образовательная область «Физическая культура»
(27
ч.)
Введение регионального компонента в предмет
«Физическая культура» предполагает формирование физической культуры личности
школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с
общеразвивающей направленностью.
Задачи программы регионального компонента по физической
культуре следующие:
·
формирование мотивов и
потребностей в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленностью;
·
совершенствование
навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в
игровой деятельности;
·
творческое
использование средств физической
культуры в организации здорового образа жизни каждого младшего школьника.
Содержание регионального
компонента позволит расширить знания учащихся об истории развития подвижных игр
малых народностей края, об исконных традициях разных видов спорта, о знаменитых
спортсменах Красноярского края.
Программа рассчитана на 4 года изучения и
предназначена для начальной школы любого типа.
Программа содержит примерный объем знаний и
разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в изучении
регионального компонента.
В основе программы регионального компонента по Физической культуре лежат следующие направления:
1)
социокультурные основы
жизни народностей Красноярского края;
2)
воспитание позиции «Я —
спортсмен».
Первое направление позволяет рассматривать культуру здорового образа жизни
народностей, живущих в Красноярском крае, и историю ее возникновения: ритуальные
игры, танцы, обряды.
Организация физического
воспитания учащихся (спортивные секции, кружки, клубы и др.).
Спортивная
жизнь Красноярского края (история проведения крупных спортивных мероприятий в
Красноярском крае). Достижения красноярских спортсменов.
Программа
предполагает разучивание подвижных народных игр с основами спортивных игр.
Введение подвижных игр в региональный компонент с учетом возрастных особенностей
учащихся и физической подготовки («Лапта», «Выжигалы», «12 палочек», «Муха»,
«Волк во рву» и др.).
В
связи с климатическими условиями Красноярского края рекомендуем отводить большее
количество часов на лыжную подготовку.
Второе
направление — воспитание позиции «Я — спортсмен» —
произойдет посредством знакомства с достижениями спортсменов Красноярского
края, систематического участия в спортивных соревнованиях, эстафетах, а также
посещения спортивных секций, ДЮСШ.
Примерное
распределение учебных часов на региональный компонент составляет 6–7 часов в
год. Распределение тем регионального компонента по четвертям возложено на учителя.
Содержание
программы регионального компонента
по
физической культуре
Знаменитые спортсмены Красноярского края.
Зимние виды спорта, преобладающие в
Красноярском крае (санный, горнолыжный, прыжки с трамплина, биатлон, фигурное
катание, лыжные гонки, хоккей с мячом).
Летние виды спорта, которыми занимаются
жители Красноярского края (плаванье, футбол, волейбол, легкая атлетика, регби).
Знакомство с детскими спортивными клубами,
секциями, школами.
Знакомство с командами Красноярского края
(«Красный Яр» — регби, «Енисей» — хоккей
с мячом, «Металлург» — футбол, «Шелен» — волейбол и др.).
Заочные и очные экскурсии (на усмотрение
учителя): спортивный комплекс на острове Отдыха, Дворец спорта им. И. Ярыгина,
санная трасса, пешеходные экскурсии на
«Столбы», канатно-кресельную дорогу.
Посещение (по возможности) спортивных
соревнований, проводимых в родном крае.
Примерное распределение часов регионального компонента
предмета
«Физическая культура»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Общее кол-во |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
27 |
Основные
требования к знаниям и умениям
выпускников
начальной школы
Называть:
-
подвижные
игры малых народностей Красноярского края;
-
правила
поведения и технику безопасности во время занятий физическими упражнениями;
-
имена
знаменитых спортсменов Красноярского края;
-
одежду
и спортивное оборудование (инвентарь).
Решать
учебные и практические задачи:
-
вести индивидуальный
дневник спортивных достижений со 2-го класса «Я - спортсмен»;
-
уметь давать инструкции
к проведению знакомых подвижных игр;
-
уметь классифицировать
одежду и спортивное оборудование по виду спорта;
-
участвовать в
подвижных, спортивных играх с элементами народных традиций;
-
участвовать в
соревнованиях своей возрастной группы.
Тематическое планирование по физической
культуре 1 класс (6 часов)
№ п/п |
Тема |
Кол. час |
Цели, задачи |
Практические умения |
Формы проведения |
1. |
Спортивная
жизнь в Красноярском крае. |
2 |
§
Познакомить с
достижениями спортсменов, прославившими наш край (И. Ярыгин, Д.Г. Миндиашвили
и др.). |
§
Называть имена известных
спортсменов Красноярского края. |
§
Участие в просмотре
видеофильмов, рассказывающих о
спортивной жизни Красноярского края. §
Подобрать вырезки из
газет, журналов и различную информацию о И. Ярыгине, Д.Г. Миндиашвили и др. Участие в выставке
фотографий, посвященных спортсменам края. |
2. |
Подвижные
игры малых народностей Красноярского края. |
4 |
§
Организовывать игру
на естественной снежной площадке, развивать физические качества: ловкость,
быстроту, выносливость. §
Организовать
эстафеты с использованием инвентаря для игры в хоккей. §
Познакомить
учащихся с играми народов Севера «Оленята», «Чум». §
Усложнять
правила ведения игры. §
Познакомить с зимними
видами спорта, распространенными в своем регионе (хоккей с шайбой, хоккей с
мячом и др.) |
§
Различать правила игры
в хоккей с мячом и с шайбой. §
Уметь правильно подобрать
инвентарь (клюшку, коньки, шайбу или мяч). §
Понимать и выполнять
правила игры. §
На этапе разучивания
игры выполнять ее элементы в медленном темпе. Называть зимние виды
спорта, распространенные в своем регионе (хоккей с шайбой, хоккей с мячом и
др.) |
§
Участие в классных и
школьных спортивных турнирах по игре в хоккей. §
Участие в эстафетах с
использованием инвентаря для игры в хоккей. §
Использовать игры народов
Севера во дворе, на перемене. §
Участие в спортивном
празднике «Осада снежного городка». §
Знакомство с известными командами края. |
|
|
1 |
Тематическое планирование по физической
культуре 2 класс (7 часов)
№ п/п |
Тема |
Колчас |
Цели, задачи |
Практические умения |
Фомы проведения |
1. |
Спортивная жизнь в Красноярском крае |
3 |
§
Продолжить знакомство
учащихся с достижениями спортсменов, прославившими наш край (В.И. Шакалин, С.
Ломанов и др.). §
Организовать
коллективную работу учащихся по проведению «Спортивной пятиминутки». |
§
Уметь соотносить виды
спорта с именами известных спортсменов Красноярского края. §
Рассказать о спортивных
достижениях известных учащимся спортсменах. §
Уметь подбирать материал
по заданной теме. |
§
Посещение соревнований. §
Участвовать в
коллективной работе группы по проведению «Спортивной пятиминутки». §
Проведение спортивных
внеклассных мероприятий. §
Знакомство со спортсменами
края, принимавшими участие в зимней Олимпиаде, а так же со спортивными командами края. §
Участие в конкурсе рисунков «Галерея спорта» |
Тематическое планирование по физической
культуре 3 класс (7 часов)
№ п/п |
Тема |
Кол. час. |
Цели, задачи |
Практические умения |
Позиция «Я —
спортсмен» |
1. |
Спортивная жизнь Красноярского
края |
4 |
§
Познакомить с зимними
видами спорта: прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный и
конькобежный спорт. §
Познакомить с летними
видами спорта: плаваньем, футболом, волейболом, регби, легкой атлетикой. |
§
Называть зимние виды
спорта. §
Называть летние виды спорта. |
§
Катание на коньках,
санках и лыжах. §
Классификация вида спорта и одежды. §
Лыжные прогулки. §
Знакомство с
командами Красноярского края по зимним видам спорта («Енисей»). §
Посещение соревнований. §
Знакомство с
командами Красноярского края по летним видам спорта («Красный Яр»). §
Посещение соревнований. §
Участие в школьных,
городских (районных) спартакиадах по летним видам спорта. |
2. |
Подвижные игры
малых народностей Красноярского края. |
3 |
§
Продолжить
разучивание народных подвижных игр («Хейро, Белый шаман и др.»), инициировать
самостоятельный поиск учащимися игр,
игровых упражнений. |
§
Привлекать к играм других
ребят. §
Использовать приобретенные
на уроках физкультуры знания и умения в подвижных играх. |
§
Динамический час. §
Использовать
подвижные игры, эстафеты во дворе и на перемене. |
Тематическое планирование по физической
культуре (4 класс, 7 часов)
№ п/п, |
Тема |
Кол.час. |
Цели, задачи |
Практические умения |
Позиция «Я—
спортсмен» |
1. |
Спортивная
жизнь Красноярского края. Турниры. |
3 |
§
Продолжить знакомство
со спортсменами Красноярского края, принимавшими участие в соревнованиях по
зимним видам спорта. §
Познакомить с историей
проведения крупных соревнований в Красноярском крае. §
Познакомить со спортивными
сооружениями в своей местности. |
§
Знать имена известных
спортсменов Красноярского края, названия команд . §
Называть крупные
спортивные соревнования, проходившие в Красноярском крае. §
Умение правильно называть
спортивные сооружения своей местности. |
§
Посещение соревнований
или организация своих соревнований (хоккей, лыжи, коньки). §
Знакомство с
командами Красноярского края («Енисей» - хоккей с мячом и др.). §
Просмотр слайдов,
в/ф. §
Викторины. §
Посещение спортивных
сооружений в своей местности (стадионов, спортзалов). §
Участие в спортивных
соревнованиях. |