Проект
национально-регионального компонента
государственного образовательного
стандарта основного общего образования Красноярского края
по физической культуре
Спортивный и
познавательный туризм
Примерный учебный план
№ п/п |
Наименование
разделов |
Количество
часов
|
||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||||
5-6 кл. |
7-8 кл. |
9 кл. |
5-6 кл. |
7-8 кл. |
9 кл |
5-6 кл. |
7-8 кл. |
9 кл. |
||
1. |
Основы туристской подготовки. Туристская подготовка. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
2. |
Ориентирование на местности. Топография и ориентирование. |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
3. |
Общая и специальная физическая подготовка. |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
3 |
3 |
4. |
Начальная инструкторская подготовка. Инструкторская подготовка |
- |
1 |
1 |
|
1 |
|
- |
|
1 |
5. |
Туристско-познавательная деятельность. |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Всего часов |
8 |
8 |
8 |
2 |
2 |
1 |
6 |
6 |
7 |
Итого: |
40 часов на раздел деятельности |
Пояснительная записка
Актуальность активизации
физкультурно-оздоровительного движения обусловлена сужением сферы семейного
досуга, организованного отдыха и полноценного времяпрепровождения детей и
подростков, снижением уровня и масштабов оздоровительной работы в образовательных
учреждениях.
Двигательная активность школьников, занятия
физическими упражнениями в сочетании с формированием духовных потребностей в
изучении родного края и ценностей культурно- исторического наследия
способствуют лучшему приобщению их к здоровому образу жизни, устранению
психофизического напряжения, получению положительных эмоциональных переживаний.
Формирование физического, психического и социального благополучия - главный
показатель гуманизации системы
образования и усвоение школьниками данных об эффекте тренировочных нагрузок, об
оздоровительных силах природы в сочетании с краеведческой деятельностью, способствует воспитанию
трудолюбия и патриотизма, формированию многофункциональных компетентностей,
необходимых в самостоятельной жизнедеятельности человека, в том числе – в
экстремальных природных и жизненных условиях.
Отсюда следует, что в региональный компонент
образовательной области «Физическая культура» целесообразно включить раздел
«Спортивный и познавательный туризм». В его основе лежит самостоятельное
действование школьников, которое надо понимать как совместную деятельность
педагогов и детей и рассматривать как часть учебно - воспитательного процесса в
образовательном учреждении.
Разнообразные формы спортивного и
познавательного туризма обеспечивают комплексный характер в воспитании,
обучении и оздоровлении школьников, здесь заложены широкие возможности для
творческой детской самодеятельности – спортивной, научной, художественной,
социальной. К ним следует отнести уроки с использованием краеведческих материалов
по предметам школьной программы и интегрированные уроки, прогулки, экскурсии, соревнования,
слёты, туристские эстафеты, походы. Поход следует отнести к самой существенной
комплексной форме туристской деятельности,
позволяющей достигать всех целей, которые ставятся перед спортивно –
познавательным туризмом в образовательном учреждении.
Данный раздел рассчитан для учащихся 5 – 9
классов образовательных учреждений в объёме 40 учебных часов – 8 часов в
течение каждого учебного года.
Содержание деятельности разделено на три
взаимосвязанных блока; педагог может дополнить содержание каждого, исходя из
условий деятельности, собственного творческого опыта, интересов и навыков детей:
-
содержание
деятельности для учащихся 5 – 6 классов
предполагает освоение основ туризма, ориентирования и краеведения, основ
общей и специальной физической подготовки;
-
содержание
деятельности для учащихся 7 – 8 классов усложняется по указанным направлениям и
даются основы инструкторской подготовки;
-
содержание
деятельности для учащихся 9 классов расширяет основы инструкторской подготовки
и рассматривает действия в экстремальных ситуациях по обеспечению личной и
групповой безопасности.
По окончании каждого учебного года за рамками
учебных часов рекомендуется проведение похода или участие в слёте, соревнованиях, туристском
лагере, сборах. Подведение итогов любой из форм туристской деятельности
является обязательным, необходим разбор действий участников и составление
отчёта. Рекомендуется проведение выставки или подготовка газеты. Порядок
изучения тем и вопросов определяется педагогом в зависимости от местных
условий.
Реализация содержания национально-регионального компонента «Спортивный и
познавательный туризм» в образовательном учреждении предусматривает приобретение
школьниками основных знаний о родном крае, знаний и навыков для самостоятельных
занятий туристско – оздоровительной деятельностью, развитие познавательных
способностей, воспитание личностных и
специальных физических качеств, способствует улучшению здоровья и формированию
основ здорового образа жизни детей и подростков.