Урок литературы 2 класс

(Ответственная за выпуск Раицкая Г.В.)

 

Тема:  Нравственные пробле6мы в сказке.

РК. Сказки народностей края.

Цель урока:

1)Выявить серьёзные нравственные проблемы в нанайской сказке «Айога»

(народная сказка в авторском исполнении)

2).ознакомить учащихся с народностями  Севера, его культурой обычаями, малым фольклорным жанром.

3) обнаружить в сказке законы сказочного жанра, найти особенности сказки народов Севера.

                        Ход урока.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(стихотворение «Синицы» автор поэт Красноярского края  Р.Солнцев)

Кто хотел бы рассказать  наизусть это стихотворение? (ребята сами выбирают из желающих ребят, тех кого бы они хотели услышать)

                Синицы к нам заглядывают в окна,

                 Как мы глядим со спутников на Марс ,

                  Я взял им хлеба накрошил немного-

                  Поели и опять глядят на нас.

Я почитал им Пушкина и Блока,

Я на гитаре Моцарта сыграл… 

 Сидят и смотрят. Может ,птицам плохо?

Душа болит? Их синий вождь солгал?

                     Как им помочь. когда не понимаешь?

                    Да что о птицах, коль вот так  точь -в точь

                    И понимая ,иногда не знаешь,

                    Чем человеку на земле помочь.

-Какова главная мысль этого стихотворения?(иногда  бывают такие ситуации, что ты не можешь помочь человеку .Даже понимая ,что ему плохо. Например: если кто-то умер.

К птицам тоже надо относится по доброму.)

Ребята мы уже знакомы с известными поэтами и писателями Красноярского края.

Давайте вспомним их (Р. Солнцев, В.П. Астафьев, А.П. Зябрев и др.)

А как вы думаете,  а народности живущие на территории нашего края писали сказки?

 

Творческий вечер с красноярским писателем

Анатолием Ефимовичем Зябревым

 

         18 марта 2004 г   в школе № 84 прошла встреча с Красноярским  писателем Анатолием Ефимовичем Зябревым. Вы спросите, как это случилось? .В этой школе учится его внучка Зябрева Кристина, ученица 1 б класса .А до этого несколько лет назад учились его дети. Кристина рассказала своим одноклассникам и учителям о своём любимом дедушке .Именно это и послужило началом открытия Клуба интересных людей .Знакомьтесь! Анатолий Ефимович Зябрев.

Когда-то дядя ему в детстве подарил ружье и  сказал ,что он будет охотником. Но маленький Толя не стал ждать ,когда вырастет. В то же  лето  он взял ружьё и тайком  от мамы ушёл на озеро. Подстреленная утка  была хорошим подарком семье в те голодные годы. Так он стал охотником. А зимой сделав лыжи ходил в лес и  добывал зверей.

После этого шёл в школу на занятия, так как учился со второй смены. Когда Анатолий Ефимович вырос, то про всё это написал книгу и назвал её «Толька-охотник»

Писателем стал, потому что хотелось рассказать о тех людях ,которые были вокруг него на протяжении всей жизни и есть сейчас. Первая книга вышла в Новосибирске, а всего написано 32 книги. Любимая книга детства –«Робинзон Крузо».Первая книга вышла в издательстве ,когда Анатолию Ефимовичу было 22 года. .Писателем  быть не мечтал и этому нигде не учился. А мечтал быть  директором бани или машинистом. Жизнь подарила ему встречу с такими замечательными людьми как- В. П. Астафьев, Б.Полевой, К.Симонов. А.Е. Зябрев участвовал в строительстве Красноярскй  ГЭС.

Силантьев Сергей 4а Кл «Я неожидал, что ему 72 года. Анатолий Ефимович - очень хороший человек»

Седова Ксеня 2б кл «Когда Анатолий Ефимович рассказывал о своём детстве и про охоту, то мне кажется что ему это тяжело было вспоминать и у него выступили слёзы. Мне было жалко его. Но  было очень интересно узнать о его жизни .Я так хочу, чтобы весь мой класс читал  книжки этого писателя .»  .

  Нахушева Милана 2б кл «  Мне понравился Анатолий Ефимович Зябрев. Он такой милый ,добрый, красивый. Хорошо ,что мы с ним наконец-то познакомились .У него усы как у моего папы»

Ахметов Вячеслав 4акл «Анатолию Ефимовичу в 6 лет дядя подарил ружьё .Он учился со второй смены ,а утром вставал и шёл на охоту. Его первая книга называлась «Когда бабушка спит»-там рассказывается о его детстве. Сейчас он пишет книгу «Ворон  на снегу».А его любимая книга «Енисейские тетради» .Это очень интересный человек»

Бордыкина Наташа 3б Кл. «Внучка Анатолия Ефимовича учится в 1б классе  нашей школы Её зову Зябрева Кристина. .А сам А.Е.Зябрев мне понравился. Он очень красивый и добрый, .и интересно ,терпеливо отвечал на все наши вопросы»

Черненко В. 3бкл. « Анатолий Ефимович родился 26 октября 1926г .У него интересная жизнь .Когда он стал взрослым и мудрым ,он всю её описал в своих произведениях .Это  добрый и отзывчивый человек. Мне понравилось, как он отвечал на наши вопросы.» 

 

Учителя школы № 84 г.Красноярска: Ананьева С.Г. Шахматова  С.А., Карпова Г.В., Сивакова Л.В.

 

Материалы по вопросам культуры края

 

Музей-заповедник «Шушенское»

Если до недавнего времени этот музей-заповедник был известен под названием «Сибирская ссылка В. И. Ленина», то в последние годы произошла его естественная переориентация. В  настоящее фонды музея-заповедника комплектуются исключительно по историко-этнографической тематике, в хронологических рамках рубежа 19-20 веков, в границах территории, входившей в Минусинский округ Енисейской губернии.

Основными направлениями выставочной работы являются показы коллекций предметов материальной культуры (ткачество, гончарные изделия, посуда, одежда с демонстрацией технологии изготовления, духовный мир крестьян (праздники и обряды, театрализованные представления с участием фольклорных ансамблей) , выставки по истории села, по истории сибирского крестьянства, исторические выставки, посвященные политической ссылке…

По мере исчерпания историко-этнографического материалов по началу 20 века представляется вполне логичным, что основные дальнейшие поступления в фонды хронологически охватят весь 20 век. Иными словами, у этого уникального музея-заповедника есть не только прошлое, настоящее, но и большое будущее.

 

 

Первый литературный лицей.

Двадцать шестого октября 1998 года в Красноярске был торжественно открыт Литературный Лицей. Это единственное в России учебное заведение подобного рода призвано  обеспечить поддержку и специальное образование школьников, проявивших способности к литературному творчеству.

Идея создания Лицея естественным образом развилась из длительной работы редакционной коллегии журнала «День и Ночь» с детскими произведениями – стихами, сочинениями, рассказами и рисунками, которые школьники Красноярского края в великом множестве присылают в редакцию журнала. Было очевидно, что никакими разовыми мероприятиями – даже такими яркими, как издание великолепной книги «Пегас ворвался в класс», где собраны произведения более чем двухсот юных авторов, и литературные конкурсы, позволяющие выявлять и поощрять наиболее талантливых, - не решают проблемы. А она заключается прежде всего в том, что начинающий автор по сути дела лишен возможности получить настоящее литературное образование. Есть у нас музыкальные школы. Есть художественные. Литературных – нет. И никакие «уклоны» общеобразовательной школы принципиально дела не меняют. Ведь у школы нет возможности создать условия для подлинной встречи ребенка с мастерами слова. Такую задачу поставили перед собой организаторы Литературного Лицея в Красноярске.

В Попечительский Совет Лицея вошли мэр Красноярска П.И.Пимашков, Генеральный директор ОАО «Красцветмет» В.Н.Гулидов, директор государственного издательства «Гротеск» В.Н.Манаев, директор школы-комплекса №106 И.Д.Фрумин. Возглавил же его В.П.Астафьев.

К моменту открытия Лицея его учениками стали чуть более тридцати детей – от 8 до 17 лет. С ними начали работу писатели и литературоведы. Самое главное теперь для этих ребят – освоить нелегкое дело искусных читателей. Может быть, именно среди них, талантливых читателей, умеющих понимать и ценить чужое слово, разовьется когда-нибудь единственный в своем роде дар Мастера, который обогатит собой русскую литературу 21 века.

 

 

Библиотека имени Геннадия Васильевича Юдина.

В 19 веке вся культурная Россия собирала книги  в архивах и библиотеках и внимательно их изучала.

В Красноярске особую страсть к дням минувшим питали редактор газеты «Енисей» Е.Кудрявцев, книгопродавец А.Комаров, адвокат И. Ицын, учитель Н. Бакай, купец Г. Юдин. Все они имели приличные библиотеки. Их имена хорошо знал книжный мир Москвы и Петербурга. Особую зависть у многих российских собирателей старины и местных книголюбов вызывала библиотека и домашний архив  Геннадия Васильевича Юдина, для которых он построил отдельные здания в районе железнодорожного моста через Енисей. Красноярцы почему-то это место нарекли Таракановкой.

 

Песни русских поселенцев 17 - 19 вв.

 

День на рученьке кольцо носила

 

Традиционная лирическая

День на ручоннке кольцо носила,

Да к ночи в головы кольцо да клала.

По(й) утро-то раным-рано да вставала,

Да(й)о .. (й) облила кои по горьким(ы)

Слезами.

Слезам.

Да воспузовые мои мягки подушики

Да по..потонули да во горьких да слезах.

Слезах

Да сой соболино да мое ново одеяло

Да провалялось во всю ночь в ногах

Повалялось да про(й)… протаскалось,

Да не согрело мою белу грудь.

 

Не спеши, постой

Традиционная лирическая

Не спеши, постой,

Да нам(ы) – то нем(ы) ножко здесь беседывать, милой,

С тобой.

Стобой.

Да пойду я, выйду за ворота, с горя погляжу.

Погляжу.

Да встречу я, встречу – то бы не да летел сизой

Голубок

Голубок.

Да сиз-косатой, в чис(ы) том поле миолй далеко.

Далеко.

Да мило по городу похаживает.

Похаживает.

Да со…со друзьями да ро(й).. разговаривает.

Да вы, ой, вы, друзья мои, товарищи, друзья мои.

Мои.

Да скоро ли скоро ли вы поедете домой?

Домой.

Да вы, ой вы скажите да(й) отцу-матери низкой

Поклон.

Низкой поклон.

Да на.. ой, на особицу сударушка моей.

Моей.

Да пусть – то не ждет – то меня-то да по…ой, по теплу

лету домой.

Домой.

Да пусть она ждет-то меня-то да по…ой,по холодной

По зиме.

По зиме.

Да ко…ой, когда скроются быстры реченьки

тонким ледком.

Тонким ледком.

Да за…ой, занесет пути-дороженьки

Белым снежком.

Белым снежком.

Да ой, я тогда-то приду, мила, к тебе пешком.

Пешком.

Да за…ой, плечом-то с пустым мешком.

(Казачинский район)

Походячая, вечерочная

Я ходила по песоч(и)ку, по рассып(ы)чатому,

Да я срывала по цветоч(и)ку, по аленькому,

Да сорву, да, с травоньку, да, цветочек,

Завью милому, да венок,

Сорву с травоньки цветок,

Да завью милому, да, венок.

Да я веночек-то завью,

Да алой лентой обовью.

Я веночек-то завью.

Да алой лентой обовью.

Да я люблю дружка Иванушку,

Веночек подарю.

(Канский район)

Вечерочная

Как по ельничку да по березничку Да едут молодцы горой Да машут правою рукой. Машут правою рукой Да зовут девицу с собой:

—, Ты пойдем-ка, девица,

Да ты пойдем-ка, красавица.

Как во нашем во дому

Да во высоком терему,

Как у нас во дому

Да во высоком терему

Да много шитых, много браных,

Много тканых полотен.

Много шитых, много браных,

Много белых полотен,

Много шелковых, да полушелковых.

Парень с девицей гулял,

Да девке на ногу ступал.

Девке на ногу ступал,

Да ума-разуму пытал.

(Канский район)

Хороводная

— На улице, мамонька, да,

На... улице, свет родной (и), На улице девок хоровод, ой(и), На улице девок хоровод. Я у тебя, мамонька, да Я... у тебя, свет родной (и), Я у тебя холост, не женат, ой(и), Я у тебя холост, не женат.

— Женю, женю, дитятко, да, Женю, женю, свет родной(и), Женю государя своего, ой(и), Женю государя своего. Возьмем, возьмем дитятко, да, Во.-.зьмем, возьмем, свет родной(и), Возьмем дворянску дочь, ой(и), Возьмем дворянску дочь.

— Дворянска дочка, мамонька, да, Дво... рянска дочка, свет родной (и), В поле не работница тебе, ой(и), В доме не помощница тебе.

— Возьмем, возьмем, дитятко, да (и), Возьмем, возьмем, свет родной(и), Возьмем поповску дочь, ой(и), Возьмем поповску дочь.

— Поповска дочка, мамонька, да, Поповска дочка, свет родной(и), В поле не работница тебе, ой(и), В доме не помощница тебе.

 

 

Используются технологии uCoz