Образовательная область «Искусство»
Изобразительное искусство
(13 часов)
Выделение регионального
компонента в предмете «Изобразительное искусство» необходимо для раскрытия
творческого потенциала ребенка на примере деятельности известных людей,
проживающих в Красноярском крае, и местных достопримечательностей, как природных,
так и рукотворных.
Материал регионального компонента на уроках
позволяет пробуждать чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к
родному краю.
Региональный компонент позволит значительно
повысить качество художественного образования и эстетического воспитания
учащихся. Он будет способствовать развитию более широкого и полного
представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере творчества
художников Красноярского края, умению понимать и ценить произведения искусства,
памятники истории и архитектуры, поможет глубже понять красоту и богатство
родной природы.
Задачи программы регионального компонента по изобразительному искусству
следующие:
·
развитие в детях
духовного начала, формирование образно-художественного мышления, эмоционального
осмысления явлений действительности и
предметной среды на местном материале;
·
необходимость
прививать детям понимание искусства как высокого творческого процесса на
примерах творчества местных художников, уважение самоценности личности
художника (как профессионального, так и юного, начинающего);
·
формирование
эмоционально-ценностного отношения к жизни, эстетических вкусов и потребностей
на примере творчества художников Красноярского края;
·
приобщение к истории
региональной культуры и современному художественному процессу;
·
развитие творческих
способностей и навыков, а также представлений о разнообразии возможностей
изобразительного языка на основе регионального компонента.
Программа регионального компонента
является составляющей частью общеобразовательной программы области «Искусство»,
поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета
«Изобразительное искусство» и не изменяет учебную нагрузку школьников.
По Базисному учебному плану на уроки
изобразительного искусства в начальной школе отводится 132 часа. Из них на
приобщение к региональному компоненту возможно выделение 10% времени
инвариантной части и часов из вариативной части Базисного учебного плана, что
составляет 13 часов.
Программа рассчитана на 4 года обучения
и предназначена для начальной школы любого типа.
Программа содержит примерный объем
информации, рассчитанный на заданное время (13 часов) и расширенный за счет
предложенных вариантов обучения. Программа разделена по классам, что позволяет
выстроить логику по направлениям в освоении регионального компонента.
Содержание программы учитывает преемственность в изобразительном творчестве
детей и межпредметные связи с другими общеобразовательными программами.
В основе
программы регионального
компонента по изобразительному искусству лежат два направления:
1) знакомство
с культурными ценностями края;
2) воспитание
позиции «художник».
Первое направление предусматривает первичное знакомство
с различными видами изобразительного
искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное
искусство), на примерах памятников и
произведений, созданных в Красноярском
крае, а также с творчеством художников-современников.
Это направление позволяет в доступной
форме приобщить детей к некоторым аспектам истории культуры и изобразительного
искусства Красноярского края: местные культурные достопримечательности,
традиционные ремесла данного региона (развивавшиеся в прошлом или сохранившиеся до нашего времени), произведения великого
В.И.Сурикова или других ушедших красноярских мастеров, история развития художественного
образования в Красноярске и крае, начиная с суриковской «рисовальной школы»
(1910) до Красноярского государственного художественного института и
единственного в стране регионального отделения Академии художеств России, история
создания музеев и выставочных залов в крае.
Второе направление предполагает постоянное творческое
общение детей с окружающей действительностью, помощь в развитии умения видеть
особенности форм и цветов в природе родного края и в жизни человека, нацеливание на внимательное и уважительное
отношение к предметам искусства. Все это будет способствовать формированию у
школьников собственных творческих проявлений и образного мышления, специфичных
для жителей различных регионов края, приобщению к основным понятиям
изобразительного искусства, стремлению узнать как можно больше о произведениях
и творчестве отдельных художников Красноярского края.
Программа предусматривает посещение (по
возможности) музеев и выставочных залов, расположенных в местности проживания.
Рекомендуется использовать вариант,
который предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании и не
выходя за сетку количества часов по общеобразовательной программе предмета.
Учитель на прохождение
регионального компонента не отводит дополнительную страницу в классном журнале,
а вписывает тему урока на страницу «изобразительное искусство» с пометкой «Р.
к.». Отметки не выставляются.
Примерное распределение учебных часов на
региональный компонент составляет 3-4 часа в год при следующем распределении по
четвертям: по одному часу в первой, второй, третьей четверти; в четвертом
классе в каждой четверти по одному часу.
Содержание
программы регионального компонента
по
изобразительному искусству
Первоначальные сведения о творчестве
В. Сурикова (3–4 картины, портреты). Искусство крупнейших художников,
ушедших из жизни, с которыми связана история нашего края – Д. Каратанов, А. Поздеев,
А. Знак, Ю. Деев, В. Капелько и другие. Выбор осуществляется,
исходя из разнообразия тематики, творческих манер, а также из возможностей
доступа к той или иной литературе.
Жанровые
проявления в творчестве красноярских художников:
1. Портрет в скульптуре, живописи и графике
(Ю. Злотя, С.Орлов, В. Кудринский и др.).
2. Пейзаж в живописи и графике
(Б. Ряузов, Ю.Худоногов, В. Сергин, В. Кудринский и др.).
3. Натюрморт в красноярском искусстве (Г. Горенский, Н. Хомайко, Т. Мирошкина,
В. Теплов и др.).
В поддержку начального художественного
обучения на уроках рисования желательно при знакомстве с произведениями
искусства в рамках регионального компонента рассматривать и средства
художественной выразительности: композиция, пространство, светотень, тон,
объем, силуэт, контраст и другие по необходимости. Важно помочь детям осознать и такие достаточно трудные понятия
как колорит, цветовая гамма, основные и дополнительные цвета (в том числе и
цветовой контраст), спектр тепло-холодности и т.д.
На уроках рисования необходимо закреплять
результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки рисования
с натуры и по памяти, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном
соприкосновении с материалом: бумагой, красками, карандашами, мягкими
материалами (например, углем, сангиной, соусом, пастелью). Все это поможет
выработать комплексный подход к осмыслению окружающего мира, через многообразие
его форм – природы, человека, животных, предметов нерукотворных и рукотворных.
Примерное
распределение часов регионального компонента предмета
«Изобразительное искусство»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Общее кол-во часов |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
Требования к уровню обученности
выпускников начальной школы
на основе материалов регионального компонента.
Называть:
-
имена известных художников Красноярска и их
авторские работы (не менее 2-3);
-
местные достопримечательности своего города,
поселка, села;
-
достопримечательности столицы края, города Красноярска;
-
некоторые виды местных ремесел.
Узнавать:
-
отдельные произведения художников Красноярского края
(не менее трех);
-
основные архитектурные памятники своего региона (не
менее двух).
Решать учебные
и практические задачи:
-
соотносить знакомое произведение со временем и историей
края;
-
уметь высказывать свое мнение о произведении
искусства;
-
различать виды и жанры изобразительного искусства на
примерах регионального компонента;
-
выражать в своем творчестве отношение к окружающей
действительности;
-
в первоначальных формах владеть основными понятиями изобразительного
искусства и формы применительно к региональному компоненту;
-
самостоятельно выполнять объемно-пространственные
работы на материалах регионального компонента.
Тематическое планирование по
изобразительному искусству в 1 классе( 3часа)
№ п/п |
Тема |
Кол. час |
Цели |
Что должны
знать и уметь дети |
Формы
проведения |
1. |
В.И.Суриков
– наш земляк. |
1 |
§
Пробудить в детях
гордость за своего прославленного земляка,
воспитывать патриотические чувства. §
Развивать
способность у учащихся воспринимать картины художников с позиции «художника-зрителя»
(«Взятие снежного городка»). §
Различать
настроение персонажей. Выявить образное видение детей в беседе о картинах
Сурикова. §
Показать детям,
какими средствами выразительности пользуется художник, учить сравнить
их. |
§
Называть запомнившиеся
факты биографии художника Сурикова. §
Называть 1-2
картины художника. §
Стараться
определять разницу в тематике и композиции картин. |
§
Экскурсия в
Дом-музей В.И. Сурикова (очная или заочная). §
Просмотр слайдов,
в/ф, репродукций картин. §
Выполнение
домашнего задания, например, «Я размышляю о Сурикове» (рисунок). |
Тематическое планирование по
изобразительному искусству 2 класс ( 3 часа)
№ п/п |
Тема |
Колчас |
Цели |
Что должны знать и уметь дети |
Формы проведения |
1. |
Прекрасное
рядом: мой город (село) |
1 |
§
Прививать интерес
к окружающей среде обитания, учить умению находить в привычном и обыденном
что-то необычное (в облике домов). §
Уделить внимание
особенностям декора как части архитектурного образа. Обратить внимание детей
на взаимодействие декора и архитектуры,
соединение декоративных элементов с постройкой во внешнем и внутреннем
облике (экстерьер и интерьер). |
§
Выстраивать
коммуникации для объяснения понимания слова архитектура. §
Находить разницу
создания образов каменных, кирпичных, деревянных домов. §
Перечислять декоративных
элементы построек. §
Понимать
предназначение любого строения и называть все части его конструкции. |
§
Задание: придумать
и нарисовать дом для своего города (села): собственный дом, дворец, школу,
театр и т.д. §
Участие в
конкурсе «Лучший дворец из песка». |
2. |
Образ человека в сюжетных картинах
красноярских художников. |
1 |
§
Дать представление
о разнообразии человеческих проявлений,
отраженных в картинах (не касаясь биографии художников). §
Объяснить разницу
в осмыслении образа человека разными художниками. §
Выявить
специфические для каждого художника средства выразительности (формат картины,
композиция, колорит). |
§
Давать собственную
оценку о различных качествах людей, построенную на зрительном восприятии
картин. §
Уметь рассказывать
о происходящих на картине событиях и о людях. §
Назвать
основные выразительные средства в работах художников. |
§
Нарисовать или
слепить из глины (пластилина) два контрастных образа – добрый и злой человек,
грустный и веселый и т.д. |
Тематическое планирование по
изобразительному искусству в 3 классе
(3часа)
№ п/п |
Тема |
Кол час |
Цели |
Что должны знать и уметь дети |
Формы проведения |
1. |
Дары природы в произведениях красноярских художников. |
1 |
§
Дать представление
о натюрморте как жанре, показать тематическое разнообразие натюрморта. §
Рассказать о
символике предметов, об их взаимоотношении
в картине. §
Выявить красоту
родной природы, ее изобильность через натюрморты в картинах красноярских
художников. §
Показать разницу
природных форм, художественных средств: разные техники исполнения, разное отношение к форме. |
§
Уметь объяснять,
что такое натюрморт. §
Уметь назвать
предметы, «участвующие» в натюрморте
(рукотворные и нерукотворные, природные). |
§
Составлять
композиции из предложенных предметов. §
Сочинить сказку о
жизни предметов, оформить ее в образах. |
2. |
Енисей в
произведениях красноярских художников. |
1 |
§
Прививать детям
любовь к родному краю через образ нашей большой реки. §
Показать
многообразие аспектов в изображении одной и той же реки: в сюжетной картине,
в пейзаже. §
Помочь детям
увидеть в каждой картине индивидуальные особенности композиции, колорита. |
§
Уметь подметить
сходство той или иной картины с ландшафтом тех мест, где проживает ребенок. §
Найти все составляющие
пейзажа, попытаться объяснить, какую роль они играют в картине, каково в ней
место Енисея. §
Закрепить понятия
«пейзаж» и «сюжетная картина». |
§
Попытаться
понаблюдать и подметить в природе
масштабные соотношения: земля и небо, горы, река, деревья, дома §
Выполнить рисунок
на тему «Мой Енисей». §
Выставка детских работ
в школе по данной тематике. §
Рекомендовать дополнить
данную тему сочинением на уроке литературы (найти стихи о Енисее). |
3. |
История в архитектуре. |
1 |
§
Рассказать о
храмах, старых или вновь построенных (не только православных), об истории церквей, связанной с историей данной местности. §
Воспитывать в
детях веротерпимость по отношению к любому вероисповеданию и к религии как к
культуре. §
Показать, как храм
всегда естественно соединяется с ландшафтом. §
Объяснить символичность
внутреннего пространства храма и соответствующие внешние формы. |
§
Уметь объяснить
предназначение храма для людей. §
Уметь объяснить
значение основных составляющих храма: алтарь, хоры, купол и т.д. §
Иметь
представление об иконе. |
§
Задание:
обратиться к иллюстрированной детской христианской энциклопедии. §
Рисование на темы
о храмах, отражение в работах архитектурные культовые памятники (например,
Часовня в г. Красноярске). |
Тематическое планирование по
изобразительному искусству в 4 классе
(4часа)
№ п/п |
Тема |
Колчас |
Цели |
Что должны знать и уметь дети |
Форма проведения |
1. |
Образ
человека в портретных произведениях
красноярских художников |
1 |
§
Портрет как жанр,
автопортрет, мужской и женский портрет. §
Соответствующие
композиции при изображении портрета (парадный, камерный, в рост, поколенный,
поясной, подгрудный). |
§
Уметь
объяснить, что такое портрет. §
Научиться
различать композиционные особенности портретов на конкретных примерах. |
§
Задание:
нарисовать портрет мамы (папы). §
На уроке рисования
продолжить тему портрета – уже с натуры. §
На уроке
литературы составить словесный портрет литературного персонажа одного из
произведений красноярских поэтов и художников. |
2. |
Женская
тема в творчестве В.И.Сурикова. |
1 |
§
Закрепить понятия
«сюжетная картина» и «портрет». §
Выявить различный
подход Сурикова к мужским и женским персонажам. §
Выявление сходства
и различия женских образов в картинах и портретах Сурикова. Роль красоты,
роль костюма. |
§
Уметь определять
различие между портретом и сюжетной картиной. §
Уметь рассказывать
о картинах художника. §
Уметь находить
различие в творческом осмыслении Суриковым женских портретных образов
(детский, молодой женщины, матери). |
§
На уроке рисования
после показа репродукций выполнить задание: нарисовать суриковскую красавицу
в платке и старинном костюме (по представлению). §
На уроке
литературного чтения обсудить тему о боярыне Феодосии Морозовой на примере
картины Сурикова. |
3. |
Графика
в творчестве красноярских художников |
1 |
§
Дать
подробное представление о графике как
виде искусства. §
Рассказать о
различных графических техниках (оригинальных и печатных). §
Объяснить разное
назначение произведений графики (станковое,
прикладное). |
§
Уметь
объяснить, что такое графика, чем она отличается от живописи, в чем похожа на нее (акварель). §
Научиться отличать
оригинальные техники графики от печатных. §
Различать основные
средства выразительности цветной и черно-белой графики. |
§
В течение урока
попробовать разные виды штриховки,
заливки и т.д. §
На уроке рисования
закрепить изученный материал в рисунках карандашом и акварелью. §
Выполнить задание:
объединить в одном рисунке несколько графических техник. |
4. |
Жанры
живописи в произведениях
красноярских художников. |
1 |
§
Закрепить понятие
жанров. §
Выявить
особенности каждого жанра. §
Объяснить необходимость
жанровой дифференциации в искусстве. |
§
Уметь перечислить
жанры живописи. §
Уметь
объяснить, в чем разница между ними. §
Уметь устно
описывать произведение и определять его жанр. |
§
На уроке рисования
выполнить рисунки разного жанра. §
На уроках
литературы дать задание в каком-нибудь литературном произведении найти
описание исторического события, природы, портрета и т.д. |