Проект
национально-регионального компонента
государственно-образовательного стандарта
основного общего образования Красноярского края
по русскому языку
(8 класс)
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
1. Из истории риторики |
Сущность понятия «риторика». Причины
возникновения ораторского искусства. Связь риторики с политикой. Политическая
ситуация в Др. Греции и Др. Риме. Устройство государства. Античные риторы и их вклад в развитие
риторики. Аристотель, Платон, Сократ, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан. Риторика России: расцвет, упадок и
возрождение. М.Усачев, М.В.Ломоносов, М.М.Сперанский, А.Ф.Мерзляков,
И.С.Рижский, Н.Ф.Кошанский, статьи В.Г.Белинского и М.В.Буташевича-Петрашевского |
4 |
Лекция с включением игры «Глазами современника». Праздник красноречия (по материалам
русских риторик). Беседа. (проба ораторской речи) Индивидуальные задания. Игра «Слабое
звено», «Кто хочет стать отличником?» Реклама риторики. |
2. Чтение и слушание как виды речевой
деятельности |
Знакомство с основными принципами
эффективного слушания. Виды речевой деятельности. Овладение
техникой чтения: выделение главного, осмысление прочитанного. |
2 |
Лекция – визуализация (компьютерная
лекция) Лекция проблемная. Тренинг «Как читать
текст?» Лекция с обучением конспектированию.
Игра «Вертушка» |
3. Ораторская речь: ее роды и виды. |
Классификация родов и видов речи.
Академическая речь, социально-политическая, социально-бытовая, судебная и
духовная речи. Пять разновидностей целевой установки речи. |
5 |
Аналитическая лекция с включением аудирования
(письменные тексты). Работа в малых группах. Риторический анализ.
Академическая речь. Аналитический семинар «Оратор на трибуне».
Сюжетно-ролевая игра «Суд идёт» (по басне «Стрекоза и муравей») с последующим
риторическим анализом. Социально-бытовая речь. Презентация (себя, учебника).
Социально-политическая речь. Конкурс ораторского мастерства. |
4. Основные этапы работы над речью |
Риторический канон. Речь – экспромт и
подготовленная речь. Тема и подбор материалов. Предварительный план, основной
и рабочий. Конспект речи (подробный, краткий, карточки). Репетиция. |
4 |
Импровизационные упражнения.
Коллективные этюды. Сопоставление 2-х речей. Чтение,
конспектирование. Работа с образцовой речью. Риторический анализ. Лекция (15
м) |
5. Композиция речи |
Начало речи и ее завершение. Основная
часть речи. Законы логики, аргументация. Способы связи речи. Приемы привлечения
внимания. |
4 |
Конкурс на лучшее вступление и конец
речи. Работа с незавершенным текстом. Работа в группах. Составление краткой
речи с использованием образца. |
6. Стили и типы речи. |
Знакомство с общим понятием «жанр».
Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. «Подделка письменной
речи под устную». Использование оратором разных типов речи. |
5 |
Лекция о функциональных стилях. Урок –
практикум (доклад, реферат, устный ответ). Беседа. Чтение текстов разных
стилей. Самоанализ. Анализ реферата.
Редактирование текста. Рецензия на реферат. Лекция о структуре реферата. Анализ
собственного сочинения (Домашнее задание). |
7. Коммуникативные качества хорошей
речи |
Знакомство с понятием «речевая норма»
(лексические, грамматические, синтаксические, орфоэпические,
акцентологические нормы языка»). Целесообразность, содержательность,
точность, ясность, богатство речи, выразительность, логичность. Разнообразие
стилей, жанровая соотнесенность. |
13 |
Лекция. Беседа – дискуссия о речевой
норме. Практикум «Акцентологический минимум». Работа со словарями (в группах,
парах). Рефераты. Тренинг. Практикум. Конкурс ораторов. Риторический идеал. Риторическая
компетентность (критерии хорошей речи). |