Проект
национально-регионального компонента
государственного образовательного
стандарта
основного общего образования
Красноярского края
по географии
Разработчики: Плющ И.В.,
Лысенко Ю.П., Неустроева Н.В., Малинка О.В., Похабова Е.А.,
Введение
География отличается от других наук не только
объектом или методами изучения, но отношением
к изучаемому. География ищет необычное, особенное, то, чем один объект
отличается от другого – это и составляет предмет изучения географии. И в то же
время поиск особенного, способность сравнивать и находить общее и отличное
является началом собственно личностного мышления. Мыслить человек начинает через
сравнение. Способность к такому поиску и удовольствие от самого процесса, а в
дальнейшем и возможность развивать потребность в таком поиске дают нам именно
уроки географии. Потребность в мыслящих
людях велика во все времена.
Поиск
идеалов гармонии в себе, людях, мире вокруг – это другая основа нашего
развития. Способность и потребность ребенка к поиску, созданию красоты характеризует его
способность по организации внутреннего и внешнего пространства, его уровень
культуры. Один из начальных этапов организации пространства – выстраивание системы
отметок в индифферентном, безликом, аморфном ранее пространстве. Именно эти
отметки, эмоционально и информационно значимые, поможет выстроить ребенку география.
Другой важной особенностью развития
современного школьника должно стать формирование нового подхода к жизни у всех
людей, живущих в РФ. В основе этого нового подхода осознание ценности и
самобытности собственной культуры, цивилизации. В нашем случае - сибирской
культуры, своего региона.
В силу этих рассуждений предлагаем изучение
краеведения начинать с рассмотрения особенностей, уникальных и неповторимых
явлений нашей земли, Енисейского региона. Природа не вмещается в используемые
людьми рамки административного деления
– в силу этого в список
рассматриваемых объектов и явлений включены и те, которые расположены за
официальной современной границей Красноярского края. Да и само деление в
последние годы меняется. Чтобы не зависеть от политических ситуативных
моментов, будем опираться на территориальное образование, объединенное общими
географическими особенностями и событиями истории – Енисейский регион. Это
территориальное образование выделил еще Гавриил Степанович Батеньков, будущий
декабрист, выступив инициатором выделения «… по системе Енисея еще одной
губернии». Уникальный регион, где сосредоточено множество неповторимых
культурных и природных ценностей, имеющих не только региональное, но и общероссийское
и мировое значение. Необходимо, чтобы люди, живущие в Енисейском регионе,
понимали, что обладают уникальными и неповторимыми ценностями, которые
необходимо беречь.
Пояснительная записка
В основной школе Базисным учебным планом в
инвариантной части предусмотрено обязательное изучение курса «География». Закон
Российской Федерации «Об образовании» и «Закон об образовании Красноярского
края» ввели и закрепили понятия федерального и регионального компонентов
географического образования.
Под региональным компонентом понимается
педагогически отобранный географический материал, раскрывающий:
-
историческое,
культурное, национальное, географическое, демографическое,
природно-экологическое своеобразие Красноярского края, не нашедшее должного отражения
в Федеральном компоненте.
-
региональную
специфику периода реформирования социальной жизни общества, поиск регионом
новых ролей в экономической и общественной жизни страны;
-
региональную
специфику развития и проявления образовательных запросов населения в образовательных
услугах;
-
менталитет и
духовную культуру Красноярского края.
Главным аспектом географического
регионального компонента будет рассматриваться обучение и расширение
возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания, способствовать
развитию ареального типа мышления, не дублирующего европоцентристское мышление.
Стандарт содержит «Обязательный минимум
содержания национально-регионального компонента по географии для основной
школы» и «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы в
Красноярском крае при изучении минимума содержания НРК по географии».
Время на изучение НРК по географии предусматривается в соответствии с объемными
показателями, рекомендованными коллегией Министерства образования РФ от 13 июня
2002 г., где на изучение НРК предусматривается
10-15 % часов от общего нормативного времени, отведенного на изучение
предмета.
Обязательный минимум содержания
национально-регионального
компонента по географии для основной
школы
Изучение содержания национально-регионального
компонента по географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
-
более прочное
усвоение содержания федерального компонента в
разделах «Население», «Внутренние воды» и отдельных элементов других разделов
содержания федерального компонента на практико-ориентированном региональном
материале;
-
обеспечение доступа
к информации регионального уровня и ее распространение;
-
популяризация знаний
современной науки на материалах края;
-
инициирование
практических проектов по использованию личностных и региональных ресурсов;
-
формирование в
общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона,
необходимости их бережного использования.
-
приобретение
учащимися компетентности, необходимой для
ориентирования в социальной среде края,
- профориентация учеников в области
применения географических знаний в крае.
Реализация указанных целей достигается в
результате освоения следующего содержания образования, дополняющего и конкретизирующего
содержание следующих разделов федерального компонента стандарта.
В результате изучения
национально-регионального компонента образовательного стандарта по химии
выпускник основной школы в Красноярском крае должен
Знать:
-
специфику природных,
социальных и экономических условий в крае;
-
особенности и
взаимосвязи компонентов геосистемы края;
Уметь:
-
анализировать
информацию о жизнедеятельности людей в крае с точки зрения уровня адаптивности
географической среды и влияния воздействий на конкретные условия
жизнедеятельности человека в крае;
-
владеть навыками
исследования и пространственной организации окружающей среды своей местности.
Планируется издание нескольких мини-курсов,
программ для преподавания краеведения в средних и старших классах
общеобразовательной школы. Объем часов – 15-20. Программы будут предложены в нескольких вариантах,
различных по содержанию. Выбор программ должен сделать учитель по согласованию
с учениками.
В учебно-методический комплект для каждой
программы предположительно будут входить:
1.
Учебное пособие
(основная ориентировочная информация).
2.
Тетрадь заданий и
вопросов для учащихся.
3.
Справочник по общим
темам для учителя.
4.
Комплект карт для учащихся.
5.
Хрестоматия (отрывки
из произведений ученых, писателей, поэтов, репродукции картин художников, фото
и т.д.).
6.
Методические
разработки занятий
7.
Электронный вариант
учебного пособия.
Создаваться они будут, наиболее вероятно, в
той последовательности, что перечислены. Планируется также создание углубленных
вариантов программ. Их можно будет использовать в качестве материалов для
факультативов, кружков, занятий в профильных классах.
На сегодняшний день разрабатываются следующие
программы:
5 класс |
Топонимия края |
6 класс |
уникальные
явления Енисейского региона |
7 класс |
Заповедники |
вариант 2 |
Население Енисейского региона |
8 класс |
Водные ресурсы Енисейского региона |
вариант 2 |
Рекреационные возможности Енисейского региона |
9 класс |
Енисейский регион как территориальная
целостность |
вариант 2 |
населенные пункты края: структура и иерархия |
|
экологическая история Енисейского региона |
10 класс |
основы этнокультурного ландшафтоведения |
вариант 2 |
Социальная, культурная и политическая
география Енисейского региона |
В качестве ознакомительного материала
предлагаются программы для 6 и 8 классов. Следует учесть, что перед Вами
материал в стадии разработки, т.е. он будет еще дорабатываться и
корректироваться. Поэтому весьма важно узнать мнение учителей именно на этом
этапе работы. Будем рады, если Вы сможете помочь с материалом любого вида –
особенно по программе 6 класса.