Проект
национально-регионального компонента
государственного образовательного
стандарта основного общего образования Красноярского к рая
по биологии
Разработчики:
Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б.,
Баранов А.А.
Проект
регионального компонента разработан на основе обязательного минимума содержания
образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии для основной
школы. Региональный компонент является углублением и дополнением Федерального
стандарта образовательной области «Биология».
Предназначением данного проекта
регионального компонента является подготовка
школьников к жизни на определенной (конкретной) территории через решение проблем сохранения параметров окружающей
среды с позиции биосферной этики.
Программа
регионального компонента содержит минимум содержания образования по биологии,
учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся
(последние соответствуют требованиям федерального компонента стандарта
основного биологического образования с учетом регионального компонента).
Обязательный минимум
содержания национально-регионального
компонента по биологии для основной школы
Изучение регионального компонента в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
1. Введение содержания, связанного с
этнической и поликультурной средой региона, формирование экологически
ориентированной культуры поведения личности в окружающей среде и гражданской
ответственности за ее сохранение в
процессе усвоения знаний отношений и обретения ценностных ориентаций местного
социума.
2.
Освоение методов
изучения природных, социокультурных и экономических особенностей региона
в процессе исследовательской и проектировочной работы и овладение умениями
находить и использовать информацию с применением компьютерных технологий.
3.
Развитие
гуманистических качеств личности и оздоровление учащихся через расширение
прямых контактов с окружающей природой своей местности.
4.
Профессиональное
определение учащихся в соответствии с потребностями и возможностями региона.
Обучение
школьников по данной образовательной программе составляет 5 лет (с 5-го по 9
класс). В каждом классе на изучение регионального компонента отводится 7 часов
учебного времени.
Предлагается
следующее содержание образования, дополняющее и углубляющее федеральный
компонент.
Природа и человек. Овладение
практическими приемами разведения животных и районированных сортов растений,
развитие умения распознавать местные виды в природе, приобретение элементарных
навыков постановки познавательных целей, проведения простейших наблюдений и
экспериментов, оценки результатов своей деятельности.
Типы экосистем Красноярского края. Факторы,
угрожающие существованию лесов: хозяйственная деятельность человека, лесные
пожары, вспышки численности вредоносных насекомых. Охраняемые и особо
охраняемые природные территории края (заказники, заповедники, памятники
природы, национальные парки). Угодья, территории края, имеющие международное
значение. Законодательные, исполнительные, общественные структуры края. Их
деятельность в области сохранения биоразнообразия. Ведение Красной книги.
Практические мероприятия, способствующие сохранению животного мира. Концепция всеобщей причастности.
Эволюция
живой природы. Распознавание с помощью определителей и справочников
наиболее распространенных животных и растений своей местности, домашних животных
и важнейших сельскохозяйственных культур. Обоснование их места и роли в
собственной жизни и деятельности. Использование животных и растений человеком.
Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека.
Взаимосвязи
организмов и окружающей среды. Экологические проблемы, оценка их
роли в собственной жизни и пути решения.
Характеристика агроэкосистем своей местности. Оценка последствий деятельности
человека в экосистеме, влияния собственной деятельности на другие живые
организмы экосистемы. Небрежное обращение с огнем в лесу, поселке, городе.
Низкий уровень жизни (сельское население, коренные народы) как причина браконьерства.
Принципы устойчивого развития системы человек-природа.
Методы
изучения природы. Проведение наблюдений за ростом и развитием растений,
поведением животных, сезонными изменениями в природе. Схематическая зарисовка и
картографирование как способы фиксации результатов наблюдения, обучающие
видению наиболее существенных деталей наблюдаемого предмета. Планирование и проведение
эксперимента. Поиск источников информации (печатных и электронных) и навыки
работы с ними. Реферирование и изложение найденной новой информации как метод
организации мышления. Развитие и становление современных методов
естественнонаучных исследований. Моделирование в биологии.
Человек. Региональные аспекты здоровья. Факторы, формирующие и
разрушающие систему индивидуального здоровья. Экологические и медико-социальные
проблемы здоровья населения Красноярского края. Социальные корни экологических
и медицинских проблем. Адаптация как базовое понятие биологии. Эволюционный
смысл, физиологические механизмы и результаты, виды адаптации. Адаптация человека
к различным факторам среды (абиотические, биотические и антропогенные). Болезни
адаптации. Стресс-реакция как механизм физиологической адаптации, ее этапы.
Требования
к уровню подготовки по РК
В результате обучения учащиеся должны:
-
характеризовать (описывать) экосистемы и агроэкосистемы своей местности,
причины колебания численности популяций; влияние хозяйственной деятельности
человека в крае на экосистемы, агроэкосистемы, меры, направленные на их сохранение;
методы выведения сортов растений и пород животных;
-
сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений и
животных своего региона, экосистемы и агроэкосистемы;
-
обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) роль организмов
и человека в экосистемах и агроэкосистемах; роль многообразия видов, равновесия
в экосистемах, биосфере; роль заповедников, заказников, ботанических и зоологических
садов в сохранении биологического разнообразия;
-
применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды своего
региона; о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов
выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для
обоснования здорового образа жизни; активно участвовать в мероприятиях по
охране окружающей среды в своей местности.
-
овладеть умениями
проектирования с использованием информационных технологий; умениями поиска,
обработки и использования информации, ее интерпретации для адресата; умениями
строить взаимоотношения с другими людьми; находить, принимать и реализовывать
управленческие решения в своей деятельности; адаптировать научные знания к целям
и задачам региона; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей
среде и живым организмам.