ПРОЕКТ

 

Проект

национально-регионального компонента

государственного образовательного стандарта основного общего образования Красноярского края

по английскому языку

 

Разработчики: В.А. Кононова, О.Б. Потехина, И.Б. Рюмина, Т. В. Федосеева,

 

1.       Общие положения

Стандарт общего образования является системой основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования.

Стандарт образования является основой для создания других нормативных документов (учебных планов, положения об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров и др.).

В законе «Об образовании»  (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона.

Предлагаемый Проект регионального компонента по английскому языку основывается на идеях модернизации содержания общего образования, идеях политики в сфере образования до 2010 года, Программе общего образования Красноярского края до 2006 года, отвечает интересам и потребностям региона и обеспечивает возможность введения содержания в области «иностранный язык», приоритетного для края.

2.        Введение в предметную область «английский язык»

2.1. Задачи предмета

Одним из главных приоритетов реформы среднего образования выделяется значительное повышение уровня владения иностранными языками выпускников средних школ. Знания на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы могут обеспечить решение многих задач модернизации общества, желающего занять полноправное место в мировом сообществе.

«Современные лингвистические исследования убедительно показывают, что глобальным языком общения в мировом сообществе становится английский язык. Уже сегодня это язык международной политики, транснациональных экономических корпораций, язык торговли и рекламы, информационных технологий, международной прессы и кино, язык молодежной массовой культуры и бизнеса»*

Основное назначение английского языка как предметной области школьного обучения на среднем этапе (5-9 классы) состоит в создании условий для овладения учащимися умением общаться на изучаемом языке. Практической целью является  достижение учащимися англоязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне (Waystage level, по определению Совета Европы), которая обеспечит минимально необходимый и достаточный уровень функциональной грамотности выпускников 9 класса для продолжения образования в старшей школе и других учебных заведениях, успешного самообразования и возможной трудовой деятельности, а также для их социальной адаптации в обществе. Все остальные цели (образование, воспитание и развитие учащихся средствами английского языка) реализуются в процессе достижения практической цели.

Владение английским языком как средством общения предполагает формирование у учащихся лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной и стратегической компетенциями, которые являются составными коммуникативной компетенции (Материалы Совета Европы, 1977).

Лингвистическая компетенция – это знания лексики, грамматики и фонетики и умение применить эти знания во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме.

Социолингвистическая компетенция – это способность использовать языковые формы (лексические единицы, грамматические структуры, фонетику) в зависимости от ситуации общения. Ситуация общения обусловлена задачей общения, темой общения, социальной и коммуникативной ролями, а также местом общения.

Дискурсивная компетенция – это умение выстроить логичное по содержанию и форме собственное высказывание, равно как и умение понять смысл высказывания других участников коммуникации.

Социокультурная компетенция – это знания национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, норм речевого и неречевого поведения и умение строить свое поведение в соответствии с этими знаниями в реалистичных или реальных ситуациях общения.

Стратегическая компетенция – это способность использовать наиболее эффективные стратегии для достижения успеха в ситуации общения.

Федеральный компонент предусматривает формирование всех компетенций в равной степени. Региональный компонент включает содержание для формирования социолингвистической, дискурсивной, социокультурной и стратегической компетенций на этапе продуктивной деятельности учащихся (говорении и письме).

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

-          развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

-          формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;

-          осознание вклада края в мировую культуру.

Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

-         понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;

-         толерантного отношения к другой культуре;

-         ценностного отношения к себе, другим и миру;

-         активной жизненной позиции.

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. В результате такого участия ученики приобретают умения:

-         приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;

-         переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.

-         работать в команде и самостоятельно;

-         критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе  и за ее пределами;

-         вступать в общение на английском языке.

Показателями достижения функциональной грамотности на допороговом уровне  в рамках регионального компонента является:

-         умение ориентироваться в информации;

-         умение пользоваться английским языком в рамках изучаемых тем в а) ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни учащихся и имеющих социально-личностный смысл, и б) реальных ситуациях общения.

Условием достижения фунциональной грамотности на допороговом уровне служит личностно-ориентированный подход к преподаванию языка, который ставит в центр ученика, его интересы, способности и возможности.

2.2. Проблемы преподавания предмета в крае

Одним из факторов, влияющих на качество англоязычного образования в школе, является Стандарт основного общего образования. Основная проблема заключается в том, что Образовательного Стандарта, принятого Министерством образования, в области «иностранный язык» не существует. Учителя, руководители образовательных учреждений, ИПК РО вынуждены ориентироваться на Проект Стандарта 2001 года, который не задает уровни обученности в разных видах речевой деятельности и не определяет.

Вторая проблема связана с тем, что в крае (по результатам исследований в области преподавания английского языка, проведенных лабораторией повышения квалификации учителей иностранных языков ИПКРО в 2001 году) 41% учителей преподают старыми методами, при которых наличие знаний по предмету является приоритетом, интересы самого учителя доминируют, а современные технологии вообще не используются. Этот результат обусловлен не только некомпетентностью учителя, но и условиями, в которых преподается язык: отсутствием современных учебных пособий, аудио-видео техники, дефицитом квалифицированных кадров в начальной и средней школах, перегрузом учителя, и, как следствие, формальное отношение к преподаванию и низкий уровень владения английским языком учащимися.

В такой ситуации требования Проекта регионального компонента послужат выражением современных направлений в области англоязычного образования, явятся ориентиром для разработки календарно-тематических планов, составления программ, создадут условия для выбора каждым учителем форм и методов обучения региональному компоненту, соответствующих его конкретной ситуации.

3. Цели регионального компонента:

 

4. Задачи регионального компонента:

Þ    думающей,

Þ    активной,

Þ    коммуникативной,

Þ    толерантной,

Þ    умеющей принимать решения,

Þ    умеющей организовать свой учебный труд,

Þ    умеющей рефлексировать личности,

·        создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.


5. Принципы разработки регионального компонента:

·        отношение к предмету «английский язык» как приоритетному направлению общего образования населения страны и региона;

·        баланс интересов государства, региона, школы и ученика;

·        направленность на изменение характера и уровня общего образования в предметной области «английский язык»;

·        направленность на повышение качества изучения английского языка в основной школе;

·        учет возрастных особенностей учащихся, их возможностей и условий обучения;

·        сдвиг от «обучения всех» к «созданию условий для успешного овладения английским языком каждым учеником».

6. Методы реализации регионального компонента:

·    Использование коммуникативной методики преподавания английского языка, которая предполагает, что:

-         учащиеся испытывают умственное напряжение,

-         учащиеся вовлечены в процесс учения,

-         учащимся предлагается использовать свой личный опыт, высказывать свои мнения, ощущения, чувства,

-         в процессе учения учащиеся принимают участие в реалистичных или реальных действиях,

-         учащиеся вовлекаются в коллективную работу со сверстниками,

-         учащиеся берут ответственность за планирование, реализацию планов и результаты учения, а также выработку учебных навыков,

-         учитель в зависимости от цели или этапа учения/обучения выполняет различные роли: организатор, помощник, обладатель информации, оцениватель, аналитик, равноправный член ученической группы, корректор, консультант и т.п.).

·        Организация детского исследования с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем народа, живущего в Сибири.

·        Организация детского проектирования с целью создания продуктов, значимых для самого ученика, его семьи, его друзей, его школы, его малой родины, других людей, посещающих его родину (в том числе говорящих на английском языке).

·        Организация переписки (в том числе по электронной почте), общения в чате, Интернет - проектов со сверстниками, приема англоговорящих гостей в классе/школе, межклассных и межшкольных обменов с целью создания условий для реализации умения общаться на английском языке в реальной жизни.

·        Организация предпрофильного обучения в 9 классе с целью профориентации учащихся, желающих и способных углубленно изучать английский язык для продолжения образования на старшей ступени школы, в техникумах и ВУЗах.

·        Организация краткосрочных факультативов, дополнительных образовательных модулей, дистантных модулей, самостоятельной работы учащихся в библиотеках, музеях, ресурсных центрах, Интернете, индивидуальной работы учащихся, индивидуального и группового консультирования для создания и освоения содержания регионального компонента.

·        Планирование освоения регионального компонента в конце учебного года, позволяющее ученику  сделать индивидуальный выбор содержания в рамках широкой темы, освоенной в течение учебного года.

7.  Региональный базисный учебный план по английскому языку

7.1. Соотношение между федеральным, региональным школьным и ученическим  компонентами

Время, отводимое на освоение федерального компонента, составляет 80%. Региональный компонент составляет 10%, школьный и ученический компоненты составляют 10 %.

7.2.  Недельная нагрузка для образовательной области «английский язык»

В случае, если преподавание английского языка ведется со второго класса по 3 часа в неделю, нагрузка для обязательных занятий в 5-9 классах составляет 3 часа в неделю. Если же школа не может обеспечить обучение со второго класса, учащиеся могут изучать язык с 5-го класса. При этом достижение предпорогового уровня возможно лишь при условии увеличения недельной нагрузки в 5-7 классах до не менее 4-х часов. В указанное количество часов входят как контактные часы для работы в классе, так и часы, проведенные учащимся за пределами класса для реализации самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной форм организации освоения и создания содержания образования в области «английский язык».

На освоение содержания регионального компонента отводится 10 часов в каждом классе с 5-го по 9-ый при условии предоставления 3-х часов неделю и 14 часов в каждом из 5-7 классов при недельной нагрузке не менее 4-х часов.

8. Обязательный минимум содержания регионального компонента основных   образовательных программ

Проект национально-регионального компонента стандарта основного общего образования по английскому языку Красноярского края содержит вариативный учебный материал, предоставляемый государственными школами всем учащимся края, в соответствии с условиями регионального базисного плана, современным подходом к обучению английскому языку. Проект является ориентиром для составления программ, создания материалов, для деятельности учителей, методистов, руководителей школ, а также самих учащихся, их родителей и общественности, заинтересованных в качественном образовании.

Лингвистическая компетенция

Предметное содержание речи

Учащимся предоставляется возможность общаться со своими сверстниками и взрослыми в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках примерно следующей тематики (у нас в крае и стране изучаемого языка):

5        класс    Я.

Моя семья.

Моя родословная.

Семейные праздники и традиции.

6        класс    Я и мои друзья (в том числе по переписке).

Какие мы.

Что мы умеем делать хорошо.

Как мы отдыхаем.

7        класс    Моя школа: традиционная или инновационная?

Школьная жизнь: от чего она зависит.

Выпускники школы.

Моя авторская школа.

8        класс    Мой край, город, село.

Что бы я хотел сохранить в моем городе, селе.

Что бы я хотел изменить в моем городе, селе.

Проблемы большого города и маленького селения: где выход?

Путеводитель для гостей.

Значим ли мой край (мое село, город) и его люди для страны, мира?

9        класс   Мое будущее.

Критический взгляд на себя.

Успешные люди: в чем залог успеха.

Моя будущая карьера.

Английский язык в нашей жизни.

Речевые умения

Освоение регионального компонента предусматривает приоритетное развитие продуктивных видов речевой деятельности – говорения и письма – с опорой на навыки аудирования и чтения, приобретаемые учащимися в рамках федерального компонента. Тексты для аудирования и чтения (например, письма, электронные письма, звуковые письма, видео, тексты чата, информация из печатных источников и Интернета) используются в качестве источников информации. Развитие умения вступать в устное или письменное общение обуславливается методом, выбранным совместно учащимися и учителем (см. 6. Методы), и ситуацией, в рамках которой требуется решение коммуникативной задачи. Так, например, если учащиеся в рамках международного проекта снимают фильм о своей школе на английском языке с тем, чтобы послать его сверстникам из другой страны, им потребуется овладеть умением кратко высказываться о фактах, событиях, людях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, характеристику), эмоциональные и оценочные суждения. Если же учащиеся готовятся к встрече с волонтером из Америки, работающим в Красноярском крае, им необходимо будет освоить диалог этикетного характера и диалог-расспрос. Главной задачей является создание условий и использование возможностей для практического применения английского языка учащимися в ситуациях, максимально приближенных к реальности.

Ввиду ситуативности мы приводим практически полный содержательный перечень из федерального Проекта образовательного Стандарта основного общего образования по иностранному языку в части «говорение» и «письмо» для ориентира.

 

Говорение

Д и а л о г и ч е с к а я   р е ч ь предусматривает овладение учащимися следующими видами диалога:

ü      Диалогом этикетного характера;

ü      Диалогом-расспросом;

ü      Диалогом-побуждением к действию;

ü      Диалогом-обменом мнениями.

В пределах этих видов диалога  и их комбинаций школьники имеют возможность решать различные коммуникативные задачи.

1.       Коммуникативные задачи при ведении диалогов этикетного характера предполагают наличие следующих речевых умений:

·    Поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

·    Выразить благодарность;

·    Начать, поддержать и закончить разговор;

·    Вежливо переспросить, отказаться, согласиться.

2.       Коммуникативные задачи при ведении диалога-расспроса предполагают умение:

·    Запрашивать и сообщать фактическую информацию;

·    Целенаправленно расспрашивать, т. е. «брать интервью» или консультироваться.

3.       Коммуникативные задачи при ведении побудительных диалогов предусматривают формирование следующих умений:

·    Обратиться с просьбой и выразить готовность (отказ) ее выполнить;

·    Дать совет и принять (не принять) его;

·    Пригласить к действию (взаимодействию) и согласиться (не согласиться) принять в  нем участие;

·    Сделать (принять) предложение  и выразить согласие (несогласие) с ним.

4.       Ведение диалога-обмена мнениями предполагает следующие умения:

·    выразить точку зрения и согласиться (не согласиться) с ней;

·    высказать одобрение (неодобрение);

·    выразить сомнение;

·    выразить эмоциональную оценку (радость-огорчение, желание-нежелание).

М о н о л о г и ч е с к а я   р е ч ь  предполагает наличие умений:

Ø      кратко высказываться о фактах, событиях, людях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, характеристику), эмоциональные и оценочные суждения;

Ø      делать качественные сравнения мест, событий, людей, предметов;

Ø      передавать содержание прочитанного, услышанного или собственного открытия;

Ø      передавать основную мысль прочитанного, услышанного или собственного открытия с опорой на текст или заданные вопросы;

Ø      делать сообщения в связи с темой, вопросом, проблемой;

Ø      выражать свое отношение к теме, вопросу, проблеме.

Письмо

Письмо выступает и как цель, и как средство обучения в основной школе.

Владение письменной речью предполагает умения:

-     делать выписки из текста, писать короткие сообщения в чате;

-     писать неофициальные письма с сообщением информации о себе и своем окружении, с запросом информации об адресате и стране, в которой он живет, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

-     составлять опросник для проведения интервью;

-     составлять список вопросов для выяснения на консультации;

-     фиксировать рекомендации консультанта, нужную информацию при аудировании;

-     составлять краткий текст презентации проекта, результатов проведенного исследования;

-     делать записи в рефлексивном дневнике.

 

Языковые формы

Овладение речевыми умениями предполагает владение учащимися следующими языковыми знаниями и навыками употребления и распознавания в речи языкового материала.

Графика и орфография

Навыки применения правил чтения и орфографии на основе как усвоенного, так и нового лексико-грамматического материала.

Произносительная сторона речи

Навыки адекватного произношения английских слов, фраз и предложений с соблюдением ударения и интонации.

Лексическая сторона речи

Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц в пределах содержания регионального компонента. Продуктивный лексический минимум не менее 100 лексических единиц (см. Приложение 1), а общий объем лексики, включая рецептивный минимум –170 лексических единиц.

Грамматическая сторона речи

Навыки распознавания и употребления в речи грамматических структур в пределах содержания регионального компонента.

 

Особенностью формирования лингвистической компетенции в рамках регионального компонента является тот факт, что выбор лексико-грамматического материала осуществляется самим учеником в процессе освоения и создания материала. Роль учителя в данном аспекте состоит в бережном отношении к запросу каждого учащегося, в умении правильно отобрать языковые средства, сгруппировать их и создать учебный материал для предоставления условий каждому ученику успешно применить выбранное им в речи.

 

Социолингвистическая компетенция

Учащимся предлагается овладеть умениями:

·        использования подходящего стиля речи (неофициального, полуофициального, официального);

·        отобрать языковые формы, адекватные ситуации общения:

-     при установлении контакта,

-     при передаче и запросе информации,

-     при выяснении/выражении мнения,

-     при выяснении/выражении эмоционального отношения,

-     при побуждении к действию.

 

Дискурсивная компетенция

Учащимся предоставляется возможность сформировать умения:

·        логически выстраивать устное и письменное высказывание;

·        оформлять устное и письменное высказывание в соответствии с нормами, принятыми в англоязычной культуре;

·        использовать логические связки при построении устного и письменного высказывания;

·        передачи информации в форме монолога, монолога с элементами диалога, диалога.


 

Социокультурная компетенция

Учащимся предоставляется возможность овладеть умениями:

·        представлять родную культуру (в том числе детскую и подростковую культуру) на английском языке;

·        сообщать сведения о своем регионе, городе, селе, людях, их вкладе в мировую культуру, науку, искусство, литературу;

·        находить сходство и различие в образе жизни своего региона и стран изучаемого языка, своего региона и стран по переписке;

·        создавать продукты в процессе международного общения (совместные журналы, информационные бюллетени, видео, аудио и т.п.) для более полного знакомства со сверстниками из других стран, для использования возможности реальной коммуникации на английском языке;

·        оказывать помощь зарубежным гостям в повседневных ситуациях общения.

 

Стратегическая компетенция

Процесс овладения стратегической компетенцией предоставляет каждому школьнику сформировать у себя следующие умения:

Умения рациональной организации учебного труда: умение использовать специальные стратегии  учения в зависимости от индивидуального стиля, умение работать в разных режимах (самостоятельно, в группе, в паре, в проектной группе, в международной проектной группе, в режиме исследования, консультирования и т.п.); умение планировать, ставить цель, выбирать средства достижения цели, умение кооперироваться, умение рационально использовать компьютер, технические средства, и т. п.

Информационные умения

Умение выбрать нужный источник информации, умение ориентироваться в каталогах библиотеки, ресурсного центра, в Интернете, умение пользоваться словарями (англо-русским, русско-английским, англо-английским), справочной литературой.

Компенсаторные умения

Компенсаторные умения включают в себя умения использования в процессе общения на английском языке перифраз, переспрос, языковую догадку, толкование терминов с помощью известных языковых средств, синонимичные средства, а также мимику и жесты.

 

9.  Уровень подготовки учащихся

В Проекте  национально-регионального компонента стандарта по английскому языку определены минимальные требования к уровню подготовки, который должен быть достигнут всеми выпускниками-девятиклассниками.

Ввиду того, что основной целью обучения английскому языку в рамках регионального компонента является формирование коммуникативных умений в области говорения и письма, поэтому в качестве требований к выпускникам выдвигаются требования владения именно этими речевыми умениями.

В результате изучения содержания регионального компонента по английскому языку в основной школе учащиеся должны уметь:

В области говорения:

-рассказать о себе, своей семье, друзьях, школе, планах на будущее;

-сообщить краткие сведения о своей малой родине;

-делать краткое сравнительное описание явлений жизни у нас в регионе и в стране изучаемого языка;

-давать краткую характеристику людям, событиям, фактам;

-вести разговор, соблюдая нормы речевого этикета, в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках тематики регионального компонента.

В области письма:

-сделать выписки из текста;

-написать личное письмо в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка, с опорой на образец;

-написать краткий текст, являющийся продуктом детского проекта  или исследования (путеводитель для зарубежного гостя, инструкцию для сибирской игры, правило участия в международном проекте, краткую аннотацию к видеофильму о школе и т.п.)

 



* Е.А.Ленская. Доклад «Стратегия совершенствования преподавания иностранных языков в средних школах России». 2000г.

Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница

Используются технологии uCoz