ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Проект

национально-регионального компонента

государственно-образовательного стандарта

основного общего образования Красноярского края

по русскому языку

(8 класс)

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы и методы работы

1. Из истории риторики

Сущность понятия «риторика». Причины возникновения ораторского искусства. Связь риторики с политикой. Политическая ситуация в Др. Греции и Др. Риме. Устройство государства.

Античные риторы и их вклад в развитие риторики. Аристотель, Платон, Сократ, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан.

Риторика России: расцвет, упадок и возрождение. М.Усачев, М.В.Ломо­носов, М.М.Сперанс­кий, А.Ф.Мерз­ляков, И.С.Рижский, Н.Ф.Кошанский, статьи В.Г.Белинс­кого и М.В.Буташевича-Петра­шевского

4

Лекция с включением  игры «Глазами современника».

Праздник красноречия (по материалам русских риторик).

Беседа.  (проба ораторской речи)

Индивидуальные задания. Игра «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником?» Реклама риторики.

2. Чтение и слушание как виды речевой деятельности

Знакомство с основными принципами эффективного слушания.

Виды речевой деятельности. Овладение техникой чтения: выделение главного, осмысление прочитанного.

2

Лекция – визуализация (компьютерная лекция)

Лекция проблемная. Тренинг «Как читать текст?»

Лекция с обучением конспектированию. Игра «Вертушка»

3. Ораторская речь: ее роды и виды.

Классификация родов и видов речи. Академическая речь, социально-политическая, социально-бытовая, судебная и духовная речи. Пять разновидностей целевой установки речи.

5

Аналитическая лекция с включением аудирования (письменные тексты). Работа в малых группах. Риторический анализ. Академическая речь. Аналитический семинар «Оратор на трибуне». Сюжетно-ролевая игра «Суд идёт» (по басне «Стрекоза и муравей») с последующим риторическим анализом. Социально-бытовая речь. Презентация (себя, учебника). Социально-политическая речь. Конкурс ораторского мастерства.

4. Основные этапы работы над речью

Риторический канон. Речь – экспромт и подготовленная речь. Тема и подбор материалов. Предварительный план, основной и рабочий. Конспект речи (подробный, краткий, карточки). Репетиция.

4

Импровизационные упражнения. Коллективные этюды.

Сопоставление 2-х речей. Чтение, конспектирование. Работа с образцовой речью. Риторический анализ. Лекция (15 м)

5. Композиция речи

Начало речи и ее завершение. Основная часть речи. Законы логики, аргументация. Способы связи речи. Приемы привлечения внимания.

4

Конкурс на лучшее вступление и конец речи. Работа с незавершенным текстом. Работа в группах. Составление краткой речи с использованием образца.

6. Стили и типы речи.

Знакомство с общим понятием «жанр». Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. «Подделка письменной речи под устную». Использование оратором разных типов речи.

5

Лекция о функциональных стилях. Урок – практикум (доклад, реферат, устный ответ). Беседа. Чтение текстов разных стилей.

Самоанализ. Анализ реферата. Редактирование текста. Рецензия на реферат. Лекция о структуре реферата. Анализ собственного сочинения (Домашнее задание).

7. Коммуникативные качества хорошей речи

Знакомство с понятием «речевая норма» (лексические, грамматические, синтаксические, орфоэпические, акцентологические нормы языка»). Целесообразность, содержательность, точность, ясность, богатство речи, выразительность, логичность. Разнообразие стилей, жанровая соотнесенность.

13

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция. Беседа – дискуссия о речевой норме. Практикум «Акцентологический минимум». Работа со словарями (в группах, парах). Рефераты. Тренинг. Практикум. Конкурс ораторов.  Риторический идеал. Риторическая компетентность (критерии хорошей речи).

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница

Используются технологии uCoz