Проект
национально-регионального компонента
государственного образовательного стандарта
основного общего образования красноярского края
по литературе
Авторы: Н. В. Лебедева, В.К. Размахнина, Т.А.
Хороброва, Е.М. Гардер, М.З.Федюнина
Пояснительная записка
Содержание
и структура программы направлена на достижение следующих целей:
1.
Ознакомление с культурно-историческими, этнографическими,
природно-экономическими и духовно-нравственными особенностями региона..
2. Овладение знаниями о культурной жизни
региона, о его духовных «маяках» в области литературы, языка, живописи, музыки,
театра и т. д.
3.
Изучение отдельных произведений сибирских авторов с привлечением сведений
по теории литературы и краеведению
Вписываясь в базовый (федеральный)
компонент литературного образования, предлагаемая программа также способствует
приобретению учащимися следующих основ компетентности в
социально-психологической и общекультурной сфере:
-информационная
компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать,
обогащать информационный материал о жизни края; владение новыми информационными
технологиями;
-ценностно-мировоззренческая
компетентность—включение учащихся в поликультурную среду региона:
воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион;
умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной
действительности и выстраивать свою траекторию
поведения.
Модель
регионального компонента литературного образования по содержанию и видам
деятельности представляют следующие
схемы.
Содержание
Класс |
Часы |
Учебная цель |
Планирование по проблемно-тематическому принципу |
Соотнесенность с основной программой (федеральный компонент) |
|||
Введение |
Фольклор Сибири и Севера |
Человек и природа |
Нравственный мир |
||||
5 6 7 8 9 |
8 8 8 12 12 |
Обуче- ние
эстетическому анализу текста Интер- претация
текста |
Понятие
о региональной литературе, её своеобразии и неразрывной связи с литературой
России и мировой литературой |
Сквозная тема |
Сквозная тема |
Ценности, сибирский характер, история,
традиции, обычаи |
Соотношение
с основной программой возможно либо тематическое, либо жанровое |
|
48 |
|
Виды
деятельности
Текстовосприятие |
Исследование |
Творчество |
Текстуальное или обзорное изучение
художественных произведений (эстетический анализ, интерпретация). |
Совместная деятельность школы, музея,
библиотеки. |
Создание авторских работ, выход на
региональные периодические издания. |
Таким образом,
цели литературного образования, компетентностный подход и учёт возрастных читательских
интересов – вот главные составляющие, определившие структуру и содержание
программы. Примерная программа, не сковывая творческой инициативы учителя,
формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность выбора
писательских имен и произведений.