МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР СИБИРИ И СЕВЕРА

* * *

Введение.

 

Конспекты уроков музыки по направлению «Музыкальный фольклор Сибири и Севера» к проекту национально-регионального компонента общего образования Красноярского края  имеют следующую тематику:

 

1.     урок в первом классе «Путешествие по страницам музыкального фольклора родного края»;

2.     урок во втором классе «Путешествие по страницам музыкального фольклора родного края (продолжение);

3.     урок в третьем классе «Путешествие по страницам музыкального фольклора родного края и народов Севера»;

4.     урок в четвертом классе «Ярмарка юных талантов. Музыкальный фольклор Сибири и Севера» (итоговый урок по данному направлению).

 

 

 

Разрабатывали конспекты уроков:

1.     методист-преподаватель педагогического колледжа №1 им. А.М.Горького     Л.Н.Лохман;

2.     учитель музыки школы №11 г.Красноярска     А.А.Пирогова;

3.     учитель музыки гимназии №   (школа №33) г.Красноярска С.С.Кокоулина;

4.     учитель музыки Сухобузимской средней школы    Н.А.Белкина.

 

 

Урок в первом классе.

 

Тема: Путешествие по страницам музыкального фольклора родного края.

Цель: ввести в мир Сибирской народной музыки и узнать особенности Сибирского музыкального фольклора.

Задачи:

1.     первичное знакомство с фольклорными обычаями и обрядами сибиряков;

2.     понимать значение слов «народные инструменты»;

3.     различать звучание музыкальных инструментов;

4.     демонстрировать способы извлечения звуков на воображаемых народных музыкальных инструментах;

5.     разучить с движениями шуточные, игровые песни;

6.     организовать и провести детские народные игры.

 

Музыкальный, дидактический  материал: аудио- видеоматериалы по теме, репродукции картин, фотоматериалы по Сибири, изображение музыкальных инструментов (возможен и местный материал).

 

Содержание урока.

 

Входят дети в класс под пение птиц Сибири (аудио кассета с записью пения птиц; возможен видеоряд фото, картин с природой, городами, людьми Сибири или местный материал).

У. Учитель начинает диалог с уч-ся  (предположительные вопросы).

1.     что необычного, может быть, знакомое увидели, услышали при входе в класс?

2.     какие знакомые слова вы услышали на записи?

3.     имена, каких птиц вы запомнили и сможете назвать их?

4.     о птицах, какой местности говорится? и т.д.

Комментарий. Учитель подводит итог диалога и предлагает заглянуть в прошлое сибирского края, посмотреть, как жили сибиряки.

Для учителя:

Присоединение к России народов, заселяющих Восточную Сибирь, происходило в первой половине 17 века. Освоение этой территории  во многом связано с пушным промыслом. В бассейне Енисея (его северной и северо-западной частях) русские колонисты (переселенцы) появились именно в это время.

О календарных обрядах русских в Сибири  упоминается во многих работах, посвященных фольклору и этнографии данного региона. Так, А.Макаренко в книге о сибирском календаре, сравнивая последний с общерусскими особенностями календарных обрядов и праздников, отмечает: «Во всех этнографических наслоениях, отлагавшихся столетиями на народных праздниках, видны примитивные воззрения, поверья и приметы не только славян России, но также, отчасти, и самих сибиряков: в их календаре сказываются некоторые стороны уже их местных обычаев, занятий и верований. При всем том однако, отзвуки старинного прошлого, унаследованного сибиряками-русскими от предков преобладают в общей сводке их календаря».

Говоря о различиях между общерусским календарем и сибирским, нужно помнить о климатических условиях жизни сибирского крестьянина (ранняя осень, поздняя весна), а также о занятиях охотой и рыболовством по сезонам. Эти навыки могли принести с собой переселенцы с русского Севера, а специфика жизни и быта крестьян в Сибири способствовала укоренению этих занятий, столь необходимых в данном регионе.  ( Извлечение из материалов О.В.Крахалевой).

 

К.  Учитель может воспользоваться и другими источниками информации о Сибирском регионе, фольклорных праздниках, «вечерочных» песнях, игрищах молодежи, но при этом учитель не должен забывать объяснять значение таких слов как: этнография, регион, календарь.

 Рассказ может сопровождаться показом видеофильмов, репродукций картин художников, фрагментов из литературных произведений.

 

 Затем следует сделать переход к жанрам детского фольклора, разучить и исполнить песни (две или три):

·        «Купим мы, бабушка, тебе курочку» (шуточная песня);

·        «Хоровод»;

·        «Заинька во садочке» (хороводно-игровая)

(сборник «Заинька во садочке» составители Л.В.Суровяк, Н.А.Тарасевич).

Выбор песен предоставляется сделать учителю, это могут быть песни и своей местности (поселка, села).

У. Предполагаемые вопросы во время разучивания или после показа песни:

1.     о каких животных поется в песне?

2.     только ли о животных говорится в песне?

3.     перечислите птиц названых  в песне?

4.     покажите, как курочка клюет зернышки?

5.     почему песня шуточная? и т.д.

К. Для быстрого заучивания текста песни, можно воспользоваться наглядными материалами. Важно, чтобы дети одновременно с пением выполняли и движения.

У. Часто исполнение песен сопровождалось  игрой на разных  инструментах.

1.     какие народные инструменты вы знаете?

2.     почему они называются «народные инструменты»?

3.     можете ли вы назвать инструменты, которые являются предметами быта?

4.     почему предметы быта вдруг превратились в музыкальные инструменты?

5.     назовите музыкальные инструменты часто звучащие в Сибири?

6.     чем отличается тембр звучания жалейки от свирели, звук трещетки от рубеля? и т.д.

На этом этапе урока происходит знакомство со следующими музыкальными инструментами: жалейка, свирель, кугиклы, бубенчики, ботало, рубель, трещетки.

Для учителя:  

Состав народных музыкальных инструментов, дошедших до наших дней, в сказках, легендах, былинах, многочислен и разнообразен. В сказках звучат гусли и дудки, жалейки и пастушьи рожки.

             Инструменты обычно изготавливаются самим героем (пастухом, старичком, добрым молодцем), волшебным мастером или даже самим божеством.

            Одни приносятся герою в дар, другие он находит, меняет у странников или требует у побежденного противника. Как правило, инструмент дается после труднейших испытаний и приключений. С ним герой становится неуязвимым для врагов. Инструмент помогает преодолеть трудности, добиться поставленной цели. (Извлечение  из материалов «Рассказы о народных музыкальных инструментах» составитель Л.Н.Лохман, методист педколледжа №1 г. Красноярск).

 

К. Учитель рассказывает об инструментах, показывает, как они выглядят и слушают звучание этих инструментов.

Методическая аудио кассета с записями (49а): «Полянка» рус.нар. наигрыш.(свирель); «Во кузнице» рус. нар. песня-наигрыш (трио рожечников); «Тимоня» рус.нар.песня.(жалейка) и др.(составитель Л.Н.Лохман).

В заключение урока с детьми разучивается хороводно-игровая песня «Как у дяди Трифона».

Содержание игры: ребята становятся кругом, взявшись за руки, водят хоровод и поют песенку:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей

Было семь сыновей

Они не пили, не ели

Друг на друга все глядели

Разом делали, вот так: (и следовало движение воображаемой игры на музыкальном инструменте);

 (  аудиокассета «А мы просо сеяли» с записью песни).

Описание игры:

В центре круга мальчик «Трифон» или девочка «Арина», по окончанию песни, показывает какое-нибудь действие, связанное с движением, и все стоящие в хороводе повторяют его. Не выполнивший движение (либо выполнивший последним) становится «Трифоном» («Ариной»). Игра продолжается. Вместо «Трифона» и «Арины» могут называться имена самих играющих.

К.  «Трифону» или «Арине» предлагается показывать движения, изображающие игру на музыкальных инструментах о которых говорилось выше (жалейка, рубель, свирель, кугиклы, ботало и т.д.). такими образом можно проверить насколько дети поняли что из себя представляет тот или иной инструмент.

Отсроченный результат в виде домашнего задания:

·        нарисовать, запомнившийся  музыкальный инструмент;

·        сочинить сказку об этом инструменте;

·        изготовить простейшие шумовые инструменты.

 

Рекомендуемая литература к уроку:

1.     Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. Т.Петрова. «Янтарный сказ» Калининград, 1995.

2.     Рассказы о русских народных инструментах. Ю.Васильев, А.Широков. М., 1986.

3.     Играем на инструментах русского фольклора (учебник пособие для руководителей фольклорно-инструментальных ансамблей). А.М.Винивитин. Красноярск, 200г.

4.     Русский детский фольклор. М.Н.Мельников. М.,1987г.

5.     Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. Н.С.Агамова, И.С.Слепцова, И.А.Морозова. Государственный республиканский центр русского фольклора.

6.     Заинька во садочке. Популярное пособие для родителей и педагогов. Состовители Л.В.Суровяк, Н.А.Тарасевич (прилагается аудио кассета). Новосибирск, 2002г.

7.     Енисейские «вечерочные» песни в контексте местной традиции. О.В.Крахалева. Красноярск, 2002г.

8.     Вечерки и игрища Приангарья. Н.А.Новоселова. Красноярск, 1993г.

 

Урок во втором классе.

 

Тема: Путешествие по станицам музыкального фольклора родного края (продолжение).

Цель: узнавать и находить особенности Сибирского фольклора.

Задачи:

1.     первичное знакомство с особенностями одежды сибиряков;

2.     дать понятия игрового и потешного фольклора и научить различать их;

3.     освоить основные приемы извлечения звуков на народных музыкальных инструментах.

 

Музыкальный, дидактический  материал: аудио-видеоматериала по теме, репродукции картин, фотоматериалы по Сибири, фотоизображение, рисунки музыкальных инструментов или детские поделки шумовых инструментов.

 

Содержание урока.

 

Комментарий. Учителю необходимо заранее оформить класс, это может быть видеоряд фото старожилов Сибири, их избы, одежда, утварь, которой пользовались сибиряки. На доске выписаны следующие слова:

·        катанки;

·        пимы;

·        сарафан;

·        душегрея;

·        рубаха;

·        порты;

·        кожаные коты   и т.д.

Учитель. Это исконно сибирские слова, означающие элементы одежды сибиряков.

(Предположительные вопросы):

1.     знакомы ли вам эти слова и что они означают?

2.     может,  вы назовете еще старинные слова, которые бы обозначали элементы одежды?

3.     какие названия сохранились по сегодняшний день?

К. диалог учителя и детей незаметно переходит в рассказ об одежде русских старожилов Сибири.

Для учителя: высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для крестьян европейской России внешнего вида крестьян-старожилов, поддерживающих достаток и чистоту.

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-«портов», поверх которых надевали верхнюю одежду «по сезону».

Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение,  но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу.

Женщины носили длинную туникообразную рубаху, сарафан. Сарафаны украшались пуговицами, лентами, пояском.

Поверх сарафана носили «душегрею»- короткую одежду на лямках, раскошенную или с мягкими складками.

Душегреи были наиболее популярными из употреблявшихся в Сибири видов одежды.

Общераспространенная женская одежда – «телогрея», носимая поверх рубахи. Телогрея была длинной, распашной, с широкими косыми клиньями в подоле, с длинными рукавами, с оловянными, или медными пуговицами.

Зимой все сибирское население носило «пимы», «катанки» т.е. валенки.

( Извлечение из книги. Красноярский материк. Времена, люди документы. Красноярск,1998г.)

 

К. учитель обязательно должен объяснить значение слов, звучащих на уроке.

Душегрейка праздничная женская  и повседневная одежда из сукна, шелка.

Телогрейка – (телогрей, телогрея) – повседневная и праздничная женская одежда из нанки, шелка, штофа на подкладке, стуженая ветошью или верблюжьей шерстью.

Пимы  - (катанки) мужская и женская повседневная и праздничная обувь из овечьей шерсти.

Коты – мужская и женская повседневная и праздничная обувь (короткая) из бараньего, козьего меха и т.д.

К. закрепить этот материал можно в виде игры «Убери лишнее». По выбору учителя подбираются слова, например: пимы, босоножки, рубаха,  водолазка, душегрея, безрукавка, сарафан, комбинезон, катанки и т.д.

Задание:

1.     убрать лишнее, что не соответствует исконно сибирской одежде;

2.     подобрать синонимичные слова к названиям старинной сибирской одежды, например: катанки – валенки; рубаха – сорочка; и т.д.

 

У. Как вы понимаете, что обозначает слова «Потешка, потешное »?

     Какие слова можно подобрать близкие по содержанию? (утеха, тешить,      успокаивать…);

     Кого нужно потешать и зачем? (младенца);

     Чем обычно потешают? (ласковыми словами, движениями).

К. Эти вопросы помогут осуществить плавный переход  к разучиванию «Потешки». (сборник «Заинька во садочке»).

Исполнение может быть с движениями, с использованием инструментов (бубенчики, колокольчики и тд.)

Учитель:

1.     Какие музыкальные инструменты могут сопровождать исполнение «потешных» песен?

2.     какие инструменты не могут быть использованы и почему?

К. На этом этапе урока есть возможность повторить народные музыкальные инструменты, выученные ранее (жалейка, свирель, рубель…). При чем форма повторения разная – показ рисунков, фото инструментов, узнавание по тембру звучания,  словесному описанию или сказке сочиненной кем-то из детей, (домашнее задание первого урока) и т.д.

Учитель продолжает знакомство с народными инструментами: рожок, свистульки, дрова, бубен, ложки, колокольчики-поддужные.

 

У. 

1.     какие инструменты вы знаете или слышали?

2.     о каких инструментах вы узнали только сейчас?

3.     какие инструменты, о которых мы только что говорили, можно использовать в исполнении «потешных» песен?

К.  После диалога учитель предлагает разучить игровую песню «Сиди, сиди, Яша».

Для учителя.

Содержание игры: играющие, держась за руки, стоят кругом, в центре которого стоит «Яша», с завязанными глазами,  и «Маша». Все стоят и поют припевку. На слова: «Чок, чок, пятачок…» кто-нибудь из стоящих в кругу начинает раскручивать «Яшу» до конца речитатива. Затем идет игра как в «Жмурки».

 «Яша» спрашивает: «Маша, ты где?».

«Маша» либо отвечает: «Я здесь», либо хлопает в ладоши.

 В случае, если «Яша» долго не может поймать «Машу» дается команда: «Шаг вперед», и стоящие в кругу дети делают шаг к центру круга, таким образом, круг сужается. «Яша» легко ловит «Машу». По желанию игра продолжается, в роли «Яши» может выступать девочка.

Слова припевки.

Сиди, сиди Яша

Под ракитовым кустом,

Грызи, грызи Яша

Орешки каленные,

Милому даренные,

Чок, чок пятачок

Сам Яша дурачок

Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как ее зовут?

И откуда привезут? (сборник хороводных, игровых песен. «А мы просо сеяли» ).

К. Во время  игровой песни вместо хлопков можно использовать шумовые, ударные инструменты,  в частности , изготовленные руками детей. (Домашнее задание первого урока).

 

 

Конечный результат урока:

1.  применение, изготовленных, собственными руками шумовых инструментов;

2.  выполнение творческих работ (рисунки и сказки об инструментах);

3.  пополнение словарного запаса.

Отсроченный результат:

1.     подготовка к итоговому уроку по теме: «Ярмарка юных талантов Сибири»:

·       сочинение «потешки»;

·       создание рисунков старинной сибирской одежды;

·       собирание местного фольклора и оформление материала;

·        участие в фольклорных праздниках (водить хороводы, играть песни).

 

Рекомендуемая литература к уроку:

1.     Красноярский материк. Времена, люди, документы. Красноярск 1998г.

2.     Заинька во садочке. Популярное пособие для родителей и педагогов. Состовители Л.В.Суровяк, Н.А.Тарасевич (прилагается аудиокассета). Новосибирск, 2002г.

3.     Про свирель, гудок и бубен. Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов. Т.Петрова. «Янтарный сказ» Калиниград, 1995г.

4.     Рассказы о русских народных инструментах. Ю.Васильев, А.Широков. М. 1986г.

5.     Русский детский фольклор. М.Н.Мельников. Москва, 1987г.

6.     А мы просо сеяли. Фольклорная лаборатория «Живая старина» (текстовое пояснение к методической аудиокассете). Красногярск, 2003г.

 

 

Урок в третьем классе.

 

Тема: Путешествие по страницам музыкального фольклора родного края и народов Севера.

Цель: познакомить с традициями  индивидуального песнетворчества.

 

Задачи:

1.     познакомить с музыкальными инструментами народов Севера;

2.     находить особенности в песнях народов Севера;

3.     обыгрывание северных песен;

4.     находить сходства и различия в песенном творчестве Сибири и Севера.

 

Музыкальный, дидактический материал: аудио-видеоматериалы по теме, фотоматериалы по Северу Красноярского края, фото изображение или рисунки музыкальных инструментов (возможен местный материал).

 

 

 

Комментарий. Начать урок желательно  со звучанием бубна, варгана или горлового пения (с того материала, который имеет учитель – аудио, видеозаписи).

Учитель. Предполагаемые вопросы детям:

1.     что это за инструмент?

2.     слышали ли они звучание этих инструментов раньше?

3.     какие ассоциации возникают во время слушания? и т.д.

 

Для учителя: у численно малых коренных народов, живущих в тундровой и таежной зонах Крайнего Севера, Сибири главный музыкальной инструмент – бубен. Он и символ музыки, проекция-модель жилища-шатра, Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами. По поговорке оленеводов, есть «три священных вещи: олень, огниво и бубен ».

У.

1.     что такое огниво?

2.     видели ли вы оленей, что они значат для северян?

3.     почему оленеводы выделили эти три вещи и назвали их священными?

Для учителя. Различные размеры и конструктивные особенности бубна разных народов определяются назначением инструмента, например у культовых (в том числе шаманских) – ручка большего размера,  широкая обечайка с многочисленными подвесками, лентами и др. (Большой энциклопедический словарь стр.372)

 

У. Олень и огниво – несет в себе жизнь. Бубен – внутренний мир человека. Все свои чувства он передает через звучание бубна.

К. Учитель может провести игру «Подбери слова ». Составить цепочку слов, которые ассоциируются со словами «олень, огниво, бубен».

После игры пусть послушают еще звучание бубна, затем дать послушать звучание другого музыкального инструмента – варган.

У. Предполагаемые вопросы детям:

1.     можете ли вы назвать, что за инструмент сейчас звучал?

2.     как он называется?

3.     как он выглядит?

4.     в чем особенность его звучания?

5.     почему он такой маленький (небольших размеров)? и.т.д.

 

Для учителя: варган – (возможно, от старославянского, варга – рот) – древний самозвучащий язычковый инструмент. Разновидности варгана бытуют у многих народов мира под разными названиями. При игре варган прижимают к зубам или зажимают ими; рот служит резонатором. При непрерывном колебании язычка возникает бурдон; с изменением артикуляции рта получают необходимые для исполнения мелодии тоны. (Большой энциклопедический словарь стр.94)

 

К. После диалога учитель, а лучше, если это сделают сами дети – вывод: почему именно эти музыкальные  инструменты сопровождают всю жизнь человека, живущего на Севере.

 

У. Своеобразными, особенными являются не только музыкальные инструменты, но и пение. На Севере распространена традиция индивидуального песнетворчества. Для народов Севера свойственны личные песни-обереги. Например, каждый ненец имеет две песни: детскую и взрослую.

В детской личной песне ярко отражены особенности характера ребенка. Родители желают ребенку вырасти тружеником: хорошим охотником, оленеводом, рыбаком – если это мальчик. Девочке желают стать искусной мастерицей, работящей, хорошей хозяйкой.  («Ненецкие песни» Любовь Ненянг г. Красноярск 1985г.)

 

К. Примером может послужить песня из этого сборника «Едэй Хасава Нюкубс» - детская личная песенка Едэй Хасавы. (стр.17)

Разучить можно «Колыбельную» (из сборника «Эвенкия поет» Красноярск 1975г. стр.25). 

Хорошо, если бы дети сами определили что этот колыбельная (после исполнения учителем этой песни), нашли характерные особенности свойственные колыбельным песням.

 

У. Взрослый человек сам сочиняет себе песню, которая сопровождает его в течение всей жизни. У ненцев принято: каждый взрослый человек всю жизнь поет одну  и ту же личную песню. Считается, что тот, кто меняет свою пе5сню – непорядочный человек, вроде «свою линию не держит».

В чукотском фольклоре если кто-то поет чужую личную песню, то для автора это считается почетом: он запел мою песню – он меня уважает.

В эвенкийском фольклоре на такое обижаются: он запел мою песню – он дразнит меня.

Тексты песен обычно импровизировались. Пели о жизни, о том что окружает человека, от избытка чувств…

К. Примером для разучивания может быть «Песня охотника» (из сборника «Эвенкия пет» стр.37).

Во время разучивания обратить внимание на значение слова «ехорье!». Уже во время исполнения песни ее можно обыграть движениями (элементы движений народов Севера либо свободная импровизация).

К. Если останется время от урока учащихся можно познакомить с «Ненецкими танцевальными картинками» из репертуара Красноярского танца Сибири (это может быть видеозапись, или  живое исполнение музыки на фортепьяно учителем).

 

Конечный результат урока:

1.     обогатить словарный запас детей;

2.     находить сходства и различия в песенном творчестве народов Сибири и Севера;

3.     узнавать звучание музыкальных инструментов Севера.

 

 

Отсроченный результат (в виде домашнего задания):

1.     сочинить свою личную детскую песню;

2.     оформить песню в виде книжечки или открытки;

3.     подготовка к итоговому уроку.

 

 

Рекомендуемая литература к уроку:

1.     Музыка. Большой энциклопедический словарь. Москва 1998г.

2.     Эвенкия поет. Составитель и музыкальный редактор Л.Масенников. Красноярск 1975г.

3.     Ненецкие песни. Любовь Ненянг.Красноярск 1985г.

4.     Танцы Сибири. М.Годенко, А.Мельник. Красноярск 1968г.

 

 

Итоговый урок в четвертом классе.

 

Тема:  Ярмарка юных талантов. Музыкальный фольклор Сибири и Севера.

Цель: Создать условия для творческого самовыражения каждого ребенка.

 

Задачи:

1.     провести презентацию индивидуально и по группам детей, которые сочиняли, собирали, изготавливали: песни, сказки, музыкальные инструменты, частушки, потешки и .т.д.

2.     организовать исполнение личных песен, обыгрывание общих песен, проведение детских фольклорных игр и т.д.

3.     создать ситуацию успеха каждого ребенка.

 

Оформление урока: уголки быта народов Сибири и Севера; выставка поделок, рисунков, собранного фольклорного материала и т.д.

 

 

Содержание урока.

 

Комментарий. Содержание, форма проведения итогового урока напрямую зависит от методического творчества учителя музыки.

Можно дать только несколько рекомендаций в проведении итогового урока:

1.     первый вариант: учитель во время презентации той или иной творческой группы организует совместное действие как бы «хозяев» и «гостей».

«Хозяева» и «гости» вместе исполняют и обыгрывают песни, играют на музыкальных и шумовых инструментах, разучивают личные детские песни, проводят детские игры и т.д. Это можно сделать в рамках одного урока.

Во время проведения урока, если в этом есть необходимость, демонстрировать видеозаписи фольклорных ансамблей (в том числе местных).

2.     второй вариант: учитель может воспользоваться интеграцией с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр), с другими учебными предметами (художественный труд, история).

При этом временные рамки урока могут быть раздвинуты. Приглашение местного фольклорного коллектива только сделает урок ярким и незабываемым.

3.     на уроке можно повторить игры, полюбившиеся детям, предложить различные творческие задания. Главное, чтобы каждый ребенок, смог не только присутствовать на празднике, но и прожить это время с полной реализацией своих творческих возможностей.

Закончить урок-праздник желательно общими песнями , играми.

 

 

 

 

Используются технологии uCoz