Информация о реализации проекта «Литература Сибири в школе»

Информация о реализации проекта «Литература Сибири в школе»

на 23 декабря 2003 г.

 

В реализации проекта «Литература Сибири в школе» (региональный компонент) участвуют школы г. Красноярска, Дивногорска, Краснотуранского района. Апробируется программа по литературе в 5-9 классах.

Проведены уроки по творчеству В.П. Астафьева, И.И. Пантелеева, Б.М. Петрова, А.И. Щербакова, З.Я. Яхнина, В.Н.Белкина. Уроки проводились как в стенах школы, так и в Литературном музее, в библиотеке-музее В.П.Астафьева в п. Овсянка.

 

Первым опытом поделились

 

·        Мельник Н.Н.           (СШ № 23)

·        Казак Л.П.                 (СШ № 76)

·        Куконен Е.Г.             (СШ № 76)

·        Горелова В.И.           (СШ № 92)

·        Гречаная И.В.           (СШ № 92)

·        Егорова В.И.             (СШ № 88)

·        Сальникова Т.А.       (СШ № 88)

·        Меньшикова Л.Б.     (СШ № 41)

·        Маслова О.В.            (СШ № 41)

·        Соловьева И.В.         (СШ № 41)

·        Емелькина Е.А.        (СШ № 41)

·        Сидоренко Я.А.        (СШ № 41)

·        Спирина Е.П.            (СШ № 41)

·        Москвина И.А.         (СШ № 41)

 

Учителя-словесники выражают благодарность Литературному музею г. Красноярска за предоставленную возможность во время ноябрьских каникул прослушать курс лекций по истории сибирской литературы преподавателей КГУ (Саковой Р.Т.) и КГПУ (Анисимова К.В., Лебедевой Н.В., Садыриной Т.Н.). Данный семинар оказал существенную поддержку учителям-экспериментаторам в освоении содержания регионального компонента по литературе. 

 

   Руководители проекта                                          Хороброва  Т.А.

   «Литература Сибири в школе»                            Гардер Е.М.

Вашему вниманию предлагаются уроки, проведенные учителями, участвующими в апробации программы по литературе (национально-регио

Информация о реализации проекта «Литература Сибири в школе» на 25 марта 2004 г.

 

* * *

Вашему вниманию предлагаются уроки, проведенные учителями, участвующими в апробации программы по литературе (национально-региональный компонент).

 

Первые публикуемые уроки – это уроки учителя СШ № 41 г. Красноярска

 

Меньшиковой Людмилы Борисовны:

 

9 класс

1. «Тайна творчества – жизни тайна» (по творчеству Н.Н. Еремина).

2. Проект буклета «День защиты хорошего человека» (к 65-летию со дня рождения Р.Х. Солнцева).

 

УРОК 1.

Тема: «Тайна творчества – жизни тайна»

(по творчеству поэта Н.Н. Еремина) – 2 часа.

Цель: знакомство с творчеством Еремина Н.Н. через творческую встречу и интервью с поэтом.

Задачи: 

·        обучающая – научить ребят правильно брать интервью и грамотно оформлять полученный материал для музейного фонда;

·        развивающая – научить умению формулировать вопросы по конкретному стихотворению поэта и задавать их, соблюдая выработанный Кодекс интервьюера;

·        воспитывающая – вызвать устойчивый интерес к сибирской поэзии.

 

Оборудование:

1.     Сборники стихотворений Еремина Н.Н.

2.     Портрет поэта.

3.     Журнальный столик.

4.     Два микрофона.

5.     Паспортички.

Последовательность этапов урока:

1.     Организационный момент – 1 минута.

2.     Представление поэта  – 2 минуты.

3.     Словарная работа – 3 минуты.

4.     Требования к интервью – 10 минут.

5.     Разработать кодекс интервьюера.

6.     Интервью с поэтом (5 интервьюеров)  - 40 минут:

·        чтение наизусть стихотворения  по программе НРК;

·        вопросы, составленные по содержанию стихотворений.

7.     Поэтическая страничка. Выразительное чтение стихотворений самим автором, другими учащимися, учителем – 15 минут.

8.     Свободное общение поэта с учащимися: дар музею школы книг, экспонатов от автора, автографы для желающих, фотография на память – 4 минуты.

9.     Оформление меморатов для музея, завершение работы по интервьюированию.

 

Литература:

1.     Еремин Н.Н.  Музыка – жизнь.  Красноярск, 1986.

2.     На поэтическом меридиане. Антология поэзии Красноярья. Красноярск, 1998, с.29.

3.     Методические рекомендации к проекту регионального компонента государственного образовательного  стандарта общего образования Красноярского края. Красноярск,  2003, Ч. 2, с. 11 – 13.

 

Ход урока.

 

I    Организационный момент.

II  Представление поэта Еремина Н.Н.

 

Ребята, сегодня у нас в гостях красноярский поэт Николай Николаевич Еремин. Он родился в г. Свободном Амурской области 26 июля 1943 года.  Учился в  школе № 21 г. Красноярска, затем в медицинском институте. Долгое время работал врачом-психиатром. Поэзией увлекся в 14 лет. Закончил заочно Литературный институт им. А.М. Горького. С 1981 года – член Союза писателей.

Николай Николаевич – самый издаваемый поэт. В Красноярске и Москве увидели свет его книги:  «Качели»,  «Жить да жить»,  «Солнечные акварели»,  «Земные заботы»,  «Я не устану жить»,  «Самоцветы»,  «Лицом к лицу»,  «Навсегда обо всем» и др.

Темой для нашего урока послужили строки из его стихотворения  «Тайна творчества – жизни тайна». Мы знаем, что тайны есть у каждого человека. Одни становятся явью, другие навек   остаются неразгаданными.

Сегодня у нас есть возможность узнать тайны творчества Николая Николаевича. Для этого попытаемся взять у него интервью для нашего музея.

 

III  Словарная работа.

          Но прежде чем это сделать, поработаем со словариком. Вы видите на доске слова, значения которых нужно было дома отыскать в различных словарях:

                                              Интервью

                                              Интервьюер

                                              Итервьюированный

                                              Респондент

                                              Меморат

Ребята объясняют лексическое значение данных слов.

 

 

IV  Требования к интервью.

Учитель.

Но этой информации недостаточно, чтобы взять интервью. Существуют особые требования к интервью, к записи проводимой беседы. Вот некоторые из них (на доске плакат с требованиями к интервью):

 

Требования к интервью.

1.     В интервью участвуют два лица: респондент и интервьюер.

2.     Оптимальная продолжительность  40 –50 минут.

3.     3аполнение паспортички на респондента.

4.     Запись ведется от 1 лица.

5.     Недопустимо собственное редактирование.

6.     Беседа записывается непосредственно вслед за рассказом, без пропусков  важных слов и фраз.

7.     Материалы интервью оформляются в мемораты для музейной экспозиции.

 

V   Разработка Кодекса интервьюера.

Учитель.

 Ребята, что вы подразумеваете под этикой      интервьюера? Давайте сами разработаем Кодекс интервьюера. Предлагайте свои правила, а я буду записывать на доске.

(В итоге на доске появляется запись. Учитель тоже помогает составлять Кодекс).

 

    Кодекс интервьюера.

1.     Избегать отрицательных эмоций у респондента.

2.     Уметь вызвать на искренность, не нарушая душевный комфорт и покой.

3.     Не проявлять недовольства, даже если ответы интервьюированного вызывают сомнение.

4.     Интервьюер несет ответственность за правильное цитирование материалов.

5.     Почаще улыбаться, использовать слова из этикета вежливости.

6.     Обязательно поблагодарить респондента в конце беседы.

 

VI  Интервью с поэтом.

         Учащиеся по очереди садятся за столик, за которым сидит Н.Н.Еремин, берут микрофон и читают выразительно наизусть стихотворение. Затем по содержанию прочитанного стихотворения задают вопросы, соблюдая требования и правила Кодекса интервьюера. У каждого из них заполнена паспортичка по схеме:

 

1.     Фамилия, имя, отчество респондента.

2.     Дата рождения.

3.     Место рождения.

4.     Профессия или должность.

5.     Место работы.

6.     Домашний адрес.

 

1-й  учащийся читает наизусть стихотворение  «Учитель».

(Сборник «Музыка и жизнь» Красноярск,  1986, с.10).

         Вопросы интервьюера:

1.     Вы учились в школе № 21 Октябрьского района г. Красноярска. Вашим учителем по литературе был Почекутов. Помните ли вы его имя и отчество, спустя много лет?

2.     Хранится ли в Вашем семейном альбоме его фотография? Есть ли групповые фотографии?

3.     Кто-нибудь из ваших школьных сверстников или друзей начал писать стихотворения, благодаря талантливому учителю?

4.     Расскажите, пожалуйста, подробнее об учителе. Каким он остался в вашем сознании?

5.     Вы придумали необычную метафору « лебединый  дальний гул оторвал его от дела».  Когда вы узнали о смерти учителя: сразу или спустя годы? Бывали ли на его могиле?

6.     И все же от вашего стихотворения веет не грустью, а доброй детской сказкой. Символичны образы гусиного пера и трости. Считаете ли Вы себя добрым сказочником?

7.     Спасибо за беседу. Рад(а) познакомиться с Вами.

 

2-й учащийся читает наизусть стихотворение «Женское сердце». (Сборник «Музыка и жизнь» Красноярск, 1986 , с. 11).

         Вопросы интервьюера:

1.     Скажите, пожалуйста, есть ли адресат у этого стихотворения?

2.     В какой период Вашей жизни оно было написано?

3.     В стихотворении вы показали всепрощающую и вселюбящую женщину – хранительницу домашнего очага. Но сегодняшняя современная женщина изменила свой взгляд на семейную жизнь. Какой образ Вам дороже и ближе? Почему?

4.     В стихотворении дважды звучит антитеза, в нем чувствуется душевный дискомфорт автора. Чем объясняется Ваше противоречивое настроение?

5.     Вступали ли Вы в конфликт с детьми и как разрешали вечный спор отцов и детей?

 

3-й учащийся читает «Стихи о попугае»  (Сборник  «Музыка и жизнь»  Красноярск, 1986, с. 25).

         Вопросы интервьюера:

1.     Скажите, пожалуйста, подобную сценку с попугаем Вы лично видели или услышали от кого – либо?

2.     Где происходит действие? Обычно подобные сцены можно было наблюдать ближе к западу России.

3.     Бывали ли у Вас дома какие-нибудь птицы или животные? Если да,  то расскажите о забавных эпизодах из жизни «братьев меньших».

 

4-й учащийся читает стихотворение  «Мы не умеем слушать стариков»  (Сборник  «Музыка и жизнь» Красноярск, 1986, с. 68).

         Вопросы интервьюера:

1.     Ваше стихотворение – это наказ молодым. Себя вы включаете в число молодых. А кого вы подразумеваете под стариками? Можете назвать конкретных людей?

2.     В стихотворении Вы говорите о поиске смысла жизни в обобщенном плане. В чем состоит Ваш смысл жизни?

3.     Как часто вы беседовали со своими дедушками, бабушками, пожилыми родственниками?

4.     Как они помогли формированию Вашей личности? Можете ли их ставить в пример для себя?

 

5-й учащийся читает стихотворение  «Тайна творчества – жизни тайна». (Сборник «Музыка – жизнь» Красноярск, 1986, с.3)

         Вопросы интервьюера.

1.     Художественный прием, помогающий показать масштабность тайны  (« и весна, и судьба, и страна»), - градация.  Но не возникает ли здесь противоречие со словом «тайна»? Ведь тайна обычно принадлежит одному человеку. Она не может быть общей, например, у всей страны. Объясните это.

2.     Хотели бы раскрыть нам тайну своего творчества? Если да, то мы рады Вас послушать. А может быть, уже для кого – то сегодня раскрылась тайна Вашего творчества.

3.     Теперь общие вопросы к Вам как к поэту. Как чувствует себя человек, получивший признание в жизни? Вы относите себя к таким людям?

4.     Кто из сибирских писателей или поэтов Вам близок по духу? Чьи работы вызывают у Вас восторг и восхищение?

5.     Есть ли у вас вопросы, на которые Вы до сих пор не смогли ответить?

6.     Жалеете ли Вы о том, что сменили профессию врача на профессию поэта?

7.     Спасибо за интересный диалог. Мы рады были с вами познакомиться. Удачи Вам, вдохновения и благодарных читателей!

 

VII   Поэтическая страничка.

Выразительное чтение стихотворений самим автором, другими учащимися, учителем.

 

VIII   Свободное общение поэта с учащимися.

Дар музею школы книг, экспонатов от автора Еремина Н.Н., автографы для желающих, фотография на память.

 

IX Оформление меморатов для музея, завершение работы по интервьюированию.

Передача материалов в музейный фонд. Занесение в Книгу учета музейных экспонатов.

 

X   Домашнее задание.

Проанализировать одно из стихотворений (по выбору) по программе НРК. 

 

 

 

 

УРОК 2.

Проект буклета «День защиты хорошего человека»

(к 65 - летию со дня рождения Р.Х. Солнцева).

 

Цель: обучение учащихся навыкам проектирования и исследовательской деятельности.

Задачи:

·        Освоить принцип работы в малых группах и целой командой на протяжении длительного времени (1 – 2 месяца).

·        Научиться оперативно работать со справочным материалом, с различными источниками информации (газеты, журналы), с библиотечным каталогом, с Интернетом.

·        Вносить свои конструктивные предложения в общий «банк идей».

·        Освоить технику систематизации собранного материала.

·        Грамотно и эмоционально представить свой проект на презентации.

 

 

Ход работы.

 

Знакомство с рекомендациями к проекту (см. приложение к уроку).

 

Описание этапов работы над проектом.

         1 этап.    В «Банк предложений», находящийся постоянно в классе, ребята опускают листочки со своими идеями о создании юбилейного буклета, посвященного жизни и творчеству Р.Х. Солнцева.

Сроки: 1-ая неделя.

 

         2 этап.    Обработка  предложенных вариантов, выбор наиболее интересных. В обсуждении участвуют все ребята.

Сроки: 2-ая   неделя.

        

         3 этап.    Избирается инициативная группа из 5 человек, которая решает, какой окончательный вариант ляжет в основу создания буклета. Может получиться так, что из разных вариантов будет создан один. В инициативную группу обязательно должны входить: редактор, корректор, дизайнер, художник, компьютерный наборщик.

Сроки: 2-ая  неделя.

 

         4 этап.    Распределение – по желанию –  учащихся для работы в малых творческих группах (2-3 человека) по выбранным блокам, разделам, темам. Создается 9 групп.

 

По данному проекту наметились следующие блоки:

1.     Краткая биографическая справка.

2.     Отрывок о Р.Х. Солнцеве из главы «Чувство звука и слова» в  книге В.П. Астафьева «Посох памяти» (М., 1980,   с. 120 –123).

3.     Солнцев – физик. Воспоминания сотрудников института физики им. Киренского Л.В.).

4.     Солнцев – поэт. В блок также включены стихотворения для 9 класса по программе НРК.

5.     Солнцев – прозаик.

6.     Солнцев – драматург.

7.     Солнцев – публицист.

8.     Солнцев – преподаватель Литературного лицея.

9.     Солнцев – главный редактор журнала для семейного чтения «День и ночь».

10. Солнцев – общественный деятель.

Сроки: 2-я неделя.

 

         5 этап.   Самый продолжительный, так как идет сбор материала из разных источников: газет, журналов, библиотечного фонда, фонда школьного музея, Интернета, воспоминаний очевидцев. Весь собранный материал систематизируется. Сдается в лаконичной форме инициативной группе. Примерный объем для каждого раздела – 1 печатный лист.

Сроки:    3-я   и   4-я   недели.

 

         6 этап.   Инициативная группа создает первичный вариант проекта. Затем собирается полный состав команды во главе с учителем-консультантом и выносится решение: доработать или допустить к компьютерной верстке.

Сроки:   5-я и   6-я недели.

 

         7 этап.      Презентация должна проходить в торжественной обстановке, необходимо приготовить награды для участников (дипломы, сувениры).

         Защита проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных способностей, умения отстаивать свою точку зрения, делать обоснованно выводы, грамотно, корректно отвечать на вопросы оппонентов.

         Время выступления команды – 40 минут. Вначале редактор из инициативной группы представляет модель буклета, расположение в нем в особой последовательности намеченных блоков, аргументирует актуальность избранной проблемы.

Регламент –  5 минут.

         Руководители творческих групп должны представить собранный материал (информационный и демонстрационный: фотографии, рукописи, плакаты, воспоминания).

Регламент – 5 минут для каждой микрогруппы.

 

         8 этап.   Оценка деятельности групп. Экспертная группа (жюри) включает педагогов, представителей писательской организации, преподавателей КК ИПК РО, администрации школы, района.

 

         Для оценки работы творческих групп используется матрица критериев.

 

Лист оценки проекта.

 

№ груп-пы

Название

блока

Этапы сбора и анализ

материала

Представ-ленная

модель блока для проекта

Содержание

портфолио

Устная

защита

Итог

1

Краткая биографическая справка

 

 

 

 

 

2

Астафьев В.П. о Солнцеве Р.Х.

 

 

 

 

 

3

Солнцев – физик

 

 

 

 

 

4

Солнцев – поэт (стихотворения по программе НРК).

 

 

 

 

 

5

Солнцев – прозаик

 

 

 

 

 

6

Солнцев – драматург

 

 

 

 

 

7

Солнцев – публицист

 

 

 

 

 

8

Солнцев - преподаватель Литературного

Лицея

 

 

 

 

 

9

Солнцев -главный редактор  журнала «Деньи ночь»

 

 

 

 

 

10

Солнцев – общественный деятель.

 

 

 

 

 

 

         9 этап.  Рефлексия – анализ учащимися и учителем результатов своей работы: выявление слабых сторон, положительная оценка вклада каждой микрогруппы в реализацию проекта.

 

         10 этап.  Письмо в редакционно-издательский совет КК ИПК РО с просьбой напечатать проект с готовых оригинал-макетов в количестве 30 экземпляров.

 

         11 этап.  Внедрение проекта в учебную программу по литературе в 9 классе (национально-региональный компонент).

 

Приложение к уроку.

Рекомендации по написанию проекта

(для команды и для каждой группы).

 

1.     Описание задачи или проблемы, на решение которой  направлен проект. Нужно четко поставить задачу, проблему, а не убеждать в том, насколько она важна.

2.     Общие цели и задачи. Последовательное перечисление целей и задач в конкретной и краткой форме.

3.      Деятельность в рамках проекта. Описать конкретные действия, которые обязательно должны  соотноситься с целями. Указать стратегию и методы достижения поставленных целей. Указать, кто будет осуществлять действия и кому будет адресована эта деятельность.

4.     План-график по проекту. Указать, что и когда будет происходить, включая предполагаемые даты начала и окончания работ, указать ответственных.

5.     Устойчивость проекта. Как будет использоваться проект? За счет каких ресурсов предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?

6.     Распространение результатов. Как могут быть использованы результаты другими учебными учреждениями и как будет распространяться  информация?

7.     Оценка результатов. Можно использовать анкетирование для выяснения мнения о проекте, а также отзыв писательской организации, кафедры гуманитарных дисциплин КК ИПК РО, учителей школ.

 

* * *

Программу 9-го класса апробирует учитель литературы Саянской средней школы Краснотуранского района

 

Итпекова Любовь Владимировна.

 

         Вашему вниманию предлагается урок по рассказу А.И. Щербакова «Душа мастера»,

тема которого «Человек и его дело».

 

  Литература Сибири, по мнению учителя, вызывает интерес ребят. В подготовке урока по рассказу «Душа мастера» участвовали даже родители учащихся, а в конечном итоге – жители села. В классе была организована выставка изделий народных умельцев. Разговор о мастерах народного творчества получился очень эмоциональным и серьезным.  

 

УРОК

Человек и его дело

(по рассказу А.И. Щербакова «Душа мастера»).

 

Умение, мастерство – самое ценное, самое изумительное качество человека, и, может, оттого встреча с ним всегда радостна и волнующа.

                                                                            Щербаков А.И.

Цели урока:

1.     Осмыслить понятия «талант», «мастерство», «мастер своего дела».

2.     Воспитывать чувство уважения к мастерам народного творчества, пробуждать интерес к возрождению народных промыслов, знакомить с творениями местных умельцев.

3.     Формировать умение вести учебную дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, связывать полученные знания с жизненными реалиями, применять их на практике.

Оборудование урока:

Портрет А.И. Щербакова, выставка его книг, карта Красноярского края, изделия народных умельцев нашего села. 

Ход урока:

Мотивация учащихся, определение задач урока; фронтальная беседа, дискуссия, индивидуальные выступления учащихся, презентация выставки изделий народных мастеров; рефлексия (а). Я до этого урока; б). Я на этом уроке; в). Я после этого урока).

Оформление доски:

Портрет писателя, тема урока, эпиграф, словарь (лексическое значение слов может быть прописано сразу или по ходу урока).

 

Словарь

Талант –

Мастерство –

Фронтон –

Конек – 

Ришелье –

1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы знакомимся с творчеством Александра Илларионовича Щербакова, известного сибирского поэта, прозаика и публициста, недавно отметившего свое 65-летие. Автор более двадцати книг стихов и прозы, он  начинал свой творческий путь как журналист, был корреспондентом газеты «Красноярский рабочий», награжден медалью «За трудовую доблесть».

Тема нашего урока: «Человек и его дело».

2. Чтение рассказа вслух (географические названия, упоминаемые в рассказе, находим на карте Красноярского края).

3. Мотивация учащихся, определение задач урока.

4. Беседа по содержанию рассказа.

   – О чем рассказ А.И. Щербакова «Душа мастера»? Какова его  основная мысль?

   – Почему писатель решил рассказать о людях «самых обычных, будничных профессий»?

     Как работает мастер (по рассказу А.И. Щербакова и по наблюдениям из жизни)?

   – Как вы понимаете смысл названия рассказа «Душа мастера»? Какие качества формируются у человека, выполняющего свою работу творчески, вкладывающего « искру, живинку в свое дело»?

   – Каким прочным родством, по словам автора, связаны, казалось бы, несоединимые вещи: каменный топор, самопряха, серебристый авиалайнер?

   – В чем смысл выражения «визитные карточки эпох и поколений»?

      Подтвердите фактами утверждение автора: «Мастеровитость удивительна и в своем обыденном, житейском проявлении».

     Почему так важно «разобраться в себе, определить единственное свое дело среди тысячи других…»?    

4.     Дискуссия на основании прочитанного рассказа (от текста культурного к тексту жизни).

Примерные вопросы:

      Есть ли в современной жизни место народным промыслам?

      Уходят ли в прошлое народные промыслы или, наоборот, возрождаются?

      Если умения мастеров забываются, то почему?

      Можете ли вы привести примеры того, как тот или иной народный промысел получил вторую жизнь? 

 

5.     Индивидуальные выступления учащихся.

Ребята рассказывают о реальных людях, жителях села, которые являются мастерами своего дела. Ниже приводятся отдельные выступления.

 

Олеся К.:

Я хочу рассказать о молодом человеке, которого можно назвать мастером. Это мой двоюродный брат. Он умеет изготавливать изделия из дерева. И чего только он ни делает! Это такая кропотливая работа. Откуда у брата столько терпения?! Ведь нужно много времени и сил. Больше всего мне нравится, как брат делает шкатулки. Одну из них он подарил мне. Она такая красивая, даже лучше купленной в магазине. Я поставила ее на самое видное место в своей комнате.

Федя Б.:

Я очень уважаю своего родственника дядю Витю. Он инвалид первой группы, у нет обеих ног. После операции дядя Витя, казалось, потерял смысл жизни. Но время шло. Он стал ремонтировать обувь, легковые машины. В отдельной комнате сделал маленькую обувную мастерскую. А гараж оборудовал так, что можно работать и зимой. Там тепло и просторно. Вот так дядя Витя благодаря мастерству вновь обрел интерес к жизни.

Даша Л.:

Иногда вечерами я сижу и наблюдаю за своей мамой, вяжущей на спицах. Меня удивляет, как у нее хватает терпения, чтобы продевать нить через каждую петельку, чтобы сидеть и так внимательно глядеть на полотно. Но когда ты наденешь готовую вещь, будь то варежки, носки или кофточка, то становится понятно, как хорошо уметь рукодельничать. Но без терпения за такую работу браться не стоит.

6.     Презентация выставки изделий народных мастеров. Экскурсию по выставке ведут сами учащиеся: показывают изделия и рассказывают о них. Ребята записывают наименования изделий и фамилии мастеров в тетрадь. 

7.     Рефлексия (возможен как устный, так и письменный вариант).

Я до этого урока.

Юля Д.:

До этого урока я и не знала, что у нас в селе так много интересных людей, настоящих народных умельцев.

Я на этом уроке.

Алена Б.:

Меня заинтересовали работы Н.И.Павловой. Хотелось бы освоить какой-нибудь народный промысел.

Я после этого урока.

Женя Б.:

Приятно, что на этом уроке говорили о моем отце. У него действительно золотые руки, он много умеет, и я горжусь своим отцом.

8.     Заключительное слово учителя:

Ребята, кем бы вы в будущем ни стали, вы должны быть мастерами своего дела. Мастер – самый уважаемый человек. На мастерах жизнь держится. Все нужное человеку сделано золотыми руками мастера. Чтобы стать мастером, нужно хотеть, знать и уметь. Терпение, способность фантазировать – это то, что вообще необходимо в жизни. Не станет мастера, а дело его рук будет жить еще очень долго.

 

 

 

УРОК В ФОТОГРАФИЯХ.

 

Класс замер, как перед премьерой.

К уроку все готово.

О чем пойдет сегодня речь?

Да о рассказе Щербакова!

О том, как мастер-фантазер

Пристроил всадника на крыше,

И что сапожник для жены

Стачал сапожки…

Тише, тише!

Вот он, славный труд мастеров.

Скольких стоил он вечеров!

И теперь мы держим в руках

То, что будет цениться в веках.

То, что творчеством рождено.

То, что мастеру лишь дано.

 

В руках у девчонок смешные

                                          игрушки:

Забавные мягкие чудо-зверюшки.

С фантазией, выдумкой их

                                       выполняли

И школе Саянской на память

                                            отдали.

 

 

 

 

 

Хранить традиции – нам!

 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz