Проект
Национально-регионального компонента
государственного образовательного
стандарта основного общего образования Красноярского края
по химии
Иголкина Ю.В., Андреева С.Ю., Солянкина Н.А.,
Безрукова Н.П.
Пояснительная записка
В целях реализации Закона
Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) существует необходимость для
обеспечения особых потребностей и интересов в области химического образования
населения, проживающего на территории края, и отражения национально-регионального
своеобразия его культуры в области химической науки и химического производства.
Представляемый документ содержит обязательные
нормативы, являющиеся дополнением к нормативам федерального компонента и
включает «Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента
по химии для основной школы» и «Требования к уровню подготовки выпускников
основной школы в Красноярском крае при изучении минимума содержания НРК по
химии».
Введение стандарта НРК предполагает гибкую
организацию учебного процесса, широкие возможности для творчества учителя.
Обязательный минимум
содержания национально-регионального компонента по химии для основной школы
Изучение содержания национально-регионального
компонента по химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
более прочное
усвоение содержания федерального компонента в разделах «Методы познания веществ
и химических явлений», «Химические знания в жизни» и элементов содержания
практической направленности других
разделов на доступном практическом краевом и местном материале (использование
потенциала местных химических лабораторий
и химических производств);
-
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
активного участия в обсуждении вопросов развития химического знания и применения его в жизни
края;
-
воспитание
потребности в экологически грамотном химическом использовании ресурсов края с
ориентацией на сохранение его природных систем;
-
приобретение
учащимися компетенции, необходимой для предупреждения неблагоприятных явлений в
природной среде края, наносящих вред здоровью людей и условиям жизни будущих
поколений.
Реализация указанных целей достигается через
освоение содержания образования в рамках следующих разделов федерального
компонента стандарта.
Методы познания веществ и химических
реакций.
Определение с помощью характерных реакций
наличия отдельных веществ и ионов в воздухе, в водных растворах, почве в вашей
местности. Соотнесение полученных результатов с данными по краю и предельно
допустимыми концентрациями этих компонентов для данных сред по отношению к
человеку и другим организмам.
Основные понятия химии.
Водные системы края как химические системы,
специфика их естественного состава, степень антропогенного изменения
концентраций различных веществ, влияние на здоровье жителей края и в целом на
природные системы.
Составление и решение расчетных задач на
массовую долю веществ в растворах с включением актуальной информации краевого и
местного уровня в их содержание и сопряжение данного понятия с понятием
предельно допустимых концентраций.
Неорганические вещества.
Воздух. Естественный состав. Роль природных
систем края в поддержании естественного баланса. Изменение состава воздуха
хозяйственной деятельностью людей в крае. Общая картина воздушного загрязнения
по краю, изменение атмосферы в целом. Влияние воздушного загрязнения на
здоровье людей в крае и состояние природных систем.
Краткий обзор основных химических
производств и предприятий, размещенных на территории Красноярского края. Химизм
производственных процессов с точки зрения экономической рентабельности и
химического загрязнения природы и влияния на здоровье человека. Прогнозирование
будущего химической промышленности в крае.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы Красноярского
края при изучении минимума содержания национально-регионального компонента по
химии
В результате изучения
национально-регионального компонента образовательного стандарта по химии
выпускник основной школы в Красноярском крае должен уметь:
-
анализировать
информацию о хозяйственной деятельности людей в крае с точки зрения степени химического загрязнения
окружающей среды и влияния ее на состояние местных экосистем и биосферу в
целом, а также здоровье человека;
-
применять
элементарные методы исследования состояния окружающей среды своей местности;
-
прогнозировать
эффекты хозяйственной деятельности человека и находить возможные пути их
устранения.