ВВЕДЕНИЕ В НРК
В
2002-2003 учебном году начат процесс создания регионального компонента
стандарта общего образования,
осуществляющийся за счет 2-х
составляющих:
1. Регионализации
содержания общего образования населения Красноярского края, направленной как на
удержание единого образовательного пространства, так и на
введение региональности в содержание
обучения для сохранения и развития уникальных (специфических)
культурно-исторических и экономических достижений края.
2. Регионализации
образования как процесса непрерывного обновления содержания, способов и
организационных форм, обеспечивающих образование населения, направленной на
построение образовательного пространства и организацию процессов понимания,
обучения, воспитания на основе инновационных
достижений края (новые образовательные практики, образовательные технологии,
интерактивные способы работы и т.д.).
Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией,
определяющей пути становления регионального образовательного пространства на
основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта
развития образования с целью:
1) развития
и удовлетворения образовательных потребностей жителей региона;
2) становления социальных, коммуникативных,
интеллектуальных компетентностей жителей края
как ресурса развития территории;
3) сохранения и развития социально-экономических и
культурных достижений Красноярского края;
4) становления
практики регионального строительства, обеспечивающей улучшение качества жизни
населения.
Таким образом, региональный компонент является механизмом
включения подрастающего поколения в практику регионального строительства и
представляет собой практику непрерывного обновления содержания образования, как
иного типа образования в крае.
Принципы отбора содержания регионального компонента:
==> принцип
дополнительности (сопряженности)
федерального, регионального и школьного компонентов образования, и
вариативности, когда региональный и школьный компоненты выстраиваются с учетом
происходящего в местном сообществе;
==> принцип
разнообразия (удержания общего и особенного), баланса консервативности
и инновации в содержании образования;
==> принцип
культуросообразности и поликультурности;
==> опора на
два типа опыта (по М.Бахтину): конкретного (здесь и теперь) и универсального
(исторического).
Содержание регионального компонента может обеспечиваться за счет двух основных линий: с одной
стороны, за счет сопряжения
федерального компонента с региональным в части
выделения и описания исторического, культурно- национального,
географического, природно-экологического своеобразия Красноярского края и
органичного его встраивания в содержание учебных предметов, с другой - введения
дополнительных курсов (курса), обеспечивающих освоение региональных достижений
в разных сферах региональной
социально-экономической, культурной и духовной жизни, (т.е. изучение
вклада Красноярского региона в российскую культуру).
Разработка содержания первой линии осуществлялась группой
разработчиков в 2002-2003 учебном году, на основе определения базового понятия
"регион". Исходя из которого, были определены смысловые поля, связанных с
ним учебных дисциплин. Разработан пакет программ, позволяющих включить
региональный материал в предметные области и учебно-методический комплекс,
содержащий методические рекомендации по организации и проведению уроков с
использованием технологий и способов работы. В сборнике представлены материалы
проекта национально-регионального компонента государственного образовательного
стандарта общего образования Красноярского края, содержащие пояснительную
записку (включающую цели, функции, структуру, содержание стандарта), объем
учебной нагрузки, тематическое планирование, требования к уровню подготовки
учащихся.