ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Образовательная область «Технология»

Труд (27 ч)

Пояснительная записка

Введение регионального компонента в предмет «Труд» позволяет воспитывать у учащихся навыки культуры труда, развивать их творческие способности на материалах, распространенных в своей местности, элементы технического и художественного мышления.

Задачи программы регионального компонента по труду следующие:

·         побудить учащихся к активной мыслительной деятельности;

·         стимулировать творческое развитие учащихся;

·         формировать основы трудовой и экологической культуры.

Программа регионального компонента является единой, составляющей частью общеобразовательной программы области «Технология», поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Труд» и не влияет на учебную нагрузку учащихся.

Программа представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрывают многообразие связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

По Базисному учебному плану на уроки труда в начальной школе отводится 270 часов. Из них на изучение регионального компонента возможно выделение 10% времени инвариантной части и часов из вариативной части Базисного учебного плана, что составляет 27 ч.

Программа рассчитана на 4 года изучения и предназначена для начальной школы любого типа.  

Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в изучении регионального компонента.

В основе программы регионального компонента по труду лежат следующие направления:

1)   занятия народностей Красноярского края;

2)   воспитание позиции «творец».

Первое направление носит теоретический характер. В обзор вопросов данного направления входят, например, знания о ремеслах и основных занятиях народностей края,  их «жилищах» и др.

Уроки по данным темам могут проходить в виде бесед, игр, викторин, КВНов, конкурсов знатоков с использованием ребусов, кроссвордов, энциклопедий.

Второе направление отражает практическую деятельность учащихся и является основным в программе, так как важно не только научить ребенка изготавливать какую-то поделку или аппликацию, но и видеть, уметь проектировать свою деятельность в жизни, опираясь на окружающую действительность. 

Воспитание позиции «творец» предполагает работу, направленную на развитие творческого потенциала учащихся на содержании регионального компонента при использовании конструирования и освоения техники оригами.

Конструирование  предусматривает наращивание степени трудности изготовления поделок (в зоне ближайшего развития) посредством работы с бумагой, картоном. В темы уроков заложены духовные, эстетические, нравственные, воспитательные цели.

Освоение техники «оригами» идет от простейших поделок учащихся к изготовлению художественных групповых, командных, сюжетных композиций.

Рекомендуем использовать первый вариант, который предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании и не выходит за сетку количества часов по общеобразовательной программе предмета.

Учитель на прохождение материала по региональному компоненту отводит дополнительную страницу в классном журнале. Отметки  не выставляются.

Примерное распределение учебных часов на региональный компонент составляет 26 часов в год. Распределение тем регионального компонента по четвертям возложено на учителя.

 

Содержание программы регионального компонента

по предмету «Труд»

Практическое применение в быту и технике материалов, встречающихся в данной местности.

Определять свойства встречающихся в своей местности природных материалов.

-            отделка изделия рисунком, вышивкой, бисером, аппликацией;

Изготовление поделок, используя природные материалы своего региона.

Знакомство с природными материалами края.

Составление композиций, макетов.

Оформление страницы.

 

Примерное распределение часов регионального компонента

предмета «Труд»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее

кол-во

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

 

1

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

1

2

2

3

2

27

 

Основные требования к знаниям и умениям выпускников

начальной школы

Называть:

-            ремесла народностей, населяющих Красноярский край;

-            материалы, используемые для развития народных промыслов в крае;

-            праздники народностей (2-3) своих  родных мест.

Решать  учебные и практические задачи:

-            различать ремесла разных народностей края

-            изготавливать изделия из материалов, наиболее распространенных на территории родного края;

-            планировать и организовывать процесс труда при изготовлении поделок из местных материалов.

 

 


Тематическое планирование по трудовому обучению в 1 классе, 6 часов

№ п/п

Тема

Кол. час

Цель, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

1.

Работа с природным

материалом своей местности.

1

§         Научить составлять аппликации из листьев различных деревьев и кустарников (клен, карликовая береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха, ива и др.)

§         Подбирать необходимые по форме и размеру листья. 

 

§         Делать разметку деталей относительно центра. 

 

§         Прикреплять листья к картону. 

§         Выполнять аппликацию из листьев при создании одного образа «Ромашка», «Олень». 

§         Составлять различные композиции при выполнении аппликации из листьев «Цветочная поляна», «Лисичка и зайчик»

1

§         Создать условия для овладения объемной техникой «аппликация из пластилина» при выполнении растительного орнамента. 

§         Подбирать цветовые гаммы пластилина. 

§         Ровно наносить слои пластилина на картон.

§         Стекой править форму листьев. 

§         Наносить растительный орнамент на картон, оргстекло.  

§         Выполнять технику безопасности при работе с пластилином.

§         Выполнять растительные различные орнаменты «Рябиновые бусы», «Опавшие листья», «Осен­ний хоровод» и др.  

 

1

§         Способствовать созданию условий для изготовления поделок при работе с природным материалом своей местности.

§         Видеть замысловатые образы, таящиеся в различных палочках, веточках, сучках, корнях. 

§         Уметь находить различный природный материал в окружающей учащегося природе. 

§         Составлять композицию из элементов (ветки, корни, камни, мхи, шишки сосны, лиственницы, и др. )

§         Скреплять детали пласти­лином.

§         Оформлять образы.

§         Изготовление поделок «Милая тундра», «Родные просторы» и др. 

Выполнение композиции «Кедровые (сосновые, еловые) шишки».

2.

Ремесла народностей, населяющих Красноярский край.

1

§         Познакомить с ремеслами народностей, населяющих Красноярский край.

§         Называть (2-3) народности края.

§         Рассказывать об основном занятии населения народов Севера (охота). 

§         Выполнение элементарных вещиц из берес­ты (например, закладка). 

§         Вырезание стельки из меха по шаблону.

3.

Оригами.

2

§         Познакомить с историей возникновения техники «Оригами».

§         Рассказывать историю возникновения техники «Оригами».

§         Отличать данную технику от рисунка.

§         Пробовать «читать с листа» ход изготовления простейших предметов. 

§         Изготовление простейших поделок-предметов окружающего мира (кораблик, лягушка и др.) при помощи техники оригами.

 

Тематическое планирование по трудовому обучению во 2 классе, 6 часов

№ п/п

Тема

Кол. час

Цель, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

1.

Работа с природным материалом своей местности

1

§            Создавать условия для самостоятельного составления аппликации из листьев различных деревьев, кустарников и трав (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха, ива, брусничник, морошка и др.).

§            Организовать конкурс аппликаций «Родные просторы».

§            Определять по форме листа названия растений (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха, ива и др.). 

§            Симметрично расставлять листья в композиции.

§            Аккуратно приклеивать листья к основе. 

§         Выполнять аппликацию из листьев и трав с одним образом «Охотник», «Нарты», «Чум».

§         Составлять различные композиции при выполнении аппликации из листьев «Лес», «Брусничная полянка», «Гроздь рябины» и др.

§         Участие в конкурсе «Родные просторы».

 

1

§            Отрабатывать технику «роспись пластилином», изображая рыб из водоемов Красноярского края. 

 

§            Смешивать цветовые гаммы пластилина.

 

§            Аккуратно стекой править форму рыб.

§            Выполнять технику безопасности при работе с пластилином.

§         Самостоятельно придумывать и выполнять композиции «Ловись, рыбка!», «Рыбка в моем аквариуме».

 

 

1

§            Способствовать созданию условий для изготовления поделок при работе с природным материалом своей местности (мхи, коренья, рога и др.).

§            Организовать выставку поделок «Мой край родной».

 

§            Составлять композицию из элементов (ветки, корни, камни, мхи, шишки сосны, лиственницы, и др. )

§            Скреплять детали пластилином.

§            Представлять свою работу на выставке.

 

§            Оформлять поделки.

Изготовление поделок «Новогодняя сказка», «Пингвиний пляж», «Птичий базар» и др.

§         Панно из различных семян (клена, тыквы, кабачков, патиссонов, арбузов, дыни, подсолнечника и др.)

§         Участие в выставке поделок.  

2.

Ремесла народностей,

населяющих Красноярский край.

1

§            Познакомить с ремеслами народностей Севера.

§            Называть  народности края 17-18 в. (богденцы, бохтинцы,  бухтинцы).

§            Образно рисовать процесс охоты народов Севера.

§            Составление детской  «живой» картинки-композиции «Охота на моржей». 

§            Выполнять технику безопасности при работе с клеем, ножницами.

§         Выполнение элементарных вещиц из берес­ты (например, кулон и др.). 

§         Вырезание из меха и кожи талисманов, кулонов.

§            Конструирование из картона: «Дом, где я живу».

3.

Оригами.

2

§            Продолжать создавать условия для освоения техники «Оригами».

§            Организовать коллективную работу для создания композиции «Открытие навигации» и др.

§         «Читать с листа» ход изготовления простейших предметов. 

§            Пытаться самостоятельно изготавливать простейшие поделки-предметы.

§            Придумывать свой способ изготовления простейших поделок-предметов окружающего мира (кораблик, лягушка и др.)

§         Участие в создании коллективной композиции «В порту», «На болоте» и др.

 

Тематическое планирование по трудовому обучению во 2 классе, 6 часов

№ п/п

Тема

Кол. час

Цель, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

1.

Работа с природным

материалом своей

местности

1

§         Создавать условия для самостоятельного составления аппликации из листьев различных деревьев, кустарников и трав (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха, ива, брусничник, морошка и др.).

§         Организовать конкурс аппликаций «Родные просторы».

§     Определять по форме листа названия растений (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха, ива и др). 

§     Симметрично расставлять листья в композиции.

§     Аккуратно приклеивать листья к основе. 

§     Выполнять аппликацию из листьев и трав с одним образом «Охотник», «Нарты», «Чум».

§     Составлять различные композиции при выполнении аппликации из листьев «Лес», «Брусничная полянка», «Гроздь рябины» и др.

§     Участие в конкурсе «Родные просторы».

 

 

1

§         Отрабатывать технику «роспись пластилином», изображая рыб из водоемов Красноярского края. 

§                Смешивать цветовые гаммы пластилина.

§                Аккуратно стекой править форму рыб.

Выполнять технику безопасности при работе с пластилином.

§         Самостоятельно придумывать и выполнять композиции «Ловись, рыбка!», «Рыбка в моем аквариуме».

 

1

§         Способствовать созданию условий для изготовления поделок при работе с природным материалом своей местности (мхи, коренья, рога и др.).

§         Организовать выставку поделок «Мой край родной».

 

§         Составлять композицию из элементов (ветки, корни, камни, мхи, шишки сосны, лиственницы, и др. )

§         Скреплять детали пластилином.

§         Представлять свою работу на выставке.

 

§         Оформлять поделки.

Изготовление поделок «Но­вогодняя сказка», «Пинг­виний пляж», «Пти­чий базар» и др.

§         Панно из различных семян (клена, тыквы, кабачков, патиссонов, арбузов, дыни, подсолнечника и др.)

§         Участие в выставке поделок.  

2.

Ремесла народностей, населяющих Красноярский край

1

§         Познакомить с ремеслами народностей Севера.

§         Называть  народности края 17-18в.

(богденцы, бохтинцы,  бухтинцы).

§         Выполнение элементарных вещиц из берес­ты (например, кулон и др.). 

 

 

 

 

 

§         Образно рисовать про­цесс охоты народов Севера.

§         Составление детской  «живой» картинки-ком­позиции «Охота на моржей». 

§         Выполнять технику безопасности при работе с клеем, ножницами.

§         Вырезание из меха и кожи талисманов, кулонов.

3.

Оригами

2

§     Продолжать создавать условия для освоения техники «Оригами».

§      Организовать коллективную работу для создания композиции «Открытие навигации» и др.

§      «Читать с листа» ход изготовления простейших предметов. 

§      Пытаться самостоятельно изготавливать простейшие поделки-предметы.

§         Конструирование из картона: «Дом, где я живу».

 

Тематическое планирование по трудовому обучению в 4 классе, 9 часов

№ п/п

Тема

Кол.час

Цель, задачи

Практические умения

Позиция «творец»

1.

Работа с природным материалом своей местности

1

§        Проектировать деятельность по созданию макета «Город (село, поселок) будущего».

§        Осуществлять выбор  природных материалов (бумага, картон, прутья, пластилин, глина, камушки, ракушки и др.) для создания макета «Город (село, поселок) будущего».

§        Планировать деятельность группы по созданию макета.

§        Уметь в коллективной работе распределять роли, выполнять условия договора, брать ответственность на себя.

§        Творить по собственным замыслам, считаться с мнением группы. 

 

1

§        Способствовать освоению учащимися  объемной аппликации из птичьих перьев 

§        Освоить технику выполнения объемной аппликации из птичьих перьев.

§        Выполнять технику безопасности при работе с острыми инструментами.

§        Найти место использования техники при оформлении различных предметов «Птицы моего края». 

 

§        Создать настенное панно «Родные просторы» для класса или школы.

 

2

§        Создание декораций к фольклорным празд­никам.

§        Самостоятельно находить и использовать различные природные материалы, необходимые для украшения декораций к праздникам (бусы, бисер, кожа, мех, ткань). 

§        Составлять аппликацию из ткани.

§        Аккуратно приклеивать детали аппликации на ткань.

§        Называть различные ткани, используя материал энциклопедий и справочников.

§        Представлять свою работу на выставке.

§        Изготовление аппликаций из ткани «Здравствуй, праздник!», «Масленица» и др.

 

§        Изготовление чучела из соломы к проводам Весны («Масленица»).

§        Украсить наличники жилищ различными техниками используя пластилин, бумагу и др.

§        Составление композиции из семян клена, тыквы, патиссона, кабачков, арбузов, дынь и др.

§        Изготовление бус из семян (Марьин корень, Сибирский пион и др.), из шишек лиственницы и семян подсолнечника (или др.)

§        Участие в фольклорных праздниках с использованием своих декораций.

2.

Ремесла народностей, населяющих Красноярский край

2

§        Познакомить с природными богатствами края, используемых для пошива традиционной одежды народностей края (камус и др.)

§        Называть одежду, обувь, утварь народностей края.

§        Правильно вырезать детали из меха и кожи.

§        Использовать материала для украшения национальных костюмов народностей, проживающих в Красноярском крае (бисер, кожа, мех и др.)

§         Выполнять технику безопасности при работе с клеем, ножницами, шилом.

 

§        Вышивание бисером талисманов, кулонов.

§        Вышивание по контуру  тамбурным швом салфетки с изображением какой-либо достопримечательности родного края (Часовня, церковь и др.)

§         Изготовление из глины или пластилина утвари народностей края (кринка, ухват, кочерга, горшки и др.) Возможно использование техники папье-маше.

§         Изготовить панно-миниатюру "Уголок родного края" с использованием кусочков меха, кожи и др.

3.

Оригами.

3

§         Организовать конструкторскую деятельность.

§         Организовать выставку макетов, эскизов (для родителей, учащихся других классов).

§         Подбирать материал для конструирования достопримечательностей разных народностей края (камушки, ветки, бумага, картон и др.)

§         Оформлять композиции.

§         Конструирование из бумаги и картона «Моя родная улица». 

§         Конструирование из различных материалов композиции какой-либо достопримечательности родного края (например, Часовня и др.)

§         Создание макета «Уголок заповедного края».

§         Композиционно оформить эскиз «Родной уголок».

 


 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница