Образовательная область «Технология»
Труд
(27 ч)
Пояснительная
записка
Введение регионального компонента в предмет
«Труд» позволяет воспитывать у учащихся навыки культуры труда, развивать их
творческие способности на материалах, распространенных в своей местности,
элементы технического и художественного мышления.
Задачи программы регионального компонента по труду
следующие:
·
побудить
учащихся к активной мыслительной деятельности;
·
стимулировать
творческое развитие учащихся;
·
формировать
основы трудовой и экологической культуры.
Программа регионального компонента является
единой, составляющей частью общеобразовательной программы области «Технология»,
поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Труд» и
не влияет на учебную нагрузку учащихся.
Программа представляет собой единую систему
взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при
этом раскрывают многообразие связи предметной практической деятельности
человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год
обучения является ступенью в познании этих связей.
По Базисному учебному плану на уроки труда
в начальной школе отводится 270 часов. Из них на изучение регионального
компонента возможно выделение 10% времени инвариантной части и часов из
вариативной части Базисного учебного плана, что составляет 27 ч.
Программа рассчитана на 4 года изучения и
предназначена для начальной школы любого типа.
Программа содержит примерный объем знаний и
разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в изучении
регионального компонента.
В основе программы регионального компонента по труду лежат следующие направления:
1)
занятия народностей
Красноярского края;
2)
воспитание позиции
«творец».
Первое направление носит теоретический характер. В обзор
вопросов данного направления входят, например, знания о ремеслах и основных
занятиях народностей края, их «жилищах»
и др.
Уроки по данным темам
могут проходить в виде бесед, игр, викторин, КВНов, конкурсов знатоков с
использованием ребусов, кроссвордов, энциклопедий.
Второе направление отражает практическую деятельность учащихся и является
основным в программе, так как важно не только научить ребенка изготавливать какую-то
поделку или аппликацию, но и видеть, уметь проектировать свою деятельность в
жизни, опираясь на окружающую действительность.
Воспитание позиции «творец» предполагает
работу, направленную на развитие творческого потенциала учащихся на содержании
регионального компонента при использовании конструирования и освоения техники
оригами.
Конструирование предусматривает
наращивание степени трудности изготовления поделок (в зоне ближайшего развития)
посредством работы с бумагой, картоном. В темы уроков заложены духовные,
эстетические, нравственные, воспитательные цели.
Освоение техники «оригами» идет от простейших поделок учащихся к изготовлению
художественных групповых, командных, сюжетных композиций.
Рекомендуем использовать первый вариант,
который предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании и не
выходит за сетку количества часов по общеобразовательной программе предмета.
Учитель на прохождение материала
по региональному компоненту отводит дополнительную страницу в классном журнале.
Отметки не выставляются.
Примерное распределение учебных
часов на региональный компонент составляет 26 часов в год. Распределение тем
регионального компонента по четвертям возложено на учителя.
Содержание
программы регионального компонента
по
предмету «Труд»
Практическое применение в быту и технике
материалов, встречающихся в данной местности.
Определять свойства встречающихся в своей
местности природных материалов.
-
отделка
изделия рисунком, вышивкой, бисером, аппликацией;
Изготовление поделок, используя природные
материалы своего региона.
Знакомство с природными материалами края.
Составление композиций, макетов.
Оформление страницы.
Примерное
распределение часов регионального компонента
предмета
«Труд»
1
класс |
2
класс |
3
класс |
4
класс |
Общее кол-во |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
27 |
Основные требования к знаниям и умениям
выпускников
начальной
школы
Называть:
-
ремесла народностей,
населяющих Красноярский край;
-
материалы, используемые
для развития народных промыслов в крае;
-
праздники
народностей (2-3) своих родных мест.
Решать учебные и практические задачи:
-
различать ремесла
разных народностей края
-
изготавливать изделия
из материалов, наиболее распространенных на территории родного края;
-
планировать и
организовывать процесс труда при изготовлении поделок из местных материалов.
№ п/п |
Тема |
Кол. час |
Цель, задачи |
Практические умения |
Позиция «творец» |
1. |
Работа с
природным материалом
своей местности. |
1 |
§
Научить составлять
аппликации из листьев различных деревьев и кустарников (клен, карликовая
береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха, ива и др.) |
§
Подбирать необходимые
по форме и размеру листья. §
Делать разметку деталей
относительно центра. §
Прикреплять листья к
картону. |
§
Выполнять аппликацию
из листьев при создании одного образа «Ромашка», «Олень». |
§
Составлять различные
композиции при выполнении аппликации из листьев «Цветочная поляна», «Лисичка
и зайчик» |
|||||
1 |
§
Создать условия для
овладения объемной техникой «аппликация из пластилина» при выполнении
растительного орнамента. |
§
Подбирать цветовые гаммы
пластилина. §
Ровно наносить слои
пластилина на картон. §
Стекой править форму
листьев. §
Наносить растительный
орнамент на картон, оргстекло. §
Выполнять технику безопасности
при работе с пластилином. |
§
Выполнять растительные
различные орнаменты «Рябиновые бусы», «Опавшие листья», «Осенний хоровод» и
др. |
||
|
1 |
§
Способствовать созданию
условий для изготовления поделок при работе с природным материалом своей местности. §
Видеть замысловатые
образы, таящиеся в различных палочках, веточках, сучках, корнях. |
§
Уметь находить различный
природный материал в окружающей учащегося природе. §
Составлять композицию
из элементов (ветки, корни, камни, мхи, шишки сосны, лиственницы, и др. ) §
Скреплять детали
пластилином. |
§
Оформлять образы. §
Изготовление поделок
«Милая тундра», «Родные просторы» и др.
Выполнение композиции
«Кедровые (сосновые, еловые) шишки». |
|
2. |
Ремесла народностей,
населяющих Красноярский край. |
1 |
§
Познакомить с ремеслами
народностей, населяющих Красноярский край. |
§
Называть (2-3) народности
края. §
Рассказывать об основном
занятии населения народов Севера (охота).
|
§
Выполнение элементарных
вещиц из бересты (например, закладка).
§
Вырезание стельки из
меха по шаблону. |
3. |
Оригами. |
2 |
§
Познакомить с историей
возникновения техники «Оригами». |
§
Рассказывать историю
возникновения техники «Оригами». §
Отличать данную технику
от рисунка. §
Пробовать «читать с
листа» ход изготовления простейших предметов.
|
§
Изготовление простейших
поделок-предметов окружающего мира (кораблик, лягушка и др.) при помощи техники
оригами. |
Тематическое планирование по трудовому обучению во
2 классе, 6 часов
№ п/п |
Тема |
Кол. час |
Цель, задачи |
Практические умения |
Позиция «творец» |
1. |
Работа с природным материалом своей местности |
1 |
§
Создавать условия для
самостоятельного составления аппликации из листьев различных деревьев,
кустарников и трав (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха,
ива, брусничник, морошка и др.). §
Организовать конкурс
аппликаций «Родные просторы». |
§
Определять по форме
листа названия растений (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха,
ива и др.). §
Симметрично расставлять
листья в композиции. §
Аккуратно приклеивать
листья к основе. |
§
Выполнять аппликацию
из листьев и трав с одним образом «Охотник», «Нарты», «Чум». |
§
Составлять различные
композиции при выполнении аппликации из листьев «Лес», «Брусничная полянка»,
«Гроздь рябины» и др. |
|||||
§
Участие в конкурсе
«Родные просторы». |
|||||
|
1 |
§
Отрабатывать технику
«роспись пластилином», изображая рыб из водоемов Красноярского края. |
§
Смешивать цветовые
гаммы пластилина. §
Аккуратно стекой
править форму рыб. §
Выполнять технику
безопасности при работе с пластилином. |
§
Самостоятельно придумывать
и выполнять композиции «Ловись, рыбка!», «Рыбка в моем аквариуме». |
|
|
|
1 |
§
Способствовать созданию
условий для изготовления поделок при работе с природным материалом своей местности
(мхи, коренья, рога и др.). §
Организовать выставку
поделок «Мой край родной». |
§
Составлять композицию
из элементов (ветки, корни, камни, мхи, шишки сосны, лиственницы, и др. ) §
Скреплять детали
пластилином. §
Представлять свою
работу на выставке. |
§
Оформлять поделки. Изготовление поделок «Новогодняя сказка»,
«Пингвиний пляж», «Птичий базар» и др. |
§
Панно из различных
семян (клена, тыквы, кабачков, патиссонов, арбузов, дыни, подсолнечника и
др.) |
|||||
§
Участие в выставке
поделок. |
|||||
2. |
Ремесла
народностей, населяющих
Красноярский край. |
1 |
§
Познакомить с ремеслами
народностей Севера. |
§
Называть народности края 17-18 в. (богденцы,
бохтинцы, бухтинцы). §
Образно рисовать
процесс охоты народов Севера. §
Составление детской «живой» картинки-композиции «Охота на моржей». §
Выполнять технику
безопасности при работе с клеем, ножницами. |
§
Выполнение элементарных
вещиц из бересты (например, кулон и др.).
|
§
Вырезание из меха и
кожи талисманов, кулонов. |
|||||
§
Конструирование из
картона: «Дом, где я живу». |
|||||
3. |
Оригами. |
2 |
§
Продолжать создавать условия для освоения техники «Оригами». §
Организовать коллективную работу для создания
композиции «Открытие навигации» и др. |
§
«Читать с листа» ход
изготовления простейших предметов. §
Пытаться самостоятельно
изготавливать простейшие поделки-предметы. |
§
Придумывать свой
способ изготовления простейших поделок-предметов окружающего мира (кораблик,
лягушка и др.) §
Участие в создании
коллективной композиции «В порту», «На болоте» и др. |
Тематическое планирование по трудовому обучению во
2 классе, 6 часов
№ п/п |
Тема |
Кол. час |
Цель, задачи |
Практические умения |
Позиция «творец» |
1. |
Работа с
природным материалом
своей местности |
1 |
§
Создавать условия для
самостоятельного составления аппликации из листьев различных деревьев,
кустарников и трав (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха,
ива, брусничник, морошка и др.). §
Организовать конкурс
аппликаций «Родные просторы». |
§
Определять по форме
листа названия растений (клен, береза, осина, тополь, рябина, акация, черемуха,
ива и др). §
Симметрично расставлять
листья в композиции. §
Аккуратно приклеивать
листья к основе. |
§
Выполнять аппликацию
из листьев и трав с одним образом «Охотник», «Нарты», «Чум». |
§
Составлять различные
композиции при выполнении аппликации из листьев «Лес», «Брусничная полянка»,
«Гроздь рябины» и др. |
|||||
§
Участие в конкурсе
«Родные просторы». |
|||||
|
|
1 |
§
Отрабатывать технику
«роспись пластилином», изображая рыб из водоемов Красноярского края. |
§
Смешивать цветовые
гаммы пластилина. §
Аккуратно стекой
править форму рыб. Выполнять технику безопасности при работе с
пластилином. |
§
Самостоятельно придумывать
и выполнять композиции «Ловись, рыбка!», «Рыбка в моем аквариуме». |
|
1 |
§
Способствовать созданию
условий для изготовления поделок при работе с природным материалом своей
местности (мхи, коренья, рога и др.). §
Организовать выставку
поделок «Мой край родной». |
§
Составлять композицию
из элементов (ветки, корни, камни, мхи, шишки сосны, лиственницы, и др. ) §
Скреплять детали пластилином.
§
Представлять свою
работу на выставке. |
§
Оформлять поделки. Изготовление поделок
«Новогодняя сказка», «Пингвиний пляж», «Птичий базар» и др. |
|
§
Панно из различных
семян (клена, тыквы, кабачков, патиссонов, арбузов, дыни, подсолнечника и
др.) |
|||||
§
Участие в выставке поделок. |
|||||
2. |
Ремесла
народностей, населяющих Красноярский край |
1 |
§
Познакомить с ремеслами
народностей Севера. |
§
Называть народности края 17-18в. (богденцы, бохтинцы,
бухтинцы). |
§
Выполнение элементарных
вещиц из бересты (например, кулон и др.).
|
|
|||||
|
|
|
|
§
Образно рисовать процесс
охоты народов Севера. §
Составление детской «живой» картинки-композиции «Охота на моржей». §
Выполнять технику безопасности
при работе с клеем, ножницами. |
§
Вырезание из меха и
кожи талисманов, кулонов. |
3. |
Оригами |
2 |
§
Продолжать создавать условия для освоения техники
«Оригами». §
Организовать коллективную работу для создания композиции
«Открытие навигации» и др. |
§
«Читать с листа» ход изготовления простейших предметов. §
Пытаться самостоятельно изготавливать
простейшие поделки-предметы. |
§
Конструирование из
картона: «Дом, где я живу». |
Тематическое планирование по трудовому обучению в 4
классе, 9 часов
№ п/п |
Тема |
Кол.час |
Цель, задачи |
Практические умения |
Позиция «творец» |
1. |
Работа с природным материалом своей местности |
1 |
§
Проектировать деятельность
по созданию макета «Город (село, поселок) будущего». |
§
Осуществлять
выбор природных материалов (бумага,
картон, прутья, пластилин, глина, камушки, ракушки и др.) для создания макета
«Город (село, поселок) будущего». §
Планировать деятельность
группы по созданию макета. |
§
Уметь в коллективной
работе распределять роли, выполнять условия договора, брать ответственность
на себя. §
Творить по собственным
замыслам, считаться с мнением группы. |
|
1 |
§
Способствовать освоению
учащимися объемной аппликации из
птичьих перьев |
§
Освоить технику выполнения
объемной аппликации из птичьих перьев. §
Выполнять технику
безопасности при работе с острыми инструментами. |
§
Найти место использования
техники при оформлении различных предметов «Птицы моего края». |
|
|
§
Создать настенное панно
«Родные просторы» для класса или школы. |
||||
|
2 |
§
Создание декораций к
фольклорным праздникам. |
§
Самостоятельно находить
и использовать различные природные материалы, необходимые для украшения
декораций к праздникам (бусы, бисер, кожа, мех, ткань). §
Составлять аппликацию
из ткани. §
Аккуратно приклеивать
детали аппликации на ткань. §
Называть различные ткани,
используя материал энциклопедий и справочников. §
Представлять свою работу
на выставке. |
§
Изготовление аппликаций
из ткани «Здравствуй, праздник!», «Масленица» и др. |
|
|
§
Изготовление чучела
из соломы к проводам Весны («Масленица»). |
||||
§
Украсить наличники
жилищ различными техниками используя пластилин, бумагу и др. |
|||||
§
Составление композиции
из семян клена, тыквы, патиссона, кабачков, арбузов, дынь и др. |
|||||
§
Изготовление бус из семян
(Марьин корень, Сибирский пион и др.), из шишек лиственницы и семян подсолнечника
(или др.) |
|||||
§
Участие в фольклорных
праздниках с использованием своих декораций. |
|||||
2. |
Ремесла
народностей, населяющих Красноярский край |
2 |
§
Познакомить с природными
богатствами края, используемых для пошива традиционной одежды народностей
края (камус и др.) |
§
Называть одежду,
обувь, утварь народностей края. §
Правильно вырезать
детали из меха и кожи. §
Использовать материала
для украшения национальных костюмов народностей, проживающих в Красноярском
крае (бисер, кожа, мех и др.) §
Выполнять технику
безопасности при работе с клеем, ножницами, шилом. |
§
Вышивание бисером
талисманов, кулонов. |
§
Вышивание по контуру тамбурным швом салфетки с изображением
какой-либо достопримечательности родного края (Часовня, церковь и др.) |
|||||
§
Изготовление из глины
или пластилина утвари народностей края (кринка, ухват, кочерга, горшки и др.)
Возможно использование техники папье-маше. |
|||||
§
Изготовить
панно-миниатюру "Уголок родного края" с использованием кусочков
меха, кожи и др. |
|||||
3. |
Оригами. |
3 |
§
Организовать конструкторскую
деятельность. §
Организовать выставку
макетов, эскизов (для родителей, учащихся других классов). |
§
Подбирать материал
для конструирования достопримечательностей разных народностей края (камушки,
ветки, бумага, картон и др.) §
Оформлять композиции.
|
§
Конструирование из бумаги
и картона «Моя родная улица». |
§
Конструирование из различных
материалов композиции какой-либо достопримечательности родного края (например,
Часовня и др.) |
|||||
§
Создание макета «Уголок
заповедного края». |
|||||
§
Композиционно оформить
эскиз «Родной уголок». |