставок.

§         Встречи с интересными людьми.

 

Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (5 часов)

п/п

Тема

Кол.  час

Цели, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

1.

Животные, занесенные в Красную книгу Красноярского края.

1

§    Создать условия для осознания учащимися уникальности животных, обитающих на территории края, требующих бережного отношения к себе.

§    Приводить примеры животных, занесенных в Красную книгу края.

§    Посещение краеведческого музея (очное, заочное), зоопарка.

2.

Разнообразие природных ресурсов

края, бережное

использование и охрана.

2

§    Сформировать  представления учащихся о природных материалах, используемых в строительстве жилья, промышленности своей местности, края.

§    Развивать познавательную активность учащихся в процессе формирования представлений о крупных водоемах  местности и края; о «приручении» человеком водной стихии рек; об изменении водоемов края в связи с хозяйственной деятельностью человека.

§    Приводить примеры полезных ископаемых, добываемых на территории края.

 

§    Называть крупные водоемы своей местности, края.

 

§    Давать оценку деятельности людей с позиции  экологической безопасности.

 

 

§    Практические работы: рас­сматривание образцов полезных ископаемых, почв, очистка загрязненной воды.

§    Экскурсия (маршрут составляется в зависимости от наличия в своей местности предприятий, строящихся объектов, водохранилищ и т.д.)

§    Встречи с людьми разных профессий,

§    связанных с использованием природных ресурсов, их охраной.

3.

Города края. Красноярск – административный центр края.

2

§    Сформировать представления учащихся о прошлом и настоящем города Красноярска.

 

§    Развивать способность уча­щихся находить информацию (о городах края) в дополнитель­ных источниках. 

§    Называть города (3-4)  края.

§    Знать название административного центра края.

§    Экскурсия  (очная или заочная) по городу Красноярску, др. городам края, посещение (по возможности ) краеведческого музея, просмотр фотографий, посещение выставок и т.д.

 

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (5 часов)

п/п

Тема

Кол.  час

Цели, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

1.

Красная книга нашего края – сигнал опасности

(обобщение).

2

§    Создать условия для проявления инициативы учащихся в подготовке и проведении празд­ника; применения полученных знаний.

 

§    Знать правила поведения в природе.

По собственной инициативе выполнять правила поведения в природе и учить выполнять эти правила других детей.

§    Экологический праздник для учащихся 1-2 классов, дошкольников.

2.

Природные зоны Красноярского края.

2

§    Создать условия для выделения особенностей природы каждой из зон края, жизни и хозяйственной деятельности лю­дей; экологических проблем в своей местности и  крае.

§    Называть природные зоны края, показывать границы природных зон на карте края.

§    Приводить примеры профессий, связанных с использованием и охраной природы.

§    Объяснять причины возникновения экологических проблем в своей местности, крае.

§    Работа с контурными картами.

§    Дискуссия «Что произойдет, если…».

§    Участие в малых субботниках по озеленению и благоустройству улицы, двора, школы.

3.

Исторические места родного края.

1

§    Создать условия для составления маршрута путешествия по историческим местам родного края.

§    Называть города Красноярского края, связанные с важнейшими историческими событиями страны, края.

 

§    Работа с картой.

§    Ролевая игра «Я — экскурсовод». (экскурсантами могут быть ребята младшего класса или дошкольники).

 

 

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz