Тематическое
планирование регионального
компонента по биологии
Блок образовательного стандарта «Природа и человек», «Методы изучения природы»
Региональный фрагмент «Общеучебные умения, навыки и способы деятельности»
Цель и задачи: Развитие способов познавательной деятельности на основе
освоения основных навыков ухода за растениями (в комнате и на участке) и
животными (наземными и водными позвоночными, насекомыми); интеграция со
смежными предметами (изобразительное искусство, иностранный язык).
Содержание Овладение практическими приемами разведения животных и
выращивания растений, развитие умения распознавать полезные и вредные виды в
природе, приобретение элементарных навыков постановки познавательных целей,
проведения простейших наблюдений и экспериментов, оценки результатов своей
деятельности
Форма занятий Фронтальные уроки, полевые экскурсии, практическая работа
с живым материалом и электронными ресурсами.
Оборудование Принадлежности для рисования. Мультимедийные продукты по
биоразнообразию Сибири. Выход в Интернет. Предметы для ухода за животными,
устройства аквариума и террариума. Шанцевый инструмент
№ |
Класс |
Тема |
Часы |
1 |
5 |
Комнатные растения и уход за ними; рисование растений |
1 |
2 |
5 |
Растения на школьном участке и уход за ними |
1 |
3 |
5 |
Жизнь муравейника, расселение муравьев. Полевая экскурсия |
1 |
4 |
5 |
Биологические мультимедийные ресурсы и польза изучения
иностранных языков |
1 |
5 |
5 |
Живой уголок в школе. Кормление и уход за
млекопитающими, птицами, ящерицами, лягушками |
1 |
6 |
5 |
Устройство аквариума. Содержание и разведение рыб,
амфибий и рептилий. Выращивание водных растений |
1 |
7 |
5 |
Грибы съедобные и несъедобные. Морфология грибов. Зарисовка |
1 |
8 |
5 |
(по возможности). Экскурсия в зоопарк |
1 |
Всего |
7(8) |
Блок образовательного стандарта: «Природа и человек», «Методы изучения природы»
Региональные фрагменты 1) «Леса Красноярского края: разнообразие, использование,
охрана»; 2) «Социальные корни экологических проблем»
Цели: Расширение и систематизация знаний о разнообразии
растительности на территории Красноярского края, об основных разновидностях
лесных экосистем и формирующих их видов, способах использования древесных и
недревесных лесных ресурсов как одной из
основ экономики края.
Задачи:
На основании официальной статистики определить скорость уменьшения площади, покрытой
лесом. На примере недавних пожарищ показать действие огня на лесную
растительность. Используя печатную и мультимедийную продукцию, объяснить
важнейшую роль деятельности растительноядных насекомых на динамику лесного фонда.
В итоге логически вывести необходимость активной охраны и защиты лесов от
действия неблагоприятных факторов, способствовать воспитанию и развитию
экологических принципов поведения, приобретению элементов природоведческой и
экологической компетентности, осознанию необходимости сохранения природы своей
местности.
Содержание Типы экосистем
Красноярского края. Лесные экосистемы, их разнообразие и динамика во времени.
Процесс смены лесных сообществ, вытеснение лиственных деревьев темнохвойными.
Уменьшение площади, покрытой лесом,
сопровождающейся обратимой и безвозвратной потерей разнообразных лесных
ресурсов Факторы, угрожающие существованию лесов: хозяйственная деятельность
человека, лесные пожары, вспышки численности вредоносных насекомых.
Биологический метод защиты леса как пример использования полезных организмов
(патогенных бактерий и грибов) против вредных; связать с основными принципами
экологической безопасности.
Форма занятий Фронтальные уроки, полевые экскурсии, практическая
работа.
Оборудование: Карта растительности Красноярского края, коллекции
насекомых, цветные плакаты по экологии лесных насекомых или их мультимедийные
демоверсии, включая источники из
Интернета, плакаты и листовки по противопожарной пропаганде.