Программа НРК по литературе
7 класс
Нравственный мир.
Иван Иванович Пантелеев. «Чужой».
Сибирская деревня, ее прошлое и настоящее.
Авторская позиция в изображении быта деревни. Тема Дома, детской беззащитности
и сиротства в повести. Главный герой
Ленька, его стремление к добру, правде, справедливости, независимости.
Взрослые в повести, их неспособность или нежелание защитить сироту. Острота
конфликта Леньки с отчимом. Способ разрешения конфликта, правомерность или
неправомерность такого способа. Понятие о сибирском характере.
Теория литературы. Повесть как жанр.
Конфликт. Портрет.
Виктор Петрович Астафьев. «Ангел-хранитель».
В. П. Астафьев о своем детстве. Семья как
главная опора в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна – ангел-хранитель
дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Юмор в рассказе.
Теория литературы. Автобиографические
произведения.
Лирика.
Игнатий Дмитриевич Рождественский. «Мой край», «Снежница», «Княженика», «Саяны», «Наши реки», «Осень»,
«Лесничий», «Север», «Все вокруг такое русско-русское…», «Чего ты хочешь, ну,
скажи на милость…».
Поэтическое кредо И. Д. Рождественского
(москвича по рождению): «Я себя не мыслю без Сибири, Без моих родных
сибиряков!» Годы педагогической работы поэта. Опоэтизированная природа Сибири.
Суворов Георгий Кузьмич. «Еще на зорях
черный дым…», «Хоть день один», «Мы тоскуем и скорбим», «Есть в русском офицере
обаянье».
Г. К. Суворов—поэт-воин. Образ Рядового
Истории в лирике поэта. Основные мотивы: беспощадная реальность войны, память о
довоенной жизни, вера в победу, мысль о возможной гибели накануне победного торжества.
Зорий Яхнин. «Не спрашивая, сколько платят…»,
«Воспоминание», «Я нажил себе сто рублей…», «Царевна-лягушка», «Не гневайтесь…»,
«Мода».
Сибирь — творческая родина поэта: «Мы
изменяли лик Сибири, Но и она меняла нас». Стремление убедить читателя в
недопустимости однозначных и выпрямленных оценок, в несостоятельности
трафаретной логики.
Теория
литературы. Автор и лирический герой в поэзии.