Программа НРК по
биологии
№ |
Класс |
Тема |
Часы |
1 |
6 |
Растительность Красноярского края и ее рациональное использования |
1 |
2 |
6 |
Смена лесных сообществ: полевая экскурсия |
1 |
3 |
6 |
Пожар в лесу: причины и
способы предотвращения. Борьба с пожарами. |
1 |
4 |
6 |
Последствия лесных пожаров: полевая экскурсия |
1 |
5 |
6 |
Массовое размножение растительноядных насекомых как
причина распада лесных экосистем на примере сибирского шелкопряда и таежных
лесов. Биологическая защита леса |
1 |
6 |
6 |
Искусственное и естественное восстановление лесов:
арифметика лесного фонда |
1 |
7 |
6 |
Выращивание леса: лесные культуры. Полевая экскурсия |
1 |
8 |
6 |
(по возможности). Экскурсия в Красноярский музей леса |
1 |
Всего |
7(8) |
Блок
образовательного стандарта: «Эволюция живой природы»
Региональные
фрагменты: Специфика распространения и экологии животных С. Сибири.
Цель: Ознакомление с
краеведческим материалом, с местной флорой и фауной, закономерностями
распространения, формированием экологических групп, охраной и воспроизводством
их на территории Красноярского края.
Задачи:
Объяснить историческое влияние оледенения на прерывистость видовых
ареалов. Обосновать экологическое своеобразие Приенисейской Сибири. На местных примерах осветить понятие
биоразнообразия и проблематику его изучения. На основе оригинальных материалов Красной книги привести
примеры различных видов особо охраняемых
животных и особо охраняемых территорий по сохранению и воспроизводству редких и
промысловых видов на территории Красноярского края.
Содержание:
Биоразнообразие в различных экологических условиях Красноярского края.
Специфика фауны Средней Сибири как пограничной зоны контакта двух подобластей.
Палеарктика и влияние Енисейской биогеографической границы, возникшей на рубеже
3 – 4 ледникового периода в результате оледенения. География охраняемых природных
территорий различного ранга, от заповедников до памятников природы.
№ п/п |
Класс |
Тема |
Часы |
1. |
|
Экологические группы птиц в школе (водоемы, леса, степи и
др.) |
2 |
2. |
|
Определение птиц по морфологическим и экологическим признакам
|
3 |
3. |
|
Животные, занесенные в красную книгу на территории
Красноярского края. ООПТ Красноярского края и их значение для сохранения
биоразнообразия. |
2 |
Блок
образовательного стандарта: «Человек»
Региональный
фрагмент: «Социальные корни экологических проблем» или «Региональные аспекты
адаптации и здоровья человека»
Содержание:
базовые биологические
понятия – «адаптация», «здоровье», «стресс-реакция» - и их взаимосвязей в контексте системного
изучения биосоциальной сущности человека. Рассматриваются физиологические
механизмы адаптации и сохранения
здоровья человека в современном мире. В региональном блоке объединены
эволюционно-биологический, антропологический и социально-экономический
контексты решения проблем физиологической адаптации и акклиматизации человека в
Сибири и на крайнем Севере.
Содержание блока позволяет на региональном материале организовать аналитическую
и рефлексивную деятельность учащихся при анализе природных и антропогенных
стресс-факторов в жизни современного человека, живущего в Сибирском регионе.
Анализ учащимися факторов, формирующих и разрушающих здоровье человека, а также
физиологических показателей индивидуального здоровья, позволит формировать исследовательские
и диагностические умения школьников.
Цель
и задачи: Способствовать воспитанию ценностного отношения к окружающей
среде и собственному здоровью, развивать сознание своей и всеобщей причастности
к процессам в природе и обществе, практическое овладение общей культурой
поведения в природе как одним из принципов устойчивого развития системы человек-природа.
Форма
занятий Фронтальные уроки, практическая работа.
№ п/п |
Класс |
Тема |
Часы |
1. |
8 |
Экстремальные факторы среды, их влияние на
организм. Адаптация, ее физиологические механизмы и эволюционный смысл. Результаты
адаптации человека к условиям среды. Музейный урок. |
2 |
2. |
8 |
Стресс-реакция, ее биологический смысл и
этапы. Виды и последствия стресса. Стресс в жизни современного человека. Психологический
комфорт человека как фактор его здоровья. |
2 |
3. |
8 |
Адаптация и здоровье. Факторы, формирующие и
разрушающие систему индивидуального здоровья. Экологические и
медико-социальные проблемы здоровья населения Красноярского края. |
3 |
Биолокация как ответная реакция
организма на стресс (стресс-реакция)
Психологический комфорт человека как
фактор его здоровья