ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

 

Образовательная область «Искусство»

Изобразительное искусство

(13 часов)

Пояснительная записка

Выделение регионального компонента в предмете «Изобразительное искусство» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере деятельности известных людей, проживающих в Красноярском крае, и местных достопримечательностей, как природных, так и рукотворных.

Материал регионального компонента на уроках позволяет пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Региональный компонент позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он будет способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере творчества художников Красноярского края, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, поможет глубже понять красоту и богатство родной природы.

Задачи программы регионального компонента по изобразительному искусству следующие:

·     развитие в детях духовного начала, формирование образно-художественного мышления, эмоционального осмысления явлений действительности  и предметной среды на местном материале;

·     необходимость прививать детям понимание искусства как высокого творческого процесса на примерах творчества местных художников, уважение самоценности личности художника (как профессионального, так и юного, начинающего);

·     формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни, эстетических вкусов и потребностей на примере творчества художников Красноярского края;

·     приобщение к истории региональной культуры и современному художественному процессу;

·     развитие творческих способностей и навыков, а также представлений о разнообразии возможностей изобразительного языка на основе регионального компонента.

Программа регионального компонента является составляющей частью общеобразовательной программы области «Искусство», поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Изобразительное искусство» и не изменяет учебную нагрузку школьников.

По Базисному учебному плану на уроки изобразительного искусства в начальной школе отводится 132 часа. Из них на приобщение к региональному компоненту возможно выделение 10% времени инвариантной части и часов из вариативной части Базисного учебного плана, что составляет 13 часов.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для начальной школы любого типа.

Программа содержит примерный объем информации, рассчитанный на заданное время (13 часов) и расширенный за счет предложенных вариантов обучения. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении регионального компонента. Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве детей и межпредметные связи с другими общеобразовательными программами.

В основе программы регионального компонента по изобразительному искусству лежат два направления:

1) знакомство с культурными ценностями края;

2)  воспитание позиции «художник».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с  различными видами изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство),  на примерах памятников и произведений,  созданных в Красноярском крае, а также с творчеством художников-современников.

Это направление позволяет в доступной форме приобщить детей к некоторым аспектам истории культуры и изобразительного искусства Красноярского края: местные культурные достопримечательности, традиционные ремесла данного региона (развивавшиеся в прошлом или сохранившиеся  до нашего времени), произведения великого В.И.Сурикова или других ушедших красноярских мастеров, история развития художественного образования в Красноярске и крае, начиная с суриковской «рисовальной школы» (1910) до Красноярского государственного художественного института и единственного в стране регионального отделения Академии художеств России, история создания музеев и выставочных залов в крае.

Второе направление предполагает постоянное творческое общение детей с окружающей действительностью, помощь в развитии умения видеть особенности форм и цветов в природе родного края и в жизни человека,  нацеливание на внимательное и уважительное отношение к предметам искусства. Все это будет способствовать формированию у школьников собственных творческих проявлений и образного мышления, специфичных для жителей различных регионов края, приобщению к основным понятиям изобразительного искусства, стремлению узнать как можно больше о  произведениях  и творчестве отдельных художников Красноярского края.

Программа предусматривает посещение (по возможности) музеев и выставочных залов, расположенных в местности проживания.

Рекомендуется использовать вариант, который предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании и не выходя за сетку количества часов по общеобразовательной программе предмета.

Учитель на прохождение регионального компонента не отводит дополнительную страницу в классном журнале, а вписывает тему урока на страницу «изобразительное искусство» с пометкой «Р. к.». Отметки не выставляются.

Примерное распределение учебных часов на региональный компонент составляет 3-4 часа в год при следующем распределении по четвертям: по одному часу в первой, второй, третьей четверти; в четвертом классе в каждой четверти по одному часу.

 

 

Содержание программы регионального компонента

по изобразительному искусству

Первоначальные сведения о творчестве В. Сурикова (3–4 картины, портреты). Искусство крупнейших художников, ушедших из жизни, с которыми связана история нашего края –  Д. Каратанов, А. Поздеев, А. Знак, Ю. Деев, В. Капелько и другие. Выбор осуществляется, исходя из разнообразия тематики, творческих манер, а также из возможностей доступа к той или иной литературе.

Жанровые проявления в творчестве красноярских художников:

1.       Портрет в скульптуре, живописи и графике (Ю. Злотя, С.Орлов, В. Кудринский и др.).

2.       Пейзаж в живописи и графике (Б. Ряузов, Ю.Худоногов, В. Сергин, В. Кудринский и др.).

3.       Натюрморт в красноярском искусстве (Г. Горенский, Н. Хомайко, Т. Мирошкина, В. Теплов и  др.).

В поддержку начального художественного обучения на уроках рисования желательно при знакомстве с произведениями искусства в рамках регионального компонента рассматривать и средства художественной выразительности: композиция, пространство, светотень, тон, объем, силуэт, контраст и другие по необходимости. Важно помочь  детям осознать и такие достаточно трудные понятия как колорит, цветовая гамма, основные и дополнительные цвета (в том числе и цветовой контраст), спектр тепло-холодности и т.д.

На уроках рисования необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки рисования с натуры и по памяти, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с материалом: бумагой, красками, карандашами, мягкими материалами (например, углем, сангиной, соусом, пастелью). Все это поможет выработать комплексный подход к осмыслению окружающего мира, через многообразие его форм – природы, человека, животных, предметов нерукотворных и рукотворных.   

 

Примерное распределение часов регионального компонента предмета

«Изобразительное  искусство»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее кол-во часов

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 1

13

 

Требования к уровню обученности выпускников начальной школы

на основе материалов  регионального компонента.

Называть:

-          имена известных художников Красноярска и их авторские работы (не менее 2-3);

-          местные достопримечательности своего города, поселка,  села;

-          достопримечательности столицы края,  города Красноярска;

-          некоторые виды местных ремесел.

Узнавать:

-          отдельные произведения художников Красноярского края (не менее трех);

-          основные архитектурные памятники своего региона (не менее двух).

Решать учебные и практические задачи:

-          соотносить знакомое произведение со временем и историей края;

-          уметь высказывать свое мнение о произведении искусства;

-          различать виды и жанры изобразительного искусства на примерах регионального компонента;

-          выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;

-          в первоначальных формах владеть  основными понятиями изобразительного искусства и формы применительно к региональному компоненту;

-          самостоятельно выполнять объемно-пространственные работы на материалах регионального компонента.


Тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе( 3часа)

п/п

Тема

Кол.  час

Цели

Что должны знать и уметь дети

Формы проведения

1.

В.И.Суриков – наш земляк.

1

§            Пробудить в детях гордость за своего прославленного земляка,  воспитывать патриотические чувства.

§            Развивать способность у учащихся воспринимать картины художников с позиции «художника-зрителя» («Взятие снежного городка»).

§            Различать настроение персонажей. Выявить образное видение детей в беседе о картинах Сурикова.

§            Показать детям, какими средствами выразительности пользуется художник, учить сравнить их. 

§         Называть запомнившиеся факты биографии художника Сурикова. 

§         Называть 1-2 картины художника.

§         Стараться определять разницу в тематике и композиции картин.

§         Экскурсия в Дом-музей В.И. Сурикова (очная или заочная).

§         Просмотр слайдов, в/ф, репродукций картин.

§         Выполнение домашнего задания, например, «Я размышляю о Сурикове» (рисунок).

 

Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс ( 3 часа)

п/п

Тема

Колчас

Цели

Что должны знать и уметь дети

Формы проведения

1.

Прекрасное рядом: мой город (село)

1

§            Прививать интерес к окружающей среде обитания, учить умению находить в привычном и обыденном что-то необычное (в облике домов).

§            Уделить внимание особенностям декора как части архитектурного образа. Обратить внимание детей на взаимодействие декора и архитектуры,  соединение декоративных элементов с постройкой во внешнем и внутреннем облике (экстерьер и интерьер).  

§          Выстраивать коммуникации для объяснения понимания слова архитектура.

§          Находить разницу создания образов каменных, кирпичных, деревянных домов.

§          Перечислять декоративных элементы построек.

§          Понимать предназначение любого строения и называть все части его конструкции.

 

§          Задание: придумать и нарисовать дом для своего города (села): собственный дом, дворец, школу, театр и т.д.

§          Участие в конкурсе  «Лучший дворец из песка».

2.

Образ человека в сюжетных картинах красноярских художников.

1

§          Дать представление о разнообразии человеческих проявлений,  отраженных в картинах (не касаясь биографии художников).  

§          Объяснить разницу в осмыслении образа человека разными художниками.

§          Выявить специфические для каждого художника средства выразительности (формат картины, композиция,  колорит).

§          Давать собственную оценку о различных качествах людей, построенную на зрительном восприятии картин.

§          Уметь рассказывать о происходящих на картине событиях и о людях.

§          Назвать основные  выразительные средства  в работах художников.

§          Нарисовать или слепить из глины (пластилина) два контрастных образа – добрый и злой человек, грустный и веселый и т.д.

 

 

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе  (3часа)

п/п

Тема

Кол час

Цели

Что должны знать и уметь дети

Формы проведения

1.

Дары природы в произведениях красноярских художников.

1

§          Дать представление о натюрморте как жанре, показать тематическое разнообразие натюрморта. 

§          Рассказать о символике  предметов, об их взаимоотношении в картине.

§          Выявить красоту родной природы, ее изобильность через натюрморты в картинах красноярских художников.

§          Показать разницу природных форм, художественных средств: разные техники исполнения,   разное отношение к форме.

§          Уметь объяснять, что такое натюрморт.  

§          Уметь назвать предметы,  «участвующие» в натюрморте (рукотворные и нерукотворные, природные).

§          Составлять композиции из предложенных предметов.

§          Сочинить сказку о жизни предметов, оформить ее в образах.

2.

Енисей в произведениях красноярских художников.

1

§          Прививать детям любовь к родному краю через образ нашей большой реки.

§          Показать многообразие аспектов в изображении одной и той же реки: в сюжетной картине, в пейзаже.

§          Помочь детям увидеть в каждой картине индивидуальные особенности композиции, колорита.

§          Уметь подметить сходство той или иной картины с ландшафтом тех мест, где проживает ребенок.

§          Найти все составляющие пейзажа, попытаться объяснить, какую роль они играют в картине, каково в ней место Енисея.

§          Закрепить понятия «пейзаж» и «сюжетная картина».

§          Попытаться понаблюдать и  подметить в природе масштабные соотношения: земля и небо, горы, река, деревья, дома

§          Выполнить рисунок на тему «Мой Енисей».

§          Выставка детских работ в школе по данной  тематике.

§          Рекомендовать дополнить данную тему сочинением на уроке литературы (найти стихи о Енисее).

3.

История в архитектуре.

1

§          Рассказать о храмах, старых или вновь построенных (не только православных), об  истории церквей,  связанной с историей данной местности.

§          Воспитывать в детях веротерпимость по отношению к любому вероисповеданию и к религии как к культуре.

§          Показать, как храм всегда естественно соединяется с ландшафтом.

§          Объяснить символичность внутреннего пространства храма и соответствующие внешние формы.

§          Уметь объяснить предназначение храма для людей.

§          Уметь объяснить значение основных составляющих храма: алтарь, хоры, купол и т.д.

§          Иметь представление об иконе. 

§          Задание: обратиться к иллюстрированной детской христианской энциклопедии.

§          Рисование на темы о храмах, отражение в работах архитектурные культовые памятники (например, Часовня в г. Красноярске).

 


 

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе  (4часа)

п/п

Тема

Колчас

Цели

Что должны знать и уметь дети

Форма проведения

1.

Образ человека в портретных произведениях красноярских

художников

1

§          Портрет как жанр, автопортрет, мужской и женский портрет.

§          Соответствующие композиции при изображе­нии портрета (парадный, камерный, в рост, поколенный, поясной, подгрудный).

 

§          Уметь объяснить,  что такое портрет.

§          Научиться различать композиционные особенности портретов на конкретных примерах. 

§          Задание: нарисовать портрет мамы (папы).

§          На уроке рисования продолжить тему портрета – уже с натуры.

§          На уроке литературы составить словесный портрет литературного персонажа одного из произведений красноярских поэтов и художников.

2.

Женская тема в творчестве В.И.Сурикова.

1

§          Закрепить понятия «сюжетная картина» и «портрет».

§          Выявить различный подход Сурикова к мужским и женским персонажам.

§          Выявление сходства и различия женских образов в картинах и портретах Сурикова. Роль красоты, роль костюма.

§          Уметь определять различие между портретом и сюжетной картиной.

§          Уметь рассказывать о картинах художника.

§          Уметь находить различие в творческом осмыслении Суриковым женских портретных образов (детский, молодой женщины, матери).

§          На уроке рисования после показа репродукций выполнить задание: нарисовать суриковскую красавицу в платке и старинном костюме (по представлению).

§          На уроке литературного чтения обсудить тему о боярыне Феодосии Морозовой на примере картины Сурикова. 

3.

Графика в творчестве красноярских

художников

1

§          Дать подробное  представление о графике как виде искусства.

§          Рассказать о различных графических техниках (оригинальных и печатных).

§          Объяснить разное назначение произведений графики (станковое,  прикладное).  

 

§          Уметь объяснить,  что такое графика,  чем она отличается от живописи,  в чем похожа на нее (акварель).

§          Научиться отличать оригинальные техники графики от печатных.

 

§          Различать основные средства выразительности цветной и черно-белой графики.

 

§          В течение урока попробовать разные виды штриховки,  заливки и т.д.

§          На уроке рисования закрепить изученный материал в рисунках карандашом и акварелью.

§          Выполнить задание: объединить в одном рисунке несколько графических техник.

4.

Жанры живописи в произведениях красноярских художников.

1

§          Закрепить понятие жанров.

 

§          Выявить особенности каждого жанра.

 

§          Объяснить необходимость жанровой дифференциации в искусстве.

 

§          Уметь перечислить жанры живописи.

 

§          Уметь объяснить,  в чем разница между ними.

 

§          Уметь устно описывать произведение и определять его жанр.

§          На уроке рисования выполнить рисунки разного жанра.

 

§          На уроках литературы дать задание в каком-нибудь литературном произведении найти описание исторического события, природы, портрета и т.д.

 

 

 


 

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница