ПРОЕКТ

Проект

национально-регионального компонента

государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования Красноярского края

по истории

 

Составители: Андюсев Б.Е., Мезит Л.Э.

 

Пояснительная записка

Закон Российской Федерации «Об образовании», «Закон об образовании Красноярского края», Базисный учебный план выделили и закрепили основные компоненты общей структуры начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является инвариантной (обязательной) частью содержания общего среднего образования. Содержание компонента определяется федеральными программами и учебниками.

Национально-региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона. В общеобразовательных учреждениях Красноярского края рекомендовано школам использовать на региональный компонент 10 % учебного времени. Как и федеральный компонент, национально-региональный компонент образования включает в себя инвариантную и вариативную части, обеспеченные соответствующими программами и УМК.

Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения. Школа имеет право дополнительно использовать часть учебного времени школьного компонента на реализацию национально-регионального компонента по истории. Школьный компонент позволяет реализовать новые формы и приемы организации  образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой  поисково-исследовательской работы.

 

Цель, задачи и содержание национально-регионального компонента

Цель: Национально-региональный компонент  в содержании общего среднего образования призван способствовать:

Ÿ        формированию личности выпускника как достойного гражданина, знатока, пользователя и создателя культурных ценностей и традиций России, Сибири и Красноярского края;

Национально-региональный компонент призван спобствовать выполнению следующих задач:

Ÿ        социализации молодого поколения края по месту рождения и проживания;

Ÿ        возрождению сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;

Ÿ        развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада Сибири и Приенисейского края в истории Российской цивилизации;

Ÿ        изучению целостности евразийской истории и культуры русского и сибирских этносов как достижения единой нации россиян;

Ÿ        расширению, углублению и конкретизации знаний учебных дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом;

Ÿ        реализации гарантированного права на получение комплекса знаний о природе, истории, экономике и культуре Красноярского края каждым учащимся независимо от типа учебного заведения;

Ÿ        углублению навыков гуманитарных и естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформлению результатов собственных изысканий;

Ÿ        формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация полевого историко-этнографического материала, создание и деятельность школьного музея.

Приенисейский край и сибирский регион в целом - есть продукт взаимодействия различных цивилизаций во временном и пространственном измерениях. Определяющими чертами этого процесса являются: полиэтничность, поликонфессиональность,  способность к диалогу культур, веротерпимость, толерантность, открытость культуры, способность к культурной адаптации и т.д. Данное региональное своеобразие выступает как выражение общенациональной специфики интегративного характера Российской цивилизации (Запад-Восток). Утверждение национально-регионального компонента в школьном образовании позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных сибирских, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой истории и культуры, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Приенисейского края и России в целом. Налицо актуальность задачи формирования  мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентация на гражданские и патриотические ценности, формирования позитивного отношение к «Малой Родине».

Содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся.  В учебной деятельности требуется обратить особое внимание на развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование. Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

С учетом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель национально-регионального компонента в историческом образовании. Центральной частью социокультурной модели является историко-краеведческое содержание национально-регионального компонента. Историческое краеведение включает в себя системный курс знаниевого краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение федерального компонента содержания образования на базе местного материала.

Социокультурная модель национально-регионального компонента исторического образования позволяет учитывать:

Ÿ        Разнообразие этнонационального состава, традиций, обычаев, культурных особенностей, характерных для народов, проживающих в Красноярском крае;

Ÿ        Задачи этнокультурного возрождения и культурно-исторической самоидентификации этнических групп края, в том числе и русского старожильческого населения;

Ÿ        Задачи воспитания культуры межэтнического общения, уважения к истории и культуре  своего и других народов; 

Ÿ        Корректировку целей образования с акцентом на  формирование жизнеспособной личности, готовности реализовывать себя в специфической для региона природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде;

Ÿ        Диверсификацию образовательного пространства региона, что предполагает наличие разных типов и инновационных моделей образовательных учреждений; 

Ÿ        Возрастающие требования к уровню общекультурной подготовки, гражданственности и толерантности выпускников, социализации в информационное общество;

Ÿ        Богатый опыт историко-краеведческой работы учителей, руководителей краеведческих клубов, энтузиастов-краеведов.

Основными формами реализации национально-регионального компонента в содержании исторического образования являются:

1.       Включение разделов и тем национально-регионального компонента в содержании федерального компонента исторического образования в учебные программы основной общеобразовательной школе в 5-9 классах.

2.       Углубленное целостное системное изучение социокультурного содержания на основе чередования преемственных модульных курсов в виде монопредметного регионально-краеведческого курса с 1 по 11 кл. за счет часов школьного компонента Базисного плана.

3.       Введение факультативных занятий по интересам и склонностям школьников в виде вариативных курсов, интегративных и элективных модулей и др. Формирование системного комплекса инвариантного курса в образовательных учреждениях предлагается на конкурсной основе с условием лицензирования программ и обеспеченностью соответствующим УМК. Желательно формирование учебных и проектно-исследовательских групп разновозрастного характера начального, основного общего и среднего общего звеньев образовательных учреждений.

4.       Внеурочная и внешкольная коллективная и индивидуальная проектно-исследовательская, историко-краеведческая и поисково-музейная деятельность учащихся.

 

Показатели сформированности компетентностей учащихся в области национально-регионального компонента исторического образования

По завершению обучения по программе национально-регионального компонента в предметной области «история», учащийся  должен овладеть основами научных исследований в краеведении, уметь узнавать и формулировать  проблемы в контексте региональной тематики,  видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их.

Учащийся должен  знать специфику эпох в истории края, вклад исторических деятелей; знать дискуссионные темы во взаимосвязи истории России и Приенисейского края,  уметь раскрывать  их содержание. Учащиеся должны видеть общее в ряду отдельных событий, выделять идею, формулировать закономерности исторических и социокультурных процессов.

Учащиеся должны обладать навыками самостоятельной проектно-исследовательской и поисково-краеведческой деятельности. В процессе изучения истории Приенисейского края учащиеся углубляют навыки работы с документальными источниками, таблицами, схемами, картами.

Владение информационными компетентностями. Выпускники школы должны обладать знаниями в рамках стандартов за курс основной школы по отечественной истории в содержании учебного материала по истории Сибири, Приенисейского края, своего населенного пункта:

Владение понятийными компетентностями осуществляется в рамках требований учебной программы по национально-региональному компоненту и стандартов по отдельным курсам.

Владение общеучебными и предметными компетентностями предполагает:

Ÿ        Наличие навыков авторской интерпретации известных событий на основе определенных методологических подходов.

Ÿ        Проектирование и решение проблемной ситуации в целях самостоятельного добывания знаний в области краеведения.

Ÿ        Наличие самоконтроля и умение формировать оценочные категории.

Обладание коммуникативными компетентностями предполагает:

Ÿ         Этническую, конфессиональную, культурную терпимость, толерантность;

Ÿ         свободное участие в дискуссиях, ясное выражение своей позиции, согласование своего мнения с мнением окружающих.

 

Программа

История Приенисейского края в истории Российской

цивилизации

Национально-региональный компонент в содержании федерального компонента исторического образования в основной общеобразовательной школе

Пояснительная записка

Составной частью исторического образования является приобщение учащихся к истории «Малой Родины» на основе изучения курса исторического краеведения. Выделение учебного времени на изучение вопросов и проблем истории Приенисейского края закреплено юридически на основе действующего «Закона об образовании РФ». На темы национально-регионального содержания выделяется 10-15 % учебного времени.

Принципы конструирования учебной программы предполагают выбор наиболее значимых и системно взаимосвязанных фактов, событий, исторических явлений и процессов в истории Сибири, Приенисейского края, своего города или села. Одновременно, «темные пятна» местной истории позволяют организовать на практике процесс исторического исследования на основе локальных письменных, устных и вещественных источников. Возможными формами организации работы являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. Результатом данной работы может быть написание рефератов, формирование УМК для уроков краеведения, публикации учащихся, создание школьного музея.

Поставленные задачи в деле формирования комплекса учебных и деятельностных компетентностей предполагают движение в хронологическом порядке, от изучения вопросов древнейшей истории края к современности. Данное движение связано с усложнением изучаемого содержания и проблематики, переход к более сложным типам учебной деятельности. Поэтому в преподавании краеведения учитель может столкнуться:

а) с проблемами отбора учебного материала и его адаптацией к возрасту учащихся;

б) с разработкой познавательных задач, творческих заданий,  вопросов для диалога и дискуссий, тематики исследований учащихся;

в) с выбором оптимального сочетания аудиторных занятий с экскурсиями, работой в музее, встречами со старожилами и т.п.;

г) согласованием содержания учебного материала по общим вопросам истории края и узкоспециальным вопросам локальной истории отдельных фактов и событий «местного» значения;

д) аспектами формирования интереса, мотивации в изучении курса. Уровень решения данных проблем характеризуют творческое начало и методическую компетентность учителя.

Наиболее оптимальным вариантом является последовательное изучение учебного материала регионального компонента после прохождения федеральной программы. Данный вариант позволяет углубить полученные знания, отработать исторические понятия на локальном материале, закрепить деятельностные компетентности.  

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница

Используются технологии uCoz