ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»

Образовательная область «Музыка»

Музыка

(13 часов)

Пояснительная записка

Введение регионального компонента в предмет «Музыка» позволит учащимся знать историю музыкальной культуры края и людей, которые ее создавали. Это будет способствовать духовно-нравственному, эстетическому обогащению каждого ребенка на музыкальном материале регионального компонента и расширит их музыкальный кругозор.

Материал регионального компонента на уроках музыки позволит сформировать  эмоциональную отзывчивость, любовь к «малой родине» и музыкальной культуре родного края. Будет способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире.

Задачи программы регионального компонента по музыке следующие:

1.   Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на приоритете творчества музыкантов-сибиряков;

2.   Раскрытие природы сибирского музыкального искусства как результата деятельности человека-творца;

3.   Приобщение к истории региональной музыкальной культуры и современным направлениям в музыке;

4.   Формирование  эмоционально-ценностного отношения к музыке, жизни и окружающим людям;

5.   На основе местного музыкального материала сформировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения учащегося

Программа регионального компонента является единой составной частью общеобразовательной программы области «Музыка», поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Музыка» и не влияет на учебную нагрузку учащихся.

По Базисному учебному плану на уроки музыки в начальной школе отводится 132 часа. Их них на изучение регионального компонента возможно выделение 10% времени инвариантной части и  часов из вариативной части Базисного учебного плана, что составляет 13 часов.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для начальной школы любого типа.

Программа содержит примерный объем информации, рассчитанный на заданное время (13 часов) и расширенный за счет предложенных вариантов обучения. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении регионального компонента. Содержание программы учитывает преемственность в музыкальном творчестве детей и межпредметные связи с другими общеобразовательными программами.

В основе программы регионального компонента по музыкальному искусству лежат два направления:

1.   Знакомство с музыкальной культурой края;

2.   Воспитание позиции «музыкант-творец».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с историей создания краевых музыкально-культурных центров, с музыкальными деятелями, стоящими у истоков музыкальной культуры края, красноярскими музыкантами и композиторами. Позволяет также познакомить учащихся с современными детскими и взрослыми творческими коллективами. Учащиеся узнают музыкальные инструменты сибирского региона, местный музыкальный фольклор, песни, танцы, игры народностей края.

Второе  направление предполагает постоянную творческую деятельность по освоению элементов музыкальной культуры края, что включает:

·     участие в школьных музыкальных коллективах;

·     изготовление простейших шумовых инструментов;

·     участие в ансамбле народных инструментов;

·     собирание и записывание народного музыкально-поэтического творчества в местности проживания;

·     участие в местных фольклорных праздниках.

Такая  исполнительская деятельность максимально способствует раскрытию на региональном материале творческого потенциала учащихся средствами музыкального искусства, позволят воспитывать индивидуально выраженную, творческую личность. Надо отметить, что это направление является основным в программе, так как важно не только дать информацию о музыкальной культуре края, но и уметь проектировать свою деятельность в жизни, опираясь на окружающую действительность, и находить возможность реализации ее применения. Такая активная позиция нами определяется как  «музыкант-творец».

Учащиеся становятся способными разбираться в фольклорных направлениях народностей края (сибирские обряды, праздники, костюмы), владеть техникой изготовления простых музыкальных инструментов и играть на них. 

Все это будет способствовать формированию у школьников собственных творческих проявлений и образного мышления, специфичных для жителей различных регионов края, приобщению к основным понятиям музыкального искусства, стремлению узнать как можно больше о музыкальной культуре края и творчестве музыкантов-сибиряков.

Программа предусматривает посещение (по возможности) концертных залов, музыкальных театров, филармонии или просмотр на видео музыкальных спектаклей, концертов.

Рекомендуется использовать вариант, который предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании, не выходя за сетку количества часов по образовательной программе предмета.

Учитель на прохождение регионального компонента не отводит дополнительную страницу в классном журнале, а вписывает тему урока на страницу «музыка» с пометкой «Р. к.». Отметки не выставляются.

Примерное распределение учебных часов на региональный компонент составляет 3-4 часа в год при следующем распределении по четвертям:  по одному часу в первой, второй, третьей четверти; в четвертом классе в каждой четверти по одному часу.

Содержание программы регионального компонента по музыкальному искусству.

Первоначальные сведения о жизни и творчестве музыкантов-сибиряков (П.И. Словцов, П.И. Иванов-Радкевич, С.М. Безносиков, Б.Феоктистов. В.Пономарев, Д.Хворостовский и др.).

Сведения о детских и взрослых творческих коллективах («Каприччио» рук. Н.Тимофеев, «София» рук. О. Русакова, хор п/у Л. Стебеньковой; танцевальный кол. «Орленок», танцевальный ансамбль «Танца Сибири» и др.)

Выбор может осуществляться, исходя из разнообразия тематики и возможностей доступа к той или иной литературе.


Музыкальный фольклор Сибири:

1.               Музыкальные инструменты сибирского региона (свирель, жалейка, кугиклы, трещотки, варган и др.);

2.               Сибирское народное музыкально-поэтическое творчество (хороводы, заклички, игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки);

3.               Нравы и обычаи, обряды и ритуалы Сибири;

4.               Песенно-танцевальное творчество народов Сибири (ненецкие, эвенкийские, и др. северных народностей );

5.               Детские народные игры («Дедушко-медведушко», «Решето» и др.);

6.               Творческая деятельность фольклорных ансамблей («Енисеюшка» рук. Н. Шульпеков, «Живая старина» рук. И.Горев, и др., а также местные фольклорные коллективы).

Выбор информационного материала осуществляется, исходя из разнообразия тематики, творческих интересов, а также из возможностей доступа к той или иной информации.

В поддержку начального музыкального обучения на уроках музыки желательно при знакомстве с музыкальными произведениями в рамках регионального компонента рассматривать и средства музыкальной выразительности: интонация, мелодия, динамика, ритм и другие, по необходимости. Важно помочь детям осознать и такие достаточно трудные понятия как музыкальный жанр, гармония, полифония, музыкальный образ, и т.д.

На уроках музыки необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через практические навыки игры на музыкальных и шумовых инструментах, хоровое пение, танцевальные движения, развивать фантазию и творческое воображение в непосредственном участии в подготовке и проведении различного рода праздников.

 

Примерное распределение часов регионального

компонента по предмету «Музыка»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее

кол-во

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

 

1

1

1

-

1

1

1

-

1

1

1

-

1

1

1

1

13

 

Основные требования к знаниям и умениям

выпускников начальной школы

Называть:

·         имена популярных красноярских композиторов и исполнителей;

·         детские творческие коллективы;

·         фольклорные праздники (2–3), проводимые в местности проживания;

·         простейшие музыкальные инструменты (2–3).

Различать:

·         жанры музыкально-поэтического творчества (потешки, частушки, заклички);

·         звучание некоторых музыкальных инструментов (свистково-духовые, ударные, струнные);

·         музыкальные жанры (инструментальная музыка, хоровая музыка).

Узнавать:

·         популярных исполнителей Красноярского края (Д. Хворостовского, В. Маркосяна, П.И. Словцова );

·         фольклорные коллективы.

Решать учебные и практические задачи:

·         исполнять несложные народные песни;

·         делать эскизы фольклорных костюмов;

·         составлять сценарии фольклорных праздников;

·         собирать народное музыкально-поэтическое творчество в местности проживания;

·         собирать информацию о любимых авторах, композиторах (возможно, местных) и оформлять сборник, брошюру, буклет.

·         различать формы и жанры музыкального искусства на примерах регионального компонента;

·          уметь размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям.

 


 

Тематическое планирование по музыке в 1 классе (3 часа)

Тема

Колчас

Цель, задачи

Практические умения

Позиция  «музыкант-творец»

Музыкальная жизнь Красноярского края.

 

 

1

§     Организовать знакомство с культурными музыкальными цент­рами своей местности (поселка, села, города).

§     Перечислять культурные музыкальные центры своей  местности.

Задание: нарисовать, каким бы хотели видеть в будущем свой город, поселок, село.

1

§     Познакомить (очно-заочно) с детскими  хоровыми коллективами своей местности.

§     Познакомить (очно-заочно) с детскими хоровыми коллективами г. Красноярска: «Каприччио» – рук. Н. Тимофеев, «София» (православный) – О. Русакова, хор п/р Л. Стебеньковой, «Волшебный микрофон» - Н. Андреева

§     Различать по звучанию детские хоровые коллективы (смешанный хор, хор мальчиков, ансамблевое и сольное  пение).

§     Назвать детские творческие коллективы своей местности.

§     Посещение концертов детских хоровых и танцевальных коллективов.

§     Участие в школьном музыкальном коллективе (хор, кружок, ансамбль, группа и др.).

§     Участие в ансамбле народных инструментов. 

1

§     Познакомить с жизнью и творчеством П.И. Словцова (первый «соловей Сибири»); А.Ярошенко – «поющий директор» и др.

§     Знать имена знаменитых музыкантов края.

§     Посещение музыкальных спектаклей, концертов музыкантов-испол­нителей. Принимать участие в концертной деятельности.

Музыкальные народные инструменты Сибири.

1

§     Познакомить со звучанием музыкальных инструментов сибирского региона (свирель, жалейка, кугиклы, балалайка, гусли, гармошка, трещетки и т.д.), национальный Северный инструмент — варган.

Рассказать об инструментах-предметах быта (стиральная доска, ложки и др. шумовые инструменты).

§     Различать звучание музыкальных инструментов (балалайка, гусли, гармошка, кугиклы, жалейка, свирель и др.)

§     Понимать значение слов «народные инструменты».

§     Освоить основные приемы извлечения звуков на ударных инструментах.

§     Музыкальная игра «Угадай музыкальные     инструменты»

§     Задание: - нарисовать музыкальные инструменты;

сочинить сказку,  где бы героями были эти инструменты. 

Изготовление простейших шумовых инструментов.


 

Музыкальный фольклор. Нравы и обычаи, обряды и ритуалы Сибири.

1

§     Познакомить с календарным, потешным, игровым фольклором. Рассказать об обычаях, обрядах сибиряков, одежде русских старожилов Сибири.

§     Различать детский фольклор, игровой, потешный. Знать особенности одежды сибиряков.

§     Наизусть исполнять несколько примеров музыкального фольклора Красноярского края.

§     Участие в фольклорных праздниках (разучивание песен, стихов).

Собирание детского фольклора в своей  местности.

 

Тематическое планирование по музыке 2 класс ( 3 часа)

Тема

Колчас

Цель, задачи

Практические умения

Позиция

«музыкант-творец»

Музыкальный

фольклор.

Песни, танцы, игры народностей края.

Вечерки и игрища  красноярского края.

 

§     Познакомить с песенно-танцевальным творчеством народов Севера (ненецкие, эвенкийские песни, танцы  и др. северных народностей).

§     Рассказать о разных типах увеселительных собраниях края.

Организация и проведение народных игр с детьми («Дедушко-медве­душко», «Решето», «Ворон»).

§     Различать особенности песен северных народностей.

§     Уметь организовать и провести народные детские игры.

§       Разучивание хороводов, танцев с использованием народных шумовых инструментов.

§       Собирание детского игрового фольклора  в местности проживания. Реставрация народных костюмов, найденных в своей местности.

§       Систематически участвовать в фольклорных праздниках, проводимых в классе, школе.

Музыкальная жизнь Красноярского края.

 

§     Организовать знакомство с детскими танцевальными коллективами: «Орленок» при ККДПиШ, «Кедровые орешки» при ДК «Труда», детская школа танцев В. Терешкина  и др.

§     Провести беседу о значимости костюма в постановке танца.

§     Узнавать творческие детские коллективы г. Красноярска.

§     Определять роль танцевального костюма в танце.

§       Посещение концертов детских творческих коллективов.

§       Участие в школьном творческом коллективе (хор, инструментальный ансамбль, танцевальная группа и др.)

§       Рисование костюмов к национальным танцам сибирского региона.

 

1

§     Познакомить с историей создания театра Оперы и балета , театра музыкальной комедии г.Красноярска.

Организовать, если это возможно, просмотр на видео музыкальных спектаклей, которые поставлены на сцене этих театров. Рассказать о репертуарном плане театров.

§     Называть имена композиторов, авторов музыкальных спектаклей которые идут на сцене красноярских театров.

§      Различать жанры: опера, балет, мюзикл и т.д.

§     Уметь пользоваться программой спектакля.

§     Посещение музыкальных театров краевого центра.

§      Постановка сценического действия на местном фольклорном  материале.

1

§     Организовать знакомство со взрослыми танцевальными коллективами: ансамбль «Танца Сибири» им. Годенко, «Енисейские зори», «Свободный балет» Валерия Терешкина и др. Рассказать о танцах на основе сибирского фольклора и танцах в современных ритмах.

 

§     Узнавать популярные танцевальные коллективы краевого центра.

§     Узнавать в танце элементы сибирского фольклора.

§     Посещение концертов танцевальных коллективов.

§     Просмотр на видео, если это возможно, выступление танцевальных коллективов.

§     Попробовать самим поставить танцы на местном фольклорном материале.

§     Придумать и разработать эскизы к костюмам и уметь обыграть их.

 

1

§     Провести беседу о жизни и творчестве П.И. Иванова-Радке­вича музыкального деятеля  начала 20 века.

§     Знать имена знаменитых музыкантов-сибиряков и историю становления музыкальной культуры в краевом центре.

§     Посещение музыкальных театров, концертов музыкантов-исполнителей.

§     Участие в концертной деятельности.

Создать рассказ о  музыкантах, певцах, проживающих в твоей местности.

Тематическое планирование по музыке 3 класс ( 3 часа)

Тема

Кол.  час

Цель, задачи

Практические умения

Позиция «музыкант-творец»

Музыкальный фольклор. Сибирские праздники и обряды.

1

§         Познакомить с сибирскими праздниками, обрядами и с фольклорными праздниками своей местности.

§         Находить отличия фольклорных праздников средней полосы региона от севера.

§         Назвать фольклорные праздники, обряды которые справляют в твоей местности.    

§         Участвовать в фольклорных праздниках  своей местности.

§         Участвовать в написании сценария праздников на местном материале.

§         Посещать обрядовые действа, которые совершают взрослые (свадьба, рождество и др.).

§         Собирание и записывание фольклора (устного, музыкального) в местности проживания.

Изготовление простейших инструментов (дудочки, кугиклы, трещотки). 

Музыкальная культура Красноярского края.

1

§         Познакомить с историей открытия органного зала, филармонии, отделения Союза композиторов г. Красноярска.

Рассказать о музыкальных деятелях которые стояли у истоков создания этих культурных музыкальных центров (А.Л. Ряби­нов, А.Е. Шварц­бург, и др.) Организовать слушание классической музыки.

§         Называть имена музыкальных деятелей Красноярского края.

§         Знать историю создания музыкальных центров краевого значения.

§         Называть имена популярных композиторов.

§         Посещение культурных музыкальных центров (органный зал, филармония).

§         Участвовать в концертных абонементах «Композиторы — детям».

§         Собирать информацию о любимых произведениях и оформлять сборник, брошюру.

 

1

§         Познакомить с жизнью и творчеством красноярских композиторов (Ф.П. Веселков, С. Можин, Л.Н. Масленников)

§         Рассказать о красноярских музыкантах-любителях, клубе «Бардовская песня».

§         Называть имена красноярских

§         композиторов, их  популярные музыкальные  произведения.

Различать композиторскую музыку от авторской.

§         Сочинить музыку на детские стихи, заклички, собственные тексты на тему «Родной край».

§         Разучить и исполнить 2-3 песни красноярских композиторов.

§         Посещение концертов авторской песни (очно-заочное).

1

§         Знакомство со взрослыми хоровыми коллективами: «Тебе поем» — рук. К. Якобсон, учительский хор рук. Шахраманян,  Камерный хор Красноярского педагогического колледжа  худ. рук. Короткова Т. и др.

§         Называть и узнавать хоровые коллективы, знать имена хормейстеров популярных хоровых коллективов.

§         Перечислять авторов музыки произведения которых исполняют хоры.

Различать по звучанию состав хора (смешанный хор, однородный).

§         Посещение праздников хоровой музыки.

§         Участие в школьном хоре.

§         Нарисовать афишу концерта школьного хора.

1

§         История создания красноярского симфонического оркестра (первый дирижер оркестра С.М. Безносиков, в настоящее время дирижер симфонического оркестра И. Шпил­лер).

§         Называть имена дирижеров красноярского симфонического оркестра.

§         Перечислять 3-4 музыкальных произведений из репертуара симфонического оркестра.

§         Называть инструменты симфонического оркестра.

§         Посещение концертов симфонического оркестра.

§         Нарисовать афишу концерта: симфонического оркестра, оркестра народных инструментов и фольклорного ансамбля.

§          Участие в ансамбле народных инструментов.

 

Тематическое планирование по музыке 4 класс ( 4 часа)

Тема

Кол.  час

Цель, задачи

Практические умения

Позиция «музыкант-творец»

Музыкальный фольклор. Фольклорные ансамбли краевого центра.

1

§        Познакомить с творческой деятельностью фольклорных ансамблей («Енисеюшка» рук. Н. Шуль­пеков, «Живая старина» рук. И.Горев и др., а также с местными фольклорными коллективами.

§        Организовать подготовку и проведение фольклорных празд­ников

§        Перечислять фольклорные ансамбли, называть 2-3 песни из репертуара коллектива.

§         Называть инструменты (музыкальные, шумовые) которые звучат во время исполнения.

§        Написание сценария (проектирование) фольклорного праздника на местном материале.

§        Изготовление костюмов и обыгрывание их.

§         Участие в ансамбле народных или шумовых инструментов.

Инструментальная музыка: музыканты- исполнители, камерные ансамбли, инструментальные ансамбли г. Красноярска.

1

§        Познакомить с творчеством музыкантов-исполнителей (скрипачи М. Бенюмов, Вардан Маркосян; пианистка М.М.Крамник, балалаечник Б.Феоктистов и др.)

§        Рассказать об инструментальных ансамблях (первые квартеты баянистов красноярских музыкантов, камерные ансамбли, молодежные инструментальные

группы и т..)

§        Узнавать тембры музыкальных инструментов и называть их. Знать имена популярных  музыкантов-исполнителей красноярского края.

§        Называть современные камерные ансамбли и молодежные инструментальные группы г. Красноярска (своего города, поселка).

§        Исполнять несложные песни  красноярских композиторов.

§         Найти материал о музыкальных коллективах своей местности.

§        Участвовать в концертной деятельности.

 

1

§        Рассказать о возрождении духовной музыки в крае, композиторах и исполнителях, которые работают в этом жанре (В.Поно­марев, Красноярский детско-юношеский духовный хор «София» и др.)

Беседовать о том как восстанавливается духовная культура в твоем городе,  поселке,  селе.

§        Называть духовные праздники, обычаи и  способы празднования,  знать 5-6 загадок.

§        Узнавать духовную музыку.

§        Знать названия основных песнопений (Христос воскрес, Молитва и др.)

§        Принимать участие  в праздниках (театрализованное действо)  «Рождество», «Пасха» и др.  своей местности.

§        Разучивание и исполнение 2-3 песен духовного  характера.

 

1

§        Прошлое и настоящее образовательных музыкальных учреждений краевого центра: Государственная красноярская академия музыки и театра, училище искусств, педагогический колледж №1(музыкальное отделение).

Организация творческих встреч студентов-музыкантов с детьми.

§        Перечислять музыкальные образовательные учреждения.

§        Знать основные исторические  события этих учреждений, связанные с развитием  музыкальной культуры красноярского края. 

§        Посещение творческих концертов студентов музыкальных образовательных учреждений.

§        Выступление детских творческих коллективов перед студенческой аудиторией.

§        Заниматься в школьном творческом коллективе и участвовать в концертной деят.

Итоговый урок (систематизация и обобщение

изученного материала).

 

1

 

 

§        спроектировать, а затем и создать на уроке учебные ситуации, отвечающие познавательным, развивающим и воспитывающим целям урока.

§        Соответствие требованиям уровню обученности выпускников начальной школы на основе материалов регионального  компонента.

§        Активная творческая позиция в жизни класса, школы, города (поселка, села),  в котором я живу.

 

 


 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница