ПРОЕКТ

Проект

национально-регионального компонента

государственного образовательного стандарта

общего образования по обществознанию

Разработчики: Безуглова Г.Ф., Кучеряев В.А., Молодцова И.В., Петрова С.А.,

Литвинцева В.А.

 

Пояснительная  записка

В основной школе Базисным учебным планом в инвариантной части предусмотрено обязательное изучение курса «Обществознание». Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Закон об образовании Красноярского края» ввели и закрепили понятия федерального и регионального компонентов историко-обществоведческого образования.

Под региональным компонентом понимается педагогически отобранный обществоведческий материал в контексте базового содержания предмета «Обществознание», раскрывающий:

-         историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие Красноярского края, не нашедшее должного отражения в Федеральном компоненте;

-         региональную специфику перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике, поиск регионом новых ролей в экономической и общественной жизни страны;

-         региональную специфику развития и проявления образовательных    запросов населения в образовательных услугах;

-         образовательный, научный и управленческий потенциал региона;

-         складывающийся менталитет и духовную культуру Красноярского края.

 

Цели  и  задачи  регионального  компонента:

-         изучение специфики региона, недостаточно отражённой в Федеральном компоненте;

-         создание условий, способствующих освоению учащимися особенностей культуры родного края, научного и социально-экономического развития района;

-         формирование компетентностей, обеспечивающих вхождение  в поликультурную среду региона;

-         формирование культуры межэтнических отношений;

-         формирование профессиональной ориентации учащихся;

-         развитие местного самоуправления и местной инициативы в образовательном и социально-экономическом пространстве;

-         отработка содержания образования опережающего характера на экспериментальных площадках г. Красноярска.

 

Одной из наиболее эффективных форм для формирования гражданской позиции школьника является метод социального проектирования. Именно эта форма обеспечивает связь теоретических знаний, получаемых школьником, с реальной жизнью, в которую включены они сами, их друзья, родственники, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края.

Социальное проектирование – один из наиболее удачных способов преодоления отчуждения учащихся от содержания теоретического материала. Оно даёт возможность создать условия, способствующие формированию учащимися собственной точки зрения, развивать их инициативу, ответственность и умение пользоваться личными свободами. Участие в проекте формирует уважение к другим людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики.

Предлагаемое содержание регионального компонента призвано расширить знания учеников, развить их навыки, углубить их понимание важности гражданского участия.

Практические навыки гражданского участия в общественной жизни школьники приобретают в ходе работы над социально значимыми проектами, цель которых оказать помощь окружающим людям, местному сообществу. Работая над проектами, учащиеся приобретают практический опыт, призванный сформировать их интерес к общественной жизни. Определив цели, задачи проекта, они собирают информацию, разрабатывают собственные варианты решения проблемы и намечают пути реализации проекта. Таким образом, подростки пытаются «реализовать свой патриотический потенциал по улучшению дел на своей малой и большой Родине».

Распределение учебных часов регионального компонента является принципиальным, что позволяет сохранить структуру федерального компонента, а данные темы логично вписываются в изучаемый материал.

Ориентирами для разработчиков регионального компонента курса «Обществознание» в основной школе являются:

-    сформулированные  выше  цели  и  задачи  курса;

-    обязательный  минимум  содержания  обществоведческого  образования; 

-    реальные  рамки  учебного  времени;

-    потребности  и  познавательные  возможности  учащихся  13-15-летнего  возраста. 

Раздел курса обществознания

Тема раздела курса обществознания

Тема урока

Основная тематика содержания регионального компонента

Кол-во

часов

8 класс

Раздел 1. Человек.

Природа.

Общество

Тема 4.

Человек в обществе

Политика, ее роль в жизни общества.

Местное самоуправление

Проект «Гражданин»

Общественная защита проекта.

2 часа

 

1 час

9 класс

Раздел II

Гражданин.

Мораль.

Право.

Тема 2. Гражданин. Государство. Право.

Гражданин, гражданство и государство

 

 

Тема 3. Права человека и гражданина.

Публичная жизнь.

Участие граждан в политике и управлении

Конституция РФ

Социальное проектирование.

Сбор информации (исследование проблемы).

Навыки поиска и анализа информации и нормативных документов.

 

Этапы реализации социального проекта «Гражданин».

Деловые игры «Работа с представительными органами власти. Обращение в СМИ с реальными предложениями».

 

Подготовка к защите проекта.

Общественные слушания.

1 час.

 

 

 

 

 

 

2 часа

 

 

 

 

 

 

1 час

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz
 

P.S. Есть вопросы - спрашивайте ЗДЕСЬ. Оставьте запись в книге - мы ответим вам
Ответы - в книге гостей

 
ПРИЛОЖЕНИЕ - 1: План работы группы

Главная страница

Используются технологии uCoz