Программа НРК по литературе
7 класс
Нравственный
мир.
Иван Иванович
Пантелеев. «Чужой».
Сибирская
деревня, ее прошлое и настоящее. Авторская позиция в изображении быта деревни.
Тема Дома, детской беззащитности и сиротства в повести. Главный герой Ленька, его стремление к добру, правде,
справедливости, независимости. Взрослые в повести, их неспособность или
нежелание защитить сироту. Острота конфликта Леньки с отчимом. Способ
разрешения конфликта, правомерность или неправомерность такого способа. Понятие
о сибирском характере.
Теория
литературы. Повесть как жанр. Конфликт. Портрет.
Виктор
Петрович Астафьев. «Ангел-хранитель».
В. П. Астафьев
о своем детстве. Семья как главная опора в жизни человека. Бабушка Катерина
Петровна – ангел-хранитель дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других.
Юмор в рассказе.
Теория
литературы. Автобиографические произведения.
Лирика.
Игнатий
Дмитриевич Рождественский. «Мой край», «Снежница», «Княженика»,
«Саяны», «Наши реки», «Осень», «Лесничий», «Север», «Все вокруг такое
русско-русское…», «Чего ты хочешь, ну, скажи на милость…».
Поэтическое
кредо И. Д. Рождественского (москвича по рождению): «Я себя не мыслю без
Сибири, Без моих родных сибиряков!» Годы педагогической работы поэта. Опоэтизированная
природа Сибири.
Суворов
Георгий Кузьмич. «Еще на зорях черный дым…», «Хоть день один», «Мы тоскуем и
скорбим», «Есть в русском офицере обаянье».
Г. К.
Суворов—поэт-воин. Образ Рядового Истории в лирике поэта. Основные мотивы: беспощадная
реальность войны, память о довоенной жизни, вера в победу, мысль о
возможной гибели накануне победного
торжества.
Зорий Яхнин. «Не спрашивая, сколько
платят…», «Воспоминание», «Я нажил себе сто рублей…», «Царевна-лягушка», «Не гневайтесь…»,
«Мода».
Сибирь —
творческая родина поэта: «Мы изменяли лик Сибири, Но и она меняла нас».
Стремление убедить читателя в недопустимости однозначных и выпрямленных оценок,
в несостоятельности трафаретной логики.
Теория литературы. Автор и лирический герой в
поэзии.