Окружающий мир:

организация занятий

 

Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую действительность, мы должны ввести детей в мир природы, научить их культуре общения с растениями и  животными.  Способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует экологическую личность, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком.

Программа регионального компонента включает доступный ребенку младшего школьного возраста материал, являющийся средством для формирования представлений учащихся о картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве, выработки умения организовывать свою жизнь и деятельность.

Содержание программы национально-регионального компонента:

-         конкретизирует содержание образовательной области "Окружающий мир" и позволяет выстраивать его с учетом происходящего в местном сообществе;

-         способствует  в процессе познания природы, исторических особенностей   родного края, культуры, развитию ребенка, его самовыражению;

-         является средством для осуществления органического единства интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе появляется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом.

            Особенностью реализации направлений, лежащих в основе программы (географические, природные и исторические особенности Красноярского края; воспитание позиции "Я - гражданин родного края"), является структурирование содержания курса. Выделены три "сквозные" темы: "Красная книга Красноярского края", "Разнообразная деятельность человека по охране природы родного края", "Исторические достопримечательности своей местности, краевого центра". Каждая тема разворачивается поэтапно на протяжении всего периода  обучения. Имеет теоретическую и практическую направленность.

Программа предполагает, что педагог может самостоятельно подбирать и использовать тот или иной материал при организации усвоения темы.

Для организации занятий и уроков, предлагаем наряду с традиционными формами использовать эколого-природоведческие, дидактические игры, экологические проекты и сказки, викторины, КВН.

Эколого-природоведческие игры.

"Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер его маленького человека,  взгляды на жизнь, его идеалы.

 Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению  сложных жизненных проблем".

                                                                                    Ю.Нагибин.

При изучении темы "Красная книга Красноярского края"(1 класс) можно провести игру "Красная книга - сигнал опасности".

Цель игры:

-         -помочь учащимся понять предназначение Красной книги;

-         -выяснить, какие растения и животные являются редкими в регионе и почему;

-         какие растения и животные официально занесены  в Международную, Краевую  или Российскую Красную книгу.

Игру можно разбить на три этапа. Первый этап - подготовительный. Предполагается провести экскурсии к водоему, на луг. Беседы на темы "Жизнь водоема", "Лесное царство" и т.д.  Второй этап - "составление" Красной книги региона. Дети могут принести на урок фотографии, картинки, свои рисунки тех растений и животных, которые являются редкими в регионе. Третий этап - представления о редких растениях региона могут пополняться (по возможности) за счет высадки редких растений на специально отведенной территории или оказания помощи в лесничестве.

Можно провести игру на уроке.

Оборудование: панно с изображением луга, леса, водоема (цветовой фон); карточки с изображением растений и животных луга, леса, водоема и т.д.

Ход игры: дети делятся на команды. Каждая команда должна "расселить" растения и животных согласно условиям среды их  обитания. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее всех выполнит задание.

Можно провести эту игру в форме подвижной. Здесь дети являются представителями флоры и фауны луга, леса, водоема (с помощью шапочек-масок). Среда обитания (водная, почвенная, наземно-воздушная) обозначается на полу. По сигналу учителя дети-растения и дети-животные занимают свою среду обитания.

Самый важный этап игры начинается после того как дети "освоят"

свою среду обитания. Учитель меняет условия в какой-либо среде обитания (например, "загрязняет " промышленными отходами воду, объявляет о весенней охоте и т.д.). Дети делают вывод, что некоторые виды растений и животных в силу изменившихся условий их привычной среды обитания, начинают исчезать.

Далее можно рассмотреть приготовленные детьми заранее фотографии, рисунки редких растений и животных своей местности, выяснить, какие из них являются редкими, исчезающими, какие из них внесены в Красную книгу.     

Справка для учителя.

Богат животный мир Красноярского края. Здесь, в тайге, тундре, в степях и горах, обитают 342 вида птиц, 89 видов зверей, 12 видов пресмыкающихся и земноводных. Все они нуждаются в защите. В июне 1996 года Законодательным собранием края был принят закон о "Красной книге Красноярского края". Красная книга Красноярского края является нормативным документом ,обязательным  к исполнению всеми гражданами и организациями.

В первое издание книги было включено 167 видов животных, из них: 111 видов -птиц, 13 видов -млекопитающих, 1 вид - пресмыкающихся, 3 вида- земноводных, 6 видов - рыб, 23 вида -  насекомых. Во втором издании книги (2000 год) - 123 вида животных. Количество животных уменьшилось в связи с изменением административных границ края. Из-за отсутствия специалистов и целевых исследований не претерпела существенных изменений информация по рептилиям и земноводным. Это одна из слабоизученных групп животных в крае. В книге отсутствуют разделы по моллюскам, паукообразным, червям. В 2001 году принято решение о подготовке материалов к изданию Красной книги растений Красноярского края.

Природа края под воздействием человека быстро преобразуется, особенно на юге. При этом нередко меняются в неблагоприятную сторону условия обитания животных, произрастания растений, а зачастую происходит прямое их истребление. Совершенно иными стали транспортные условия в северных районах края. В самые отдаленные участки тайги и тундры несложно попасть на самолете и вертолете. Енисей стал оживленной транспортной магистралью. По рекам и речкам,  почти до самых верховий, ходят моторные лодки и катера с мощными моторами. В лодках и катерах люди почти всегда с ружьями и сетями. Охотничий и рыболовный надзор нередко не в состоянии справиться с великим нашествием "любителей" даров природы. Красная книга РФ была утверждена в 1982 году. В нее было внесено 25 видов птиц,  5 видов млекопитающих, встречающихся в Красноярском крае.

 Исчезающие виды: краснозобая казарка, кречет, алтайский улар, белый журавль, дрофа-красотка, кроншнеп, снежный барс.

Редкие виды: розовый пеликан, кудрявый пеликан, черный аист, фламинго, лебедь, гусь-сухонос, савка, орлан-белохвост, беркут, орел-могильник, степной орел, скопа, сапсан, балобан, дрофа, кречетка, азиатский бекасовидный веретенник, розовая чайка, красный волк, белый медведь, лаптевский морж, путоранский баран.

В Красную  книгу РФ внесены растения: ежевик коралловидный, лобария легочная, лобария сетчатая, рогатик пестиковы, башмачок настоящий, башмачок крупноыветный, ковыль перистый, ятрышник шлемоносный, калипсо луковичная, борец двухцветковый, кандык сибирский и др.

 

Тема: "Редкие растения, занесенные в Красную книгу Красноярского края" (2 класс).

Можно отправиться на заочную экскурсию (путешествие) в ботанический сад, место, где собрано большое многообразие растений, на поляну первоцветов, редких растений края. Темы могут быть разными. Заранее составляется маршрут экскурсии.

Цель экскурсии: на основе новых представлений об охраняемых растениях Красноярского края развивать познавательные и коммуникативные способности учащихся.

 Предварительная работа. Наблюдение за развитием природы ранней весной. Рассматривание иллюстраций с цветущими растениями. Знакомство с редкими растениями, произрастающими в регионе.

Организация проведения экскурсии (путешествия).

Беседа: "Как вести себя в ботаническом саду".

-         Ребята, вы когда-нибудь бывали в ботаническом саду? Хотите туда отправиться? А вызнаете, как необходимо вести себя на экскурсии (в путешествии)? И т.д.

Из истории ботанического сада:

            Первые ботанические сады появились очень давно в Западной Европе: в Италии, Англии, Франции. В России сады появились во времена Петра I и назывались "аптекарские сады".

-         Как вы думаете, почему? (вначале в ботанических садах выращивали только лекарственные растения для нужд аптеки).

-         Ребята . а как вы думаете, для чего необходим ботанический сад? (для изучения, охраны редких видов растений, для того, чтобы предотвратить полое исчезновение редких видов).

К сведению:

Ботанический сад им. В.М. Крутовского (Красноярск), как особо охраняемая природная территория краевого значения, создан в 1995 году для сохранения генофонда акклиматизированных плодовых и декоративных растений. В его состав входят мемориальная часть, коллекционное, интородукционное и маточное отделения. Все виды работ в саду осуществляются преподавателями и студентами технологического университета.

1. К числу исчезающих видов относятся первоцветы. Первоцветы - это первые цветы после зимы. Первоцветы вырастают быстро, когда солнце светит ярко.

-         Какие первоцветы вам знакомы? Где вы их встречали? Почему первоцветы внесены в Красную книгу?

Рассматривание и описание растений (2-3 вида)

-         Как вы думаете, что надо делать, чтобы эти растения полностью не исчезли?

2. А сейчас посмотрите вот сюда. Для демонстрации можно использовать слайды, фотографии, гербарные образцы.

Проталина.

Выйдя из леса, я заметил: в поле что-то чернеет. "Что бы это? - подумал я и вдруг догадался. - Да это же земля!" И так не терпелось увидеть освобожденную от снега землю, что я свернул с дороги и пошел к проталине. Почва была влажная, вязкая. От нее шел хмельной весенний запах. На клочке прошлогодней пашни виднелись свежие птичьи следы: здесь, радуясь показавшейся земле, бродили вороны.

            Я долго стоял на проталине, и не хотелось уходить с нее на снег.

            На муравейнике, что под большой елкой, в полдень показались муравьи. Десятка два - три, не больше. Они выползли из своих глубоких подземных норок и, греясь на солнце, неторопливо копошатся на сухой вершине кучи. А вокруг еще лежат обширные непроходимые для муравьев снежные поля.

            У грязно-серой кромки пропитанного водой снега появился подснежник. Голубое пятнышко лепестков виднелось издали, как радостная улыбка победившей весны

                        В.А. Безруких, М.В. Кириллов "Физическая  география Красноярского               края и республики Хакассии".

Альпийские розы.

Как только не называют рододендрон! И багульником, и кашкарой, и черногривом, и шкерном, и драпоштаном. А нарек его рододендроном в 1753 году знаменитый Карл Линней. В переводе с греческого это означает розовое дерево. Уже описано более 1200 видов и около 1000 сортов рододендрона. Форма, величина, окраска венчика весьма разнообразны. Они цветут весной, в апреле, мае, по большинство в июне.

Орхидея северных лесов.

Ботаники нарекли эту севеную орхидею греческим словом киприпедиум, что значит  башмачок Киприды. В России цветок назвали венериным башмачком, а ботаники - башмачком настоящим. Бытуют в нашей стране и другие его названия, например, кукушкин башмачок, марьин башмачок, сапожки богородицы и даже адамова голова.

            Цветки венериного башмачка, пожалуй, даже слишком бросаются в глаза своей сказачной красотой и замысловатой конструкцией. Высота растения 15-50 сантиметров. Цветет оно   в конце мая - начале июня и очень редко - один раз в 10, а то и 18 лет. Ныне оно быстро исчезает как в результате уничтожения лесов,  так и от рук "любителей" цветов, ведь цветок в букетах совсем не держится, молниеносно увядает. Именно поэтому в настоящее время сплошные заросли венериного башмачка - большая редкость.

            В Красную книгу угодил и ближайший родственник венериного башмачка - башмачок крупноцветковый. Цветки этого башмачка лиловые или фиолетово-розовые. Исключительно высокодекоративное растение, нуждающееся в заботе цветоводов и в охранном режиме.

            Встречается в хвойных и смешанных лесах, а также на луговинах башмачок пятнистый, у него вся губа  в розовых слившихся пятнах, рябенькая.

Самостоятельная работа.

-         Представьте, что вы стали учеными-исследователями. Вы вооружились фотоаппаратами - вашим острым зрением, с помощью которого вы сумеете заметить даже малейшие различия в растениях. Пусть каждый выберет на поляне одно растение и внимательно понаблюдает за ним.

Можно предложить алгоритм по изучению внешнего вида цветкового растения.:

-         Как называется? (определяется позднее по атласу в группе).

-         Части растения.

-         Внешний вид частей растения (окраска, величина, форма твердость стебля, количество стеблей, цветков).

-         Внешние отличительные признаки растения.

Отчет о выполненной работе.

Прощаемся с ботаническим садом и возвращаемся в класс.

-         Понравилась ли вам экскурсия (путешествие)?

-         Успели справиться с заданием?

Дети описывают свои растения, уточняют их названия, корректируют свои описания.

Заключительная беседа.

-         Что бы я сделал для сохранения исчезающих растений, если бы был… (туристом, журналистом, директором ботанического сада, директором химического завода).

-         А я - ученик 2 класса, что могу сделать для этих растений?

-         Ребята, каждый из вас во время экскурсии (путешествия) подробно изучил растение из Красной книги. Давайте для всех ребят школы оформим стенд "Редкие и исчезающие виды растений". Для этого нарисуем эти растения и подпишем их названия.

 

Тема: "Животные, занесенные в Красную книгу Красноярского края"(3 класс).

Кто в зоопарке живет? (кроссворд)

К - самый крупный сокол. Окраска от белой до буро-серой. Обитает в зоне тундры.

      Питается птицами (чайки, белые куропатки, утки). Внесен в Красную книгу (кречет).

Т - крупная хищная птица, относящаяся к настоящим орлам. Окраска темно-бурая. Затылок с желтыми заостренными перьями. Питается крупной добычей. Нападает даже на косуль. Главная добыча - зайцы, лисицы, суслики. Внесен в Красную книгу (орел-беркут).

О - ловкий охотник на мелких птиц, но нападает также на глухарей, мышей, полевок и даже зайца. Ценнейший пушной зверь тайги. Он охотно поедает ягоды и орехи. (соболь)

В - в поле, голову задрав, воет с голоду… (волк).

З - В березовую рощу позавтракать ходил огромный бык, мохнатый красавец.

      (зубр)

О - степной орел

О - утоляем голод мхами, пусть укрыла их пурга, как  лопатами , рогами разгребаем мы снега (олень)

.П - какая птица ходит по стволу вниз головой (поползень).

А  - водится в высокогорьях Саян. Окраска буровато-серая с крупными кольцеобразными темными пятнами. Длина тела около 130 см, хвост толстый, длиной 90 см. внесен в Красную книгу как исчезающий вид. Добывает горных козлов, реже косуль, зайцев. Живет в пещерах и расщелинах среди скал в зоне альпийских лугов (снежный барс).

Р - очень крупная птица тяжелого и мощного сложения. Окраска пестрая    - сочетание рыжего, серого, и белого цветов. Брюхо беловатое, крылья белые с темными концами. Хорошо и много ходит. Степная птица. Внесена в Красную книгу (дрофа).

К - ценный пушной зверек. Окраска однотонная, яркая, рыжевато-охристая. Губы и подбородок белые, на передней части мордочки и у глаз черно-бурая "маска". Основа питания -грызуны средних и мелких размеров. Численность уменьшилась. (колонок).

Е - очень крупная снежно-белая птица. Населяет всю таежную зону и лесотундру края. Вес 7-10, редко до 12 кг. Кормится на воде, но не ныряет, а только погружает в воду голову и шею. Один из первых вестников весны. Прилетает задолго до вскрытия водоемов, когда в тайге лежит снег. Кормится водными растениями и беспозвоночными животными. Охраняемая птица (лебедь-кликун).

Ж - очень редкая, почти не изученная и загадочная птица. Все сведения о ней представляют для ученых большой интерес. Общая окраска черная, голова и шея белые, темя красное. Клюв зеленоватый, ноги черные. Глаза карминно-красные. Внесен в Красную книгу мира (черный журавль, или журавль-монах).

И  - очень крупная сова черновато-желтой окраски с большими "ушами". Размах крыльев - до 180 метров. Сидит прямо, на земле или чаще на дереве. Полет медленный и волнистый, бесшумный, обычно низко над землей. Голос  -глухое и громкое "уханье"(филин).

В - обитатель арктической зоны, крупнее бурого медведя. Отличный пловец и ныряльщик. Может находиться под водой до 2 минут. Основной пищей является нерпа, реже - морской заяц. Занесен в Красную книгу. (белый медведь).

Е - кто птенцов зимой выводит? (клест)

Т - средней величины птица. Самец блестяще-черный с белым подхвостьем и "зеркалом " на крыле. Хвост лирообразно загнут. Брови красные. Самка рыжевато-серая. В тайге зимой собирается стаями и кочует в березняки и поймы рек. Необходима строгая регламентация охоты (тетерев).

 

Тема: "Разнообразная деятельность человека по охране природы" (2 класс).

По заповедным местам Красноярья (заочное путешествие).

Цель: развивать познавательную активность учащихся в процессе формирования представлений об охранных природных территориях (местах) - заповедниках, заказниках, музеях, законах, которые регулируют поведение людей, экологическое мышление.

Оборудование: эмблема заповедника, карта-маршрут по заповеднику "Столбы", слайды, фотографии, иллюстрации.

Музыкальное оформление: записи: "Тишина леса", "Голоса птиц", "Голоса леса".

-         Прислушайтесь, осмотритесь: куда привела нас тропинка?

Можно прочитать: Государственный заповедник "Столбы" основан в 1925 году. Находится под охраной государства.

-         Кто знает, что такое заповедник?

-         Для чего создается заповедник?

-         Чтобы узнать, правильно ли мы думаем, надо побывать в заповеднике. Подумайте, как это сделать, чтобы побольше узнать и секреты природы разгадать?

-         Может нам поможет волшебная карта-маршрут по заповеднику "Столбы"? На ней увидеть маршрут путешествия помогают знаки.

Появляется экскурсовод.

-         Чем могу быть полезна? Что вы хотите? Я знаю одну игру, но она должна проводиться по правилам заповедника. А вы их знаете?

-         Что возьмем с собой? Вот есть лукошко для сбора грибов и ягод. Возьмем его? Почему?

-         А вот магнитофон. Возьмем его, чтобы скучно не было?

-         А что возьмем?

-         Тогда в путь.

Неповторима природа заповедника "Столбы". На сотни километров распростерлась сибирская тайга. И среди вечнозеленого моря - гряды причудливых скал, сказочных каменных изваяний, напоминающих своими очертаниями то огромную голову седобородого старца, то неприступную средневековую крепость, то перья гигантской птицы, обронивших их в стремительном полете.

            … Было это в далекой древности. Жил в Сибири свенравный могучий царь Енисей. На гордо поднятой голове носил он прекрасную ледяную корону Саян.

            Много дочерей имел Енисей, но самыми прекрасными были Базаиха и Лалетина.

            Однажды приехал к царю со своей свитой богатырь, князь Такмак, сватать Лалетину. А Енисей хотел выдать Базаиху - старшей она дочерью была. Но наотрез отказался князь Такмак от такой невесты  - слишком уж сварливой и капризной слыла она.

            Рассердился тогда царь Енисей и, поднявшись во весь свой богатырский рост, сказал:"Коль так, - быть тебе, князь Такмак, и всем твоим богатырям каменными столбами. Сделаю я своих дочерей речками, и будете вы стоять подле них веки вечные".

            Сказал - и так свершилось. Но слишком высоко к солнцу поднял к солнцу свою гордую голову царь. Растаял от солнца его ледяной шлем, и сам Енисей превратился в могучую речку…

            Так о происхождении красноярских столбов рассказывается в народной легенде.

            Далее дети знакомятся с растительным и животным миром заповедника . Можно провести это знакомство в форме игры. Дети "превращаются " в деревья, кустарники, травянистые растения и т.д. заповедника. Получился живой лес, но он перепутан, а в заповедном лесу свой порядок - "по этажам". Надо восстановить порядок. Расселиться на ступеньках. Растения рассказывают о себе.

Входящему на столбы.

…Не рви цветов у скал высоких,

Живых деревьев не ломай.

Зверей не трогай быстроногих

И птиц напрасно не пугай.

                    Не жги костер - изранишь землю,

                    Вдруг ветер: и пошел пожар…

                    Прислушайся - природа внемлет,

                     И каждый шаг твой, как удар.

Прошу тебя: будь осторожен,

Не нарушай лесной покров.

Ведь для земли он будто кожа,

А сколько скрыто в нем миров?!

                     Я верю: заповеди эти

                     Ты будешь свято соблюдать.

                     Столбы одни на белом свете -

                     Нам их беречь и охранять.

                                                      И.Косинская.

 

На территории заповедника выделяются два растительных пояса: нижний( 200-500 м над уровнем моря) и верхний(500-800 м над уровнем моря). В нижнем поясе произрастают сосна и лиственница, а в местах порубок и пожаров  - береза и осина. В верхнем поясе преобладают елово-пихтовые леса, сосняки-брусничники, сосняки-черничники. По долинам рек, речек и ручьев - приручейная елово-пихтовая тайга.

В лесах заповедника много ягод: брусники, черники, малины, черной и красной смородины, алтайской жимолости, лекарственных трав, грибов. В нижнем ярусе в период цветения образуется ковер из купальницы (жарков), ирисов, лилий, марьиных кореньев, венериных башмачков.

Здесь обитают 85 видов млекопитающих, 150 видов птиц. 22 вида рыб. Наиболее многочисленными являются кабарга, марал, медведь, рысь, росомаха, барсук, горностай, норка, белка, заяц-беляк; редки: выдра, ласка, заяц-русак, ондатра, колонок, кутора.

Среди пернатых типичны обитатели лесов: глухари, кедровка, трехпалый дятел, клухая кукушка, дрозды, мухоловки, мугимаки, соловьи(синий, красношейка, дальневосточный). В нижнем поясе: коростель, пустельга, малый пестрый белоспинный дятел, черная ворона, сорока, галка, зяблик, овсянка.

В водах рек водятся: щука, окунь, язь, елец, плотва, пескарь, сиг, таймень, хариус, ленок.

На территории заповедника находится "живой уголок", в котором обитают представители животного мира.

Путешествие проходит по точно заданному маршруту с возможными остановками для отдыха на берегу речки или в тени деревьев. Для наблюдений за жизнью животных можно использовать "бинокли".

- Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс. Природа заповедника вдохновляет многих художников, писателей, композиторов на создание прекрасных произведений. Давайте пофантазируем и вообразим телевизионный экран будущего, с помощью которого можно увидеть картину заповедника. Подумайте, какой будет ваша картина. В каждом заповеднике есть знаки. А какие бы знаки создали вы?

Можно провести игру-моделирование "Я создаю заповедник", провести конкурс экологических сказок, подробнее ознакомиться с Красной книгой, экологическую игру "Я - экскурсовод".

 Справка для учителя.

Особо охраняемые территории Красноярского края:

-         Государственные природные заповедники;

-         Национальные парки;

-         Природные парки;

-         Государственные природные заказники;

-         Памятники природы;

-         Дендрологические парки и ботанические сады;

-         Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

            Нередко нарушение бережного отношения к природным ресурсам приводят к уничтожению некоторых видов растений и животных, целых природных комплексов. Их уже невозможно вновь воссоздать. Для того чтобы избежать таких результатов, создаются особоохраняемые территории природы. они различны по организационной форме и назначению. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, государственные памятники природы.

            Землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты), сообщества, растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных. Территория заповедников навечно изымается из хозяйственного пользования. Заповедники являются эталонами природы, местом сохранения генофонда растений, животных и поэтому имеют строгий режим охраны.

            На территории края организовано пять заповедников, из них два являются биосферными, то есть работающими по особой программе Организации Объединенных Наций, принятой для многих заповедниках во всех странах мира; это Саяно-Шушинский, Центрально-Сибирский; государственными заповедниками также являются: Столбы, Таймырский, Путоранский.

 Заказник - это территория в пределах которой запрещаются временно или постоянно отдельные виды или формы хозяйственной деятельности. В целях обеспечения охраны одного или многих видов живых существ, биоценозов.

            На территории края и Хакассии организовано несколько десятков заказников. Например, в заказнике Арга (местного значения) Боготольского района охраняются лось, марал, косуля, соболь, колонок, норка, выдра, глухарь, тетерев, рябчик. Комплексными заказниками являются Березовая дубрава (Назаровский, Ужурский районы) Богунай (Рыбинский район), Больше-Касский (Енисецский район).

            Есть в крае и видовые заказники. Например, Больше-Кетский (Пировский район), Больше-Кемчугский (Емельяновский район), Кемский (Казачинский район) и некоторые другие, в которых охраняют какое-то животное, например, бобра, хотя при этом обращается внимание на охрану других животных.

            Государственные памятники природы. К ним относятся небольшие по размерам объекты природы, представляющие природный или исторический интерес.это могут быть геологические обнажения, растения, необычные родники. Например, в крае к геологическим памятникам относятся некоторые пещеры, к ботаническим - Лугавской бор в Минусинском районе, сосновый бор в Туруханском районе. В 2000 году зарегистрировано 66 объектов, имеющих статус памятников природы краевого значения.

            Национальный парк    Шушенский бор.

Красноярск - административный центр края.

            Город находится в широкой енисейской долине, окруженной горами, сопками, холмами и возвышенностями которые покрыты тайгой, березовыми рощами, сосновыми борами, перелесками. На юго-востоке над городом высятся щетинистые хребты Куйсумского нагорья, на северо-востоке -  конусовидный Каратаг(Черная гора), на западе - нагорье Гремячая грива. Юго-западная часть города примыкает непосредственно к заповеднику "Столбы". В черте города ррасположены многочисленные енисейские острова: Посадный, Отдыха, Молокова, Татышев.

            Красноярск  - один из старейших городов Сибири. В 1628 году на Стрелке, у впадении реки Качи в Енисей, казаки под командованием воеводы Андрея Ануфриевича Дубенского поставили острог с дозорными башнями, положившими начало городу. После того как Сибирь была присоединена к России, Красноярский острог превратился в захолустный городишко. И таким оставался ,пока не прошла через него большая дорога (Московский тракт). В 1822 году была образована Енисейская губерния. Красноярск стал ее административным центром. В 1895 году к Красноярску подошла Транссибирская железная дорога. На красноярской станции заработали паровозное депо, железнодорожные мастерские.

            В 1920 году в городе установилась Советская власть. Освобождение было оплачено ценою многих жизней. Памятник погибшим борцам за свободу установлен на Красной площади Красноярска. На мраморных стенах мемориала в честь воинов , погибших на Великой Отечественной войне, бронзой начертаны почти двенадцать тысяч фамилий - столько жителей Красноярска не вернулось с войны. А в городе перед войной было всего 200 тысяч населения.

            Красноярск - родина великого живописца В.И. Сурикова, известного ученого-геолога и географа, исследователя многих рек Восточной Сибири и Дальнего Востока И.А. Лопатина, композитора Н.Иванова - Радкевича, талантливого пианиста В.Крайнева, одного из самых популярных скрипачей срвременности. Народного артиста СССР В.Третьякова, оперного артиста СССР В.Пьявко, балалаечника, заслуженного артиста РСФСР Б.С.Феоктистова.

            В Красноярске выпускают сталь и алюминий, мощные краны и зерноуборочные комбайны, холодильники "Бирюса", телевизоры "Рассвет", шелковые ткани, бумагу и др. Красноярск - крупный научный, культурный центр, важный транспортный узел Восточной Сибири.

Правила поведения на природе.

1.   Не ломай ветви деревьев и кустарников.

1.      Не повреждай кору деревьев.

2.      Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.

3.      Не рви на лугу, в лесу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

4.      Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много.

5.      Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток.

6.      Не сбивай грибы, даже несъедобные.

7.      Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

8.      Не лови бабочек шмелей стрекоз, других насекомых.

9.      Не разоряй гнезда шмелей.

10.  Не разоряй муравейник.

11.  Береги лягушек, жаб и головастиков.

12.  Не убивай змей, даже ядовитых.

13.  Не лови диких животных и не уноси их домой.

14.  Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.

15.  Не разоряй птичьи гнезда.

16.  Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной, в начале лета. Она легко может поймать плохо  летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

17.  В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

18.  Не поджигай весной сухую траву. С сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений.

19.  Не оставляй в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.

           

           

Окружающий мир:

организация работы с текстами на уроках

 

Рекомендуем на уроках специально организовывать работу с текстами для чтения, начиная с простых заданий и постепенно усложняя их.

Примеры заданий (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева "Окружающий мир" 1 класс: методические рекомендации):

1.      Коротко сформулировать, о чем этот текст.

2.      Ответить на вопросы к тексту (по содержанию).

3.      Придумать заголовок к тексту.

4.      Выделить (можно маркером, карандашом) главные слова.

5.      Слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая поможет вспомнить его.

6.      Вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию.

7.      Выделить (карандашом или маркером) непонятные и незнакомые слова.

 

Тема: "Разнообразие природных ресурсов края, бережное использование и охрана"(3 класс).

Тексты  для чтения (варианты).

Приглашение к путешествию.

            У меня в комнате висит географическая карта -  такая большая, чуть не от пола до потолка…

            Чего только нет на моей карте! Зеленые равнины тайги, коричневые нехоженые плоскогорья, синие жилы рек и самоцветы озер, густотемные горные хребты, россыпь городов-кружочков, извилистые линии дорог и строгие, как на чертеже, пунктиры ЛЭП, геологические треугольники и ромбы различных месторождений.

            Сбоку, по полю большой карты-рамы, расположилось целое семейство маленьких карт. По одной разбежались звери и птицы - словно в зоопарке, собрались жители всех природных зон: степные дрофы и суслики, таежные соболи и медведи, горные отшельники маралы и кабарги, тундровые бродяги олени и песцы, морские звери, моржи и белухи.

            На другой маленькой карте пестрыми пятнами разбросаны полярные мхи и полынные степи, темные кедровые урманы и светлохвойная лиственная тайга. Есть здесь величавые сосновые боры, словно сошедшие с картин знаменитого художника Шишкина и чахлые лесотундры, и светлые березовые рощи посреди хлебных полей.

            Приезжают ко мне гости - москвичи, - удивляются : "Вот так карта!"

            Тоже присаживаются на корточки и задирают голову, разыскивая романтичные названия, знакомые со школьных уроков географии: мыс Челюскин, архипелаг Норденшельда, Ванавара ("Это здесь упал Тунгусский метеорит!"), пик Грандиозный, Дивногорск, Кузнецкий Алатау…..

-         Неужели это всё…..?

-         Да, всё это наш Красноярский край.

-         Просто не верится. Арктика и целинные степи, тайга и хлебные нивы….

Я могу долго-долго стоять перед картой в задумчивости. И тогда перед глазами сквозь географические значки, как живые, начинают проступать синие таежные дали, горные перевалы, в распадках которых клубятся хмурые  туманы, в вышине сверкают бледно0золотистые снега. Зовут за горизонты ленты дорог, струятся дикие каменистые реки…

                                                                                    Б. Петров.                     

Красноярская ГЭС.

Местом для строительства мощной ГЭС на великой реке оказался Шумихинский створ, расположенный неподалеку от деревни Шумихи, где высокие гранитные скалы сжали Енисей, а ее крепкое дно могло выдержать громадную тяжесть плотины. В плотину Красноярской ГЭС уложено около шести миллионов кубических метров бетона. Врезавшись плечами в скалистые берега, она поднялась на 124 метра -  высоту сорокоэтажного дома. Длина плотины по гребню более одного километра. А вес почти пятнадцать миллионов тонн. Толща плотины, ее вес надежно удерживают напор водохранилища.

            Красноярское водохранилище и гидроузел оказали значительное влияние на местный климат. Проектировщики полагали, что зимой вода в Енисее ниже плотины не будет замерзать на протяжении всего 10-15 километров, а летом в районе Красноярска она будет хорошо прогреваться. Действительность показала, что даже в жаркие июльские дни температура енисейской воды в городе не поднимается выше 12-13 градусов. Енисей не замерзает на расстоянии более 200 километров.

 

                                                                                           А.Н. Колесов "По Енисею".

 

Чтобы жить, человеку в условиях умеренного климата необходимо два-три литра воды в сутки. Но значение воды для человека не ограничивается употреблением ее для питья и приготовления пищи. Она тратится на поддержание чистоты тела, жилых служебных помещений, для оздоровительных и спортивных мероприятий, для поливки зеленых насаждений, борьбы с уличной пылью и другие нужды. Причем важно не только количество, но и высокое качество воды, с которым прямо связано здоровье населения.

            Водоснабжение населения относится к одной из глобальных проблем человечества. Около половины населения земного шара не имеет возможности хранить питьевую воду и очищать ее. По данным Всемирной организации здравоохранения, только 11 процентов жителей нашей части света - Азии -  обеспечены водой хорошего качества. Около четверти населения планеты страдают от болезней, вызванных нехваткой воды.

            Как же обстоит дело с водоснабжением населения Красноярского края? Каждый человек в сельской местности - а это около четверти населения всего края - потребляет примерно 50 литров воды в сутки. В городах при наличии централизованного водоснабжения, норма потребления колеблется от 120 до 420 литров в сутки. В среднем на одного жителя края приходится около 260 литров воды в сутки.

            Большая часть объема воды для нужд населения в крае составляют не речные, а подземные воды. Таким образом, водоснабжение населения в количественном отношении мало уменьшает речные воды. Но при этом в реки спускаются уже сточные воды из систем канализации и, на первый план выходят вопросы их качественной очистки.

                                                                Л.М. Корытный "Реки Красноярского края".

Растения-геологи.

            Геологи обратили внимание на то, что некоторые растения могут быть надежными показателями на поиски тех или иных полезных ископаемых.

            Например, фиалки хорошо растут на почвах, содержащих много меди и цинка; грудница мохнатая неравнодушна к никелю, а  зверобой, тимьян, астрагал -  к молибдену. Связано это с тем, что эти и другие растения -"геологи" имеют способность собирать из почвы своими корнями и накапливать в стеблях и листьях определенные химические элементы. Чем больше в почве "любимых" для растения элементов, тем лучше они развиваются, пышней их цветы.

                                                В.А. Безруких, М.В. Кириллов "Физическая география                  

                                                                  Красноярского края и республики Хакасии".

"Съедобные" камни.

            В разных странах, на разных континентах люди употребляют в пищу разные продукты. Только один продукт одинаков везде - это соль.

             Соль входит в состав почти всех блюд. Даже в сладкие пирожные… Солонка неизменно занимает почетное место на обеденном столь.  Это не привычка, не традиция, а жизненная потребность.

            В теле взрослого человека около 200 граммов соли. Для поддержания нормальной жизнедеятельности человек должен ежедневно получать 20-25 граммов соли. Пожалуй, не один из продуктов питания не употребляется в таком малом количестве и не имеет такого огромного значения в жизни, как соль.

            В недрах Тасеевского района содержатся миллиарды тонн каменной соли, которая извлекается в виде рассола. Здесь находится один из старейших в Сибири Троицкий солеваренный завод.

            Есть еще один камень, который мы поглощаем в заметных количествах. Задумывались ли вы, почему не слипаются друг с другом карамельки и другие конфеты? Причина простая: их обсыпают тальком.

            Тальк безвреден даже для детского организма. Детская  присыпка -  это тонко размолотый просеянный отмученный тальк высшего сорта. Пудра -  это тоже тальк, только ароматизированный, иногда подкрашенный. При упаковке резиновых игрушек тоже употребляется тальк. Мягкие карандаши, используемые химиками для письма по стеклу, - тоже тальк. Блестящая  бумага высшего сорта получила от него блеск, тяжесть, глянцевитость.

            В Красноярском крае находится крупнейшее в стране Киргитейское месторождение талька, расположенное в юго-восточной части Енисейского кряжа.

                                                 В.А. Безруких, М.В. Кириллов "Физическая география                  

                                                                  Красноярского края и республики Хакасии".

 

            Кроме описанных выше заданий, к текстам можно предлагать задания и вопросы, позволяющие детям  подробнее узнать о водоемах, богатствах недр своей местности, поразмышлять, дать экологическую оценку ситуации, сложившейся в регионе.

Например:

-         Как можно сберечь воду? Какие мероприятия по охране водоемов проводятся в нашей местности?

-         Мытье рук - основной элемент личной гигиены. Назовите 5 случаев, когда это необходимо делать.         

-         Какое химическое вещество, содержащееся в воде, может эффективно предотвратить кариес?

-         Бывают ли наводнения в крае, регионе?

-         Сколько ГЭС построено на Енисее и его притоках?(Саяно-Шушенская, Красноярская, Хантайская, Курейская, Майнская, Богучанская). Как  человек "приручил" воду в нашем регионе? Какие последствия этой деятельности можем увидеть?

-         Какие природные материалы используются в строительстве в нашем регионе? Существуют ли опасные для здоровья строительные материалы? (асбест, цинковые краски)

-         Каким образом неконтролируемая потребность в природных ресурсах способствует разрушению окружающей среды?(уничтожение лесов, нарушение правил землепользования, отравление окружающей среды)

-         Назовите три проблемы, связанные с ухудшением окружающей среды в сельских (городских ) условиях.

-         Составить словарь названий на карте своей местности

И т.д.

       …Невозможно представить нашу жизнь без географических названий. Прекратили бы свою деятельность телеграф и почта, замерли бы поезда на вокзалах и корабли у безымянных причалов. Географические  названия изучает специальная наука - топономика (от греческих "топос" - место и "онома" -  имя).Трудными, но и самыми интересными являются исследования названий рек и озер.  Для  рек края характерно, что большинство их названий связано с племенами и народами, населявшими территорию прежде и теперь.

            Корни названия "Енисей"- в языках коренных жителей Сибири. Названия "Ендези", "Ензя-ям" идут от ненцев, а "Еоанеси",что означает "большая вода", - от эвенков.

            Название "Ангара" скорее всего происходит от эвенкийских и бурятских слов "ангай", "ангара", "ангархай", означающих рот, пасть, раскрытый. Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающую воду Байкала.

            "Хатанга"- на долганском "березовый". Действительно , по долине этой реки далеко на север заходят рощи из плосколистной и карликовой березы.

            Две версии о происхождении названия "Кача": "каш" или "кашха" от многочисленного рода самодийцев, живших когда-то в местности около Красноярска, "каче" от тюркского кочевье.

                                                                     Л.М. Корытный "Реки Красноярского края"

Интересной может быть работа по составлению толкового словаря названий населенных пунктов, территорий, улиц, городов своей местности.

Словарь некоторых названий на геграфической карте края.

Арктика - Северная полярная область; от греческого - медведь. "Созвездие Большой              Медведицы" - страна, лежащая под созвездием Б. Медведицы, то есть на севере.

Ачинск - город: от ачыг, так называли татар верховьев р. Чулыма, или от тюркского афи - горький, горько-соленый.

Байкал - озеро: от якутского бай - богатый, куль (коль) - озеро, то есть богатое озеро, или от тюркско-монгольского байгал - большой водоем.

Бырранга - горы: от якутского бырран, что означает "горы по побережью моря или реки".

Вилюй - приток Лены: от слов "Ви", "Вил", что на чукотско-корякском языке означает место, где в древности происходил обменный торг между рыболовами и охотниками

.Дивногорск - город на Енисее, название получил за красоту природы окрестностей города: Дивные горы.

Игарка - от зимовья, в котором жил когда-то ненец-оленевод и охотник с русским именем Егор (Игорка)."Игоркино зимовье".

Кан - река: от тунгусо-маньчжурских языков "река", "приток".

Сибирь - историческая и географическая страна, часть азиатской территории страны. Есть много попыток объяснить происхождение слова "Сибирь". По С,К, Патканову Сибирь - племенное название. В преданиях тобольских татар говорится о народе "сывыр" или "сыбыр", занимавшем земли по среднему течению Иртыша.

И т.д.

Материалы к уроку.

Тема: "Природные зоны  Красноярского края" (4 класс).

1.      Вступительная беседа. Основные рассматриваемые вопросы.

Растения - это жизнь, так как это единственный ничем не заменимый, созданный природой производитель кислорода

Растения - это ресурс самых разнообразных отраслей хозяйственной деятельности человека. Они действуют на духовное состояние человека, удовлетворяют его эстетические потребности.

Растительность - важнейшая часть природы, окружающей человека. Наши первые представления о природе мы составляем по растительности.

2.      Количество видов растений на территории края.

По исследованиям профессора П.М. Черепнина в крае обнаружено 2400 видов растений. Деревьев и кустарников в крае 162 вида, из них деревьев только 14 видов: пихта сибирская, ель сибирская, лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский, тополь черный, тополь лавролистный, осина, береза бородавчатая,. Береза пушистая, береза Кузмишева, ольха пушистая, липа сибирская. К ним с оговорками можно отнести некоторые виды ив, черемуху, рябину. Полукустарников насчитывается 43 вида, травянистых растений более 2000 видов, из них 214 видов однолетних.

-         Какие из перечисленных видов деревьев растут в нашей местности?

-         Какие кустарники, травянистые растения произрастают на территории нашего региона? 

-         Что вы знаете о сибирских лекарственных растениях? Какие из них произрастают в нашей местности? и др.

Далее может быть организована исследовательская работа или работа с гербарными образцами растений.

3.      Природные зоны Красноярского края: особенности растительности, животного мира, жизни и хозяйственной деятельности людей, расположение природных зон на карте края.

Справка для учителя.

На Крайнем Севере растительность зоны арктической или ледяной пустыни. В Красноярском крае эта зона занимает обширную территорию арктических морей и островов, а также мыс Челюскин.

            Беден растительный покров в этой зоне. Растут: полярный мак, камнеломка, лютик, карликовые ивы. Скалы покрыты лишайниками и мхами.

Арктическая тундра занимает север Таймырского полуострова. Растительность здесь не образует сплошного покрова. На едва развитых почвах растут одинокие или группы  зубровки альпийской, мака полярного. Пониженные места обычно заняты болотами. Общий серый облик ландшафту придают господствующие здесь мхи и лишайники. Арктическая тундра на юге сменяется мохово-лишайниковой. Большие площади занимают пятнистые тундры. На повышениях растут куропаточная трава, кассиопея и ива, а понижения покрыты пушицей и осокой.

В подзоне кустарниковой тундры широко распространены заросли кустарника ("лес по колено") из полярной ивы, березки тощей, кустистой ольхи. Здесь три яруса: первый - из кустарников, второй -из кустарников и трав (брусника, голубика, осока, злаки и др.),и третий ярус  - из мха и лишайника. В тундре невелик набор видов растений, но они хорошо приспособились к жизни в суровых условиях севера. Многие из них прижимаются к почве и образуют густопереплетающиеся побеги в форме подушек. Обычны мхи, лишайники, среди трав - осоки, лютики маки некоторые злаки вечнозеленые - багульник, водяника и кустарники - ивы, береза, ольха.

            Говорят, что тундра наступает на лесотундру, а лесотундра на северную тайгу не только в силу естественных процессов, но и потому, что в прошлом и в настоящее время лес вырубается на топливо, строительство, установки буровых, линий электропередач, газо- и нефтепроводов. Зона лесотундры - это переходная полоса от тундры к тайге. Лиственничные редколесья здесь чередуются с заболоченными территориями, торфяниками. Редколесья состоят из лиственницы сибирской до реки Пясины, а восточнее из лиственницы даурской. Западнее Енисея к лиственнице сибирской примешиваются низкорослые и стелющиеся формы карликовых берез, ив и ольхи. Травяно-кустарниковый ярус состоит из багульника, кассиопеи, брусники, голубики, пушицы, а нижний ярус -  их мхов и лишайников.

            Подтайга  сменяется на юге тайгой. А что такое тайга? В восточной Сибири тайгой называют необжитые территории, покрытые лесами, - лесная глушь .В Туве  тайга - это горы, покрытые лесом, неприступная скалистая гора. В научной литературе тайгой называют зону хвойных лесов умеренного пояса Евразии, состоящих из чистых или смешанных насаждений. А в нашей местности что мы называем тайгой? Тайга занимает большую часть территории края.западно0сибирская тайга - темно-хвойная, елово-пихтово-кдровая с обширными площадями болот и заболоченных лесов, а восточно-сибирская - светлохвойная лиственичная с сосной.

            Большой хозяйственный интерес в южной тайге представляют луга, покрытые высокоценными кормовыми злаками и бобовыми травами. Леса южной тайги в прошлом смыкались с горными лесами, спускавшимися до подножия гор. В этом море тайги были "острова " лесостепи. Свободные от леса участки заселил человек. Влияние человека на лес усилилось с тех пор,, когда он начал заниматься скотоводством и земледелием. Люди вырубали лес на хозяйственные нужды, скот вытаптывал лесную подстилку и уплотнял почву, люди выжигали лес под пашни, пастбища, сенокосы. Так, постепенно по южной окраине тайги выделилась особая зона, которую сибиряки называют подтайгой. Для растительного покрова зоны подтайги характерны травяные леса, при этом на запад от Енисея преобладает береза с примесью осины и сосны, а на восток от него сосна и лиственница сибирская. В долинах рек обычны пихта и ель. Травяной покров в лесах высокий и густой.

            Лесостепи Красноярского края называются островными. Один из этих "островов " лесостепи - Ачинский - отделен от Красноярской лесостепи Кемчугским поднятием, А Красноярская лесостепь отделена отрогами гор от Канской.

            Что такое степь? Оказывается , в разных районах нашей страны степью называют различные природные комплексы. Например, в Прикамье - это горы, лишенные леса на вершинах. На Урале степью называют плоские безлесные возвышенности, водоразделы, сухие полосы. Географы степью называют безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью. Степи юга края раньше других мест были заселены человеком. Здесь появилось скотоводство, земледелие и древняя металлургия. Отсюда кочевники двигались к северу, осваивая Назаровскую и Ачинско - Боготольскую лесостепи. Особенно интенсивное преобразование природы началось со времени освоения целинных земель. Оно происходит и в настоящее время. все меньше остается мест с естественным растительным покровом, скудеют ландшафты степей.

            Выше степей идет пояс горной лесостепи, пояс горной тайги, а выше - пояс высокогорной растительности. Таким образом, в горах, на относительно небольших расстояниях, происходит изменение природных зон подобно их изменению от арктических морей до хакасских степей.

Вопросы и задания:

-         Покажите границы природных зон на карте края.

-         В чем особенность природных зон на территории края?

-         Определите по карте, территория нашей местности к какой природной зоне относится. По каким признакам можно определить эту принадлежность?

-         Почему в разных регионах тайгой и степью называют разные природные комплексы?

-         Расселите животных (учитель предлагает перечень). Определите для них благоприятные места обитания. Обоснуйте свой выбор. Какие животные обитают в  нашей местности?

-         Попробуйте определить, какую хозяйственную деятельность может разворачивать человек в зависимости от природных условий своей местности. Как он может преобразовывать эти условия? В каких случаях хозяйственная деятельность человека наносит природе непоправимый ущерб? и др.

Справка для учителя:

Встретить сейчас живые организмы, которые водились сотни миллионов лет тому назад нет возможности, но есть наука(палеонтология), изучающая остатки и отпечатки древних организмов и по ним устанавливающая историю развития растительного и животного мира прошлых геологических эпох, а также физико-географические условия, в которых жили эти вымершие организмы.

            Например, около старинных сел Кубеково и Худоногово, что стоят на берегу Енисея ниже Красноярска, геолог И.В. Лебедев нашел на куске окаменевшей глины отпечатки крыльев вымерших насекомых, живших около 70 миллионов лет тому назад. Здесь же находили веточки и семена растений, остатки  пауков, ракообразных, кости и чешую древних рыб. Оказалось, что в те далекие времена здесь, видимо, было большое озеро. Пролетавшие над озером насекомые падали на поверхность воды, погружались на дно, где и покрывались илом. Позже озеро исчезло, а отпечатки животных, как документы о геологическом прошлом, остались.

            В известняках Торгашинского хребта, что проходит в правобережье Енисея, встречаются хорошо сохранившиеся окаменелости животных, живших около 500 миллионов лет назад. Они назывались археоциатами. Это были беспозвоночные животные, которые вели одиночный или колониальный образ жизни и были рифообразующие. Их известковый скелет имел форму кубка или чаши. В теплом море того времени накапливались большие толщи известковых отложений. В толщах известняка, который добывают для цементного завода, встречаются иногда хорошо сохранившиеся отпечатки и окаменелости этих животных.

Тексты для чтения.

            "Наступило утро прохладное дымчато-сизое августовское утро тайги. Если взглянуть в этот час на тайгу с высоты Сафьянового хребта, то увидишь, как далеко-далеко на восточной кромке неба еще бледновато рдеет дрожащая предрассветная угасающая заря. Томные звезды одна за другою тухнут.

            Утро… скоро настанет утро!

            А тайга, как истая мать богатырей, спит еще, нежится в своем сладком, благоухающе -ароматном летнем сне. Звери и птицы не нарушают покоя ее. Матерые медведицы с годовалыми детенышами-пестунами лежат где-нибудь у колодины и , нежась, потягиваются, не открывая глаз; хищные гибкие рыси еще не подстерегают  на дереве добычу; сохатые спят; лисы еще не покинули обжитые теплые норы; филины, пряча головы под крылья, после ночных песен спят крепче всех".

                                                                                                Алексей Черкасов.

Где зимуют наши утки.

Много птиц улетает на зиму за тридевять земель в другое полушарие Земли. Когда у нас зима, в другом полушарии  лето. Иволги, зимородки из Сибири летят в Китай, Индию. Кулички, краснозобки из далекой тундры летят через всю нашу страну, через теплые моря и материки в далекую Австралию.

Утки из Западной Сибири летят осенью к низовьям волги, Урала и Дона, потом по берегам Черного и Каспийского морей спускаются до Закавказья. Здесь пути уток расходятся. Одни стаи остаются тут зимовать. Другие летят в Ирак и Иран. Третьи поворачивают на запад в Северную Турцию.

Скворцы зимуют в Англии и Германии, а ласточки  - в Южной Африке.

Не поется нашим птицам на чужбине. Не вьют они там гнезд, не несут яиц, детей не выводят. Даже на парочки не разбиваются, так и живут все вместе стаями, дожидаясь. Когда можно будет улететь обратно на родину.

                                             В.А. Безруких, М.В. Кириллов "Физическая география                  

                                                                  Красноярского края и республики Хакасии

Птичье молоко.

            Давно уже птичье молоко стало символом невозможного. "Не подать ли тебе птичьего молока?" - говорят человеку, который слишком много хочет.

            Однако теперь после исследований, проделанных орнитологами, следует употреблять это выражение с известной осторожностью. Много разных диковинок в природе. Есть среди них и птичье молоко.

            И за ним не нужно далеко ходить. Посмотрите, чем кормят голуби своих птенцов, - птичьим молоком.

            Новорожденные птенчики обходятся без сосок: вводят свои длинные клювы в глотку взрослого голубя и получают порцию птичьего молока. Незадолго до вылупления птенцов в зобу у голубей - родителей образуется кашицеобразное вещество. Его называют зобным или птичьим молоком.

            Птичье молоко по своему составу мало похожи на коровье или на молоко какого-нибудь другого млекопитающего. А по внешнему виду это скорее "творог", а не молоко. Но назначение у него такое же, как у настоящего молока: выкармливать детенышей в первые дни их жизни.

                                              В.А. Безруких, М.В. Кириллов "Физическая география                  

                                                                  Красноярского края и республики Хакасии

            Есть в окрестностях Красноярска овраг, который называют Гремячим. По его дну течет небольшой ключик. Но во время вешних вод или сильных ливневых дождей овраг действительно становится "гремячим". Он образовался много тысячилетий тому назад, но каждый год, когда тают снега или бывают сильные ливни, овраг оживает. В это время поток по дну оврага приобретает разрушительную силу. Он размывает дно и берега , образуются оползни. Размыв рыхлые породы, он вскрыл древние плотные породы и образовал несколько водопадов. В весенний период поток выносит к Енисею большую массу рыхлых пород.

            Каждую весну росла вершина оврага, пересекая шоссейную дорогу от Студенческого городка в Академический. Но однажды вдоль склона к оврагу проложили бетонный лоток, а в самой низкой части построили поглощающий колодец, глубиной до дна оврага. Теперь вся вода, стекающая по склону, попадает в бетонный лоток, а по нему через поглощающий колодец на дно оврага.

                                             В.А. Безруких, М.В. Кириллов "Физическая география                  

                                                                  Красноярского края и республики Хакасии

 

Вопросы для викторины: "Интересное об известном".

Ø      Чем ценна древесина лиственницы?(Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении).

Ø      Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?(Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца).

Ø      Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?(Сосна - светолюбивое дерево).

Ø      Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?(В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасные для леса насекомых).

Ø      Какую ягоду называют северным гранатом?(костянику)

Ø      Какое растение называют "цветок-букетик"? Почему?(Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие, фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску).

Ø      Летом на траве , в цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы, или слюнявницы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество).

Ø      Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

Ø      Почему не в каждом лесу растут лишайники? (лишайники растут лишь там, где чистый воздух).

 

 

Используются технологии uCoz