ПРОЕКТ

Проект

национально-регионального компонента

государственного образовательного стандарта

основного общего образования Красноярского края

по географии 

 

Разработчики: Плющ И.В., Лысенко Ю.П., Неустроева Н.В., Малинка О.В., Похабова Е.А.,

 

Введение

География отличается от других наук не только объектом или методами изучения, но отношением к изучаемому. География ищет необычное, особенное, то, чем один объект отличается от другого – это и составляет предмет изучения географии. И в то же время поиск особенного, способность сравнивать и находить общее и отличное является началом собственно личностного мышления. Мыслить человек начинает через сравнение. Способность к такому поиску и удовольствие от самого процесса, а в дальнейшем и возможность развивать потребность в таком поиске дают нам именно уроки географии.  Потребность в мыслящих людях велика во все времена.

Поиск идеалов гармонии в себе, людях, мире вокруг – это другая основа нашего развития. Способность и потребность ребенка к поиску,  созданию красоты характеризует его способность по организации внутреннего и внешнего пространства, его уровень культуры. Один из начальных этапов организации пространства – выстраивание системы отметок в индифферентном, безликом, аморфном ранее пространстве. Именно эти отметки, эмоционально и информационно значимые, поможет выстроить ребенку география.  

Другой важной особенностью развития современного школьника должно стать формирование нового подхода к жизни у всех людей, живущих в РФ. В основе этого нового подхода осознание ценности и самобытности собственной культуры, цивилизации. В нашем случае - сибирской культуры, своего региона.  

В силу этих рассуждений предлагаем изучение краеведения начинать с рассмотрения особенностей, уникальных и неповторимых явлений нашей земли, Енисейского региона. Природа не вмещается в используемые людьми рамки административного деления    в силу этого в список рассматриваемых объектов и явлений включены и те, которые расположены за официальной современной границей Красноярского края. Да и само деление в последние годы меняется. Чтобы не зависеть от политических ситуативных моментов, будем опираться на территориальное образование, объединенное общими географическими особенностями и событиями истории – Енисейский регион. Это территориальное образование выделил еще Гавриил Степанович Батеньков, будущий декабрист, выступив инициатором выделения «… по системе Енисея еще одной губернии». Уникальный регион, где сосредоточено множество неповторимых культурных и природных ценностей, имеющих не только региональное, но и общероссийское и мировое значение. Необходимо, чтобы люди, живущие в Енисейском регионе, понимали, что обладают уникальными и неповторимыми ценностями, которые необходимо беречь. 

 

Пояснительная записка

В основной школе Базисным учебным планом в инвариантной части предусмотрено обязательное изучение курса «География». Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Закон об образовании Красноярского края» ввели и закрепили понятия федерального и регионального компонентов географического образования.

Под региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий:

-          историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие Красноярского края, не нашедшее должного отражения в Федеральном компоненте.

-          региональную специфику периода реформирования социальной жизни общества, поиск регионом новых ролей в экономической и общественной жизни страны;

-          региональную специфику развития и проявления образовательных    запросов населения в образовательных услугах;

-          менталитет и духовную культуру Красноярского  края.

Главным аспектом географического регионального компонента будет рассматриваться обучение и расширение возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания, способствовать развитию ареального типа мышления, не дублирующего европоцентристское мышление.

Стандарт содержит «Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента по географии для основной школы» и «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы в Красноярском крае при изучении минимума содержания НРК по географии».

Время на изучение НРК по географии  предусматривается в соответствии с объемными показателями, рекомендованными коллегией Министерства образования РФ от 13 июня 2002 г., где на изучение НРК предусматривается  10-15 % часов от общего нормативного времени, отведенного на изучение предмета.

 

Обязательный минимум содержания национально-регионального

компонента по географии для основной школы

Изучение содержания национально-регионального компонента по географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-          более прочное усвоение содержания федерального компонента в 

     разделах «Население», «Внутренние воды» и отдельных элементов других разделов содержания федерального компонента на практико-ориентированном региональном материале;

-          обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;

-          популяризация знаний современной науки на материалах края;

-          инициирование практических проектов по использованию личностных и региональных ресурсов;

-          формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования.

-          приобретение учащимися компетентности, необходимой для

ориентирования в социальной среде края,

- профориентация учеников в области применения географических знаний в крае.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание следующих разделов федерального компонента стандарта.

 

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы Красноярского края при изучении минимума содержания НРК по географии

В результате изучения национально-регионального компонента образовательного стандарта по химии выпускник основной школы в Красноярском крае должен

Знать:

-          специфику природных, социальных и экономических условий в крае;

-          особенности и взаимосвязи компонентов геосистемы края;

Уметь:

-          анализировать информацию о жизнедеятельности людей в крае с точки зрения уровня адаптивности географической среды и влияния воздействий на конкретные условия жизнедеятельности человека в крае;

-          владеть навыками исследования и пространственной организации окружающей среды своей местности.

Планируется издание нескольких мини-курсов, программ для преподавания краеведения в средних и старших классах общеобразовательной школы. Объем часов – 15-20. Программы  будут предложены в нескольких вариантах, различных по содержанию. Выбор программ должен сделать учитель по согласованию с учениками.

В учебно-методический комплект для каждой программы предположительно будут входить:

1.       Учебное пособие (основная ориентировочная информация).

2.       Тетрадь заданий и вопросов для учащихся.

3.       Справочник по общим темам для учителя.

4.       Комплект карт для учащихся.

5.       Хрестоматия (отрывки из произведений ученых, писателей, поэтов, репродукции картин художников, фото и т.д.).

6.       Методические разработки занятий

7.       Электронный вариант учебного пособия.

Создаваться они будут, наиболее вероятно, в той последовательности, что перечислены. Планируется также создание углубленных вариантов программ. Их можно будет использовать в качестве материалов для факультативов, кружков, занятий в профильных классах. 

На сегодняшний день разрабатываются следующие программы:

5 класс

Топонимия края

6 класс

уникальные явления Енисейского региона

7 класс

Заповедники

вариант 2

Население Енисейского региона

8 класс

Водные ресурсы  Енисейского региона

вариант 2

Рекреационные возможности Енисейского региона

9 класс

Енисейский регион как территориальная целостность

вариант 2

населенные пункты края: структура и иерархия

 

экологическая история Енисейского региона

10 класс

основы этнокультурного ландшафтоведения

вариант 2

Социальная, культурная и политическая география Енисейского региона

В качестве ознакомительного материала предлагаются программы для 6 и 8 классов. Следует учесть, что перед Вами материал в стадии разработки, т.е. он будет еще дорабатываться и корректироваться. Поэтому весьма важно узнать мнение учителей именно на этом этапе работы. Будем рады, если Вы сможете помочь с материалом любого вида – особенно по программе 6 класса.
 

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Используются технологии uCoz