Проект
национально-регионального компонента
государственно-образовательного стандарта
основного общего образования Красноярского края
по русскому языку
(9 класс)
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
8. Коммуникативные качества хорошей речи |
Этика общения и речевой этикет. |
2 |
Инсценировки (этика общения).
Риторический идеал. Риторическая компетентность (критерии хорошей речи). |
9. Риторические фигуры речи. |
Что такое ассоциации? Тропы – средства
создания наглядности. (Метафора, олицетворение, аллегория, метонимия,
антономасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза). |
4 |
Риторический анализ образцового
текста. Создание собственного текста. Игра «Пойми меня». |
10. Техника речи |
Полетность голоса, дикция, темп речи,
эмоциональность. |
3 |
Лекция. Практикум с использованием
диктофона. Словарь настроений. Риторический анализ. Игры. Лекция «Как устроен наш речевой
аппарат?». Речевая зарядка. Конкурс на лучшего чтеца. |
11. Взаимодействие оратора и аудитории. |
Как преодолеть «ораторскую лихорадку»?
Что такое контакт с аудиторией? Учет особенностей аудитории. Непосредственный
контакт оратора и аудитории. Языковые средства создания эмоциональности и
оценочности речи. |
3 |
Конкурс ораторского искусства с
последующим риторическим анализом |
12. Оратор на трибуне. |
Внешность и манера оратора. Мимика,
жесты, взгляд. |
5 |
Телеурок «Невербальные средства
коммуникации» Дискуссия на тему «Можно ли управлять
жестами?» Тренинг с последующим анализом.
Сюжетно-ролевая игра «Я-диктор». Беседа «Обаяние – категория риторическая».
Тестирование. |
13. Искусство спора. |
Что такое спор? Разновидности спора.
Из истории спора (Др. Греция, Др. Индия). Полемические приемы. Позволительные
и непозволительные уловки в споре. Искусство задавать вопросы и отвечать на
них. (классификация вопросов, виды ответов). |
19 |
Дискуссия. Деловая игра «Политбой».
Практикум «Ответы на вопросы». Тренинг «Диалог». Дебаты. Беседа.
Индивидуальные сообщения. |