Проект
национально-регионального компонента
государственно-образовательного стандарта
основного общего образования Красноярского края
по русскому языку
Пояснительная записка
Цель программы
заключается в повышении уровня общего образования школьников путем дальнейшего
углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным
компонентом программы «Русский язык», т.е. усиление федерального компонента
«Русский язык». Усиление федерального компонента может быть достигнуто за счёт
введения прикладной дисциплины «Риторика».
Задача
программы – дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики
как учебного предмета, познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими
условиями взаимодействия говорящего и слушателя, помочь им овладеть
практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия.
Реализация
программы предполагает следующее:
-
развитие коммуникативной лингвистической, языковой и
культуроведческой компетентностей;
-
формирование личности ученика как достойного гражданина,
умеющего пользоваться богатством русского языка, осознавать его как систему в
контексте национальной и общечеловеческой культуры;
-
умение аргументированно и убежденно
излагать мысли, дискутировать, вести диалог с различными категориями
собеседников.
Содержание
программы. Риторика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных
аспектов языка.
Предметом риторики как школьной дисциплины
является процесс обучения эффективной речи, то есть речи, обеспечивающей
реализацию коммуникативного намерения говорящего в различных социально значимых
ситуациях. В процессе освоения риторики школьники приобретают умение свободно и
коммуникативно оправданно пользоваться средствами родного языка, что в
значительной степени решает проблему успешного вхождения их в социум. Поэтому
возникает необходимость в проявлении главного положения лингводидактики –
коммуникативной направленности в обучении.
Значение
курса риторики в обучении и воспитании школьников обусловлено той особой ролью,
которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его
многогранной речевой практике.
Задача
риторики выходят далеко за рамки решения узких предметно-филологических задач.
Это комплексная интегративная научная дисциплина, которая будет способствовать
усвоению всех предметов. Риторика учит гармонизирующему диалогу, эффективной,
целесообразной речи.
Риторика
социально значима: она снимает существующую в обществе речевую агрессию, учит
толерантности.
Введение
риторики в содержание гуманитарного образования поможет освоить ценности
этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие.
Содержательный аспект программы включает
следующие компоненты риторического идеала:
-
логико-аргументированный;
-
этико-эстетический;
-
коммуникативно-прагматический;
-
нормативно-языковой.
Понятийный
аппарат занимает в программе ограниченное место, предусматривается
минимализация и компрессия теоретического материала, поскольку коммуникативные
умения формируются только в процессе речевой практики. Значительно большее место
занимают инструментальные знания, знания информативно-рецептивного характера.
Задача
речевого и коммуникативного развития учащихся традиционно фиксировалась в
школьных программах по русскому языку, однако в действующих учебниках она
реализуется лишь фрагментарно. Курс риторики, решая принципиально иные по сравнению
с традиционным курсом русского языка задачи, в то же время сохраняет с ним
существенные связи, проявляющиеся в реализации таких функций языка, как
коммуникативная, регулятивная, ценностно-ориентировочная, эстетическая и этикетная.
Целесообразность
изучения риторики в школах Красноярского края обусловлена и некоторыми
факторами регионального характера, в частности:
-
пространственной дистантностью речевого взаимодействия между субъектами;
- наличием «комплекса провинциализма»,
затрудняющего проявление инициативы в
общении и реализацию контактоустанавливающей функции речи.
Всё
вышеизложенное – цель, задачи, содержание программы - позволяет определить
актуальность, особенности введения РК «Риторика», выявить его отличие от ФК, подчеркнуть
необходимость изучения риторики в школе.
Структура программы. Изучение программы риторики предполагается в 8 – 9 классах, всего РК
составляет 10% от общего количества часов – 74 часа. Количество часов (74) предназначается
с 5 по 9 классы. Однако целесообразно сосредоточить все 74 часа в период
обучения риторики в 8-9 классах для того, чтобы сохранить целостность предмета
«Риторика».
Программа
состоит из двух частей: 1 часть – 8 класс – 37 часов; 2 часть - 9 класс – 37
часов. Каждая тема сопровождается изложением содержания работы, предлагаются
формы и методы работы на вариативной основе.