Образовательная область «Литературное чтение»

Образовательная  область «Филология»

 

Литературное чтение

 

(54ч)

 

Пояснительная записка

 

 Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.

 

 Задачи программы  регионального компонента по литературному чтению следующие:

-               формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе Красноярского края; 

 

-               создавать условия для коммуникаций  и развитие творческих способностей учащихся при знакомстве с творчеством и биографией Красноярских авторов (В. Астафьев,  Р. Солнцев, В. Дмитриев и др.)

 

Программа регионального компонента является составляющей частью общеобразовательной программы «Филология», поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Литературное чтение» и не влияет на учебную нагрузку учащихся.

 

По Базисному плану на уроки по литературному чтению в начальной школе отводится 540 ч. Из них на изучение регионального компонента возможно выделение 5-10% времени инвариантной части и часов из вариативной части Базисного учебного плана, что составляет 54 ч.

Программа рассчитана на 4  года обучения и предназначена для начальной школы любого типа.

Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволило выстроить логику по направлениям в изучении регионального компонента.

 

Рекомендуем использовать второй вариант к программе регионального компонента, который не предусматривает проведение отдельного часа в расписании. Материалы регионального компонента включаются в урок с учетом разделов учебных программ по предметам, выбранных учителем. Если учитель включает в урок материалы по региональному компоненту, то в классном журнале к основной теме делается пометка «Р. к.»

 

В основе программы регионального компонента по литературному чтению лежат два направления:

 

1 знакомство с литературно-художественными ценностями Красноярского края;

2 воспитание позиции «художник слова».

 

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым  разнообразием, богатством литературного наследия малых народностей Красноярского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами фольклора (эвенков, нененцев, хакасов, кельтов и др.) Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает, также знакомство с биографиями  и творчеством поэтов и писателей Красноярья (Р.Х. Солнцевым, З. Я. Яхнин, А.И.Чмыхало и др.) и людьми, которые прославляют своим творчеством Красноярский край.

Второе направление позволяет привить любовь к культуре родного края  и гордость за людей, которые проживают на его территории (посещение библиотеки Юдина, местных литературных музеев, дома-музея В. П. Астафьева, спектаклей в театрах города и др.)

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к литературному искусству.

 

Содержание программы регионального компонента по литературному чтению

 

Содержание программы регионального компонента позволяет  младшим школьникам  на основе знаний литературы своего региона  открыть для себя имена сибирских поэтов, писателей, особенности повествования их литературных произведений («Метки на оленьем ухе» Алитет Немтушкин, «Рыбалка на Хантайском озере» Огдо Аксенова и др.) Различать своеобразие малых жанровых  форм разных народностей края (частушки Енисейской губернии, сибирские поговорки, пословицы, загадки и тд.)

Выбор может осуществляться, исходя из разнообразия тематики и доступа к той или иной литературе.

В поддержку начального обучения на уроках литературного чтения рекомендуем при знакомстве  с произведениями в рамках регионального компонента рассматривать  и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифма, метафоры и другие по необходимости.

На уроках чтения необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки слушания литературных произведений красноярских авторов и пересказ содержания, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

 

Примерное распределение часов регионального компонента

предмета «Литературное чтение»

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

 

I

II

III

I

II

III

IV

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

 

-

-

-

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

 

 Основные требования к знаниям и умениям выпускников начальной школы

 

Называть:

-               имена известных писателей и поэтов Красноярского края и их произведения (не менее 2-3);

-               малые жанры разных народностей (народов Севера, народов Сибирской Губернии и др.)

-               произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся)

 

Различать:

-               отдельные произведения художников Красноярского края (не менее 2-3 по выбору учащихся );

-  малые формы фольклора разных народностей Красноярского края (эвенки,  кельты, хакасы и др.);

-               легенды и мифы разных авторов Красноярского края, написанные по мотивам народных преданий;

-               особенности отдельных произведений писателей и поэтов красноярского края;

-               элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

Приводить примеры:

      - малых фольклорных форм разных народностей       края (пословицы эвенков, поговорки народов сибирской губернии и др.)

Решать учебные и практические задачи:

-               уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении;

-               пересказывать произведения любимых Красноярских авторов

 

Список использованной литературы.

 

 

1.    «Красноярский материк» изд-во «Гротеск»

 

2.    «Введение в литературоведение» под ред. Г. Н. Поспелова.

 

3.    Литературоведческий словарь.

 

4.    Словарь Ожегова.

 

5.    «Ненецкие песни» Любовь Ненянг. Сост. Л. Масленников.

 

6.    «Наши просторы» под ред. В. С. Анохина.

 

7.    «Русский детский фольклор» М. Н. Масленников.

 

8.    Энциклопедия обрядов и обычаев составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич и др.

 

9.    Озорные частушки. Автор-составитель Н. Цветкова.

 

10. Пристать Сибирью  составители: В.Н. Белкин, В. В. Чагин.

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz