ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Проект

национально-регионального компонента

государственно-образовательного стандарта

основного общего образования Красноярского края

по русскому языку

 

Пояснительная записка

Цель программы заключается в повышении уровня общего образования школьников путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом программы «Русский язык», т.е. усиление федерального компонента «Русский язык». Усиление федерального компонента может быть достигнуто за счёт введения прикладной дисциплины «Риторика».

Задача программы – дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета, познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя, помочь им овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия.

Реализация программы предполагает следующее:

-      развитие коммуникативной лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей;

-      формирование личности ученика как достойного гражданина, умеющего пользоваться богатством русского языка, осознавать его как систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

-      умение аргументированно и убежденно излагать мысли, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников.

Содержание программы. Риторика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка.

Предметом риторики как школьной дисциплины является процесс обучения эффективной речи, то есть речи, обеспечивающей реализацию коммуникативного намерения говорящего в различных социально значимых ситуациях. В процессе освоения риторики школьники приобретают умение свободно и коммуникативно оправданно пользоваться средствами родного языка, что в значительной степени решает проблему успешного вхождения их в социум. Поэтому возникает необходимость в проявлении главного положения лингводидактики – коммуникативной направленности в обучении.

Значение курса риторики в обучении и воспитании школьников обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.

Задача риторики выходят далеко за рамки решения узких предметно-филологических задач. Это комплексная интегративная научная дисциплина, которая будет способствовать усвоению всех предметов. Риторика учит гармонизирующему диалогу, эффективной, целесообразной речи.

Риторика социально значима: она снимает существующую в обществе речевую агрессию, учит толерантности.

Введение риторики в содержание гуманитарного образования поможет освоить ценности этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие.

Содержательный аспект программы включает следующие компоненты риторического идеала:

-        логико-аргументированный;

-        этико-эстетический;

-        коммуникативно-прагматический;

-        нормативно-языковой.

Понятийный аппарат занимает в программе ограниченное место, предусматривается минимализация и компрессия теоретического материала, поскольку коммуникативные умения формируются только в процессе речевой практики. Значительно большее место занимают инструментальные знания, знания информативно-рецептивного характера.

Задача речевого и коммуникативного развития учащихся традиционно фиксировалась в школьных программах по русскому языку, однако в действующих учебниках она реализуется лишь фрагментарно. Курс риторики, решая принципиально иные по сравнению с традиционным курсом русского языка задачи, в то же время сохраняет с ним существенные связи, проявляющиеся в реализации таких функций языка, как коммуникативная, регулятивная, ценностно-ориентировочная, эстетическая и этикетная.

Целесообразность изучения риторики в школах Красноярского края обусловлена и некоторыми факторами регионального характера, в частности:

- пространственной дистантностью речевого взаимодействия между субъектами;

-  наличием «комплекса провинциализма», затрудняющего проявление  инициативы в общении и реализацию контактоустанавливающей функции речи.

Всё вышеизложенное – цель, задачи, содержание программы - позволяет определить актуальность, особенности введения РК «Риторика», выявить его отличие от ФК, подчеркнуть необходимость изучения риторики в школе.

Структура программы. Изучение программы  риторики  предполагается в 8 – 9 классах, всего РК составляет 10% от общего количества часов – 74 часа. Количество часов (74) предназначается с 5 по 9 классы. Однако целесообразно сосредоточить все 74 часа в период обучения риторики в 8-9 классах для того, чтобы сохранить целостность предмета «Риторика».

Программа состоит из двух частей: 1 часть – 8 класс – 37 часов; 2 часть - 9 класс – 37 часов. Каждая тема сопровождается изложением содержания работы, предлагаются формы и методы работы на вариативной основе.

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница

Используются технологии uCoz