ПРОЕКТ

Проект

национально-регионального компонента

государственного образовательного стандарта основного общего образования Красноярского к рая

по биологии

 

Разработчики: Биктимирова Л.И., Гродницкий Д.Л., Зубковская И.Б., Баранов А.А.

 

Проект регионального компонента разработан на основе обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии для основной школы. Региональный компонент является углублением и дополнением Федерального стандарта образовательной области «Биология».

Предназначением данного проекта регионального компонента является подготовка  школьников к жизни на определенной (конкретной) территории через решение  проблем сохранения параметров окружающей среды с позиции биосферной этики.

Программа регионального компонента содержит минимум содержания образования по биологии, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся (последние соответствуют требованиям федерального компонента стандарта основного биологического образования с учетом регионального компонента).

 

Обязательный минимум содержания  национально-регионального компонента по биологии для основной школы

Изучение регионального компонента в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.       Введение содержания, связанного с этнической и поликультурной средой региона, формирование экологически ориентированной культуры поведения личности в окружающей среде и гражданской ответственности  за ее сохранение в процессе усвоения знаний отношений и обретения ценностных ориентаций местного социума.

2.       Освоение  методов  изучения природных, социокультурных и экономических особенностей региона в процессе исследовательской и проектировочной работы и овладение умениями находить и использовать информацию с применением компьютерных технологий.

3.       Развитие гуманистических качеств личности и оздоровление учащихся через расширение прямых контактов с окружающей природой своей местности.

4.       Профессиональное определение учащихся в соответствии с потребностями  и возможностями региона.

Обучение школьников по данной образовательной программе составляет 5 лет (с 5-го по 9 класс). В каждом классе на изучение регионального компонента отводится 7 часов учебного времени.

Предлагается следующее содержание образования, дополняющее и углубляющее федеральный компонент.

Природа и человек. Овладение практическими приемами разведения животных и районированных сортов растений, развитие умения распознавать местные виды в природе, приобретение элементарных навыков постановки познавательных целей, проведения простейших наблюдений и экспериментов, оценки результатов своей деятельности.

Типы экосистем Красноярского края. Факторы, угрожающие существованию лесов: хозяйственная деятельность человека, лесные пожары, вспышки численности вредоносных насекомых. Охраняемые и особо охраняемые природные территории края (заказники, заповедники, памятники природы, национальные парки). Угодья, территории края, имеющие международное значение. Законодательные, исполнительные, общественные структуры края. Их деятельность в области сохранения биоразнообразия. Ведение Красной книги. Практические мероприятия, способствующие сохранению животного мира.   Концепция всеобщей причастности.

Эволюция живой природы. Распознавание с помощью определителей и справочников наиболее распространенных животных и растений своей местности, домашних животных и важнейших сельскохозяйственных культур. Обоснование их места и роли в собственной жизни и деятельности. Использование животных и растений человеком. Животные – возбудители и переносчики заболеваний человека.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экологические проблемы, оценка их роли  в собственной жизни и пути решения. Характеристика агроэкосистем своей местности. Оценка последствий деятельности человека в экосистеме, влияния собственной деятельности на другие живые организмы экосистемы. Небрежное обращение с огнем в лесу, поселке, городе. Низкий уровень жизни (сельское население, коренные народы) как причина браконьерства. Принципы устойчивого развития системы человек-природа.

Методы изучения природы. Проведение наблюдений за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе. Схематическая зарисовка и картографирование как способы фиксации результатов наблюдения, обучающие видению наиболее существенных деталей наблюдаемого предмета. Планирование и проведение эксперимента. Поиск источников информации (печатных и электронных) и навыки работы с ними. Реферирование и изложение найденной новой информации как метод организации мышления. Развитие и становление современных методов естественнонаучных исследований. Моделирование в биологии.

Человек. Региональные аспекты здоровья. Факторы, формирующие и разрушающие систему индивидуального здоровья. Экологические и медико-социальные проблемы здоровья населения Красноярского края. Социальные корни экологических и медицинских проблем. Адаптация как базовое понятие биологии. Эволюционный смысл, физиологические механизмы и результаты, виды адаптации. Адаптация человека к различным факторам среды (абиотические, биотические и антропогенные). Болезни адаптации. Стресс-реакция как механизм физиологической адаптации, ее этапы.

Требования к уровню подготовки по РК

В результате обучения учащиеся должны:

-          характеризовать (описывать) экосистемы и агроэкосистемы своей местности, причины колебания численности популяций; влияние хозяйственной деятельности человека в крае на экосистемы, агроэкосистемы, меры, направленные на их сохранение; методы выведения сортов растений и пород животных;

-          сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, экосистемы и агроэкосистемы;

-          обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) роль организмов и человека в экосистемах и агроэкосистемах; роль многообразия видов, равновесия в экосистемах, биосфере; роль заповедников, заказников, ботанических и зоологических садов в сохранении биологического разнообразия;

-          применять знания по биологии для оценки состояния окружающей среды своего региона; о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни; активно участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды в своей местности.

-          овладеть умениями проектирования с использованием  информационных технологий; умениями поиска, обработки и использования информации, ее интерпретации для адресата; умениями строить взаимоотношения с другими людьми; находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей деятельности; адаптировать научные знания к целям и задачам региона; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и живым организмам.

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница

Используются технологии uCoz