НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Начальная школа

ПРОЕКТ

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

государственного образовательного стандарта

общего образования Красноярского края

 

Разработчики: Лохман Л.Н., Пасечная Н.А., Цых Г.А., Смоленкова Е.Ю., Глушкова С.Н.

 

Учебная программа регионального компонента начального образования включает примерные программы образовательных областей «Филология», «Окружающий мир», «Технология», «Искусство», «Физическая культура». Каждая программа содержит пояснительную записку, раскрывает содержание и примерное планирование, основные требования к знаниям и умениям  выпускников начальной школы по всем предметам.  

Программа регионального компонента предназначена для руководителей и учителей начальных классов любых типов общеобразовательных школ.

 


Пояснительная записка

Программа составлена на основе стандарта образования «Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 мая 1998г. №1235». Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона «Об образовании». Он развивает и конкретизирует положение Закона «О федеральных компонентах стандарта», определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и является основой для создания других нормативных документов.

Начальное образование – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего образования. Разделение компетенций в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов.

В настоящее время все школы Красноярского края перешли на четырехлетнее начальное образование по различным УМК («Система Б. Эльконина-В.В. Давыдова», «Система Л.В. Занкова», «Школа 2000…»-«Школа 2100», «Гармония», «Школа XXI века», «Школа России»). Предлагаемая программа характеризует уровень обученности сегодняшнего выпускника начальной школы  независимо от выбранной системы обучения.

Введение регионального компонента в общеобразовательную программу по начальному образованию является обязательным.

Целью введения регионального компонента в программу начального образования является формирование когнетивных, ценностных и деятельностных единств для выращивания гражданских и  творческих позиций младшего школьника. 

Задачи изучения регионального компонента способствуют:

1. Формированию коммуникативных компетентностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе знакомства:

·        с людьми, прославившими Красноярский край;  

·        с литературой и искусством;

·        с природой окружающей местности;

·        с историей и достопримечательностями Красноярского края.

2. Формированию креативных способностей учащихся, развивая

·        гражданскую позицию по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;

·        позицию «Я и мой край» через привитие любви и воспитания бережного отношения к родному краю.

Программа регионального компонента реализуется в трех вариантах (выбору учителя).

Первый вариант предусматривает проведение урока отдельным часом в расписании и не выходит за сетку количества часов по общеобразовательной программе каждого предмета.

Если учитель проводит отдельный час в расписании, то на прохождение материала по региональному компоненту отводится дополнительная страница в классном журнале. Отметки не выставляются.

Второй вариант не предусматривает проведение отдельного часа в расписании. Материалы регионального компонента включаются в урок с учетом разделов учебных программ.

Если учитель включает в урок материалы по региональному компоненту, то в классном журнале к основной теме делается пометка «Р. к.»

Третий вариант (смешанный тип) предусматривает ведение  некоторых предметов отдельным часом и включение материала по региональному компоненту во все остальные учебные предметы (кроме математики).

В данном случае на отдельный час любого из предметов общеобразовательной программы отводится отдельная страница в классном журнале, но отметки не выставляются. Во всех остальных учебных предметах при включении материала регионального компонента в урок в классом журнале к основной теме делается пометка «Р. к.».

В пояснительной записке к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ рекомендовано в начальной школе использовать на региональный компонент 10% времени по всем предметам, кроме математики.

Изучение образовательных областей осуществляется через учебные предметы:

·         Русский язык

·         Литературное чтение

·         Окружающий мир

·         Изобразительное искусство

·         Музыка

·         Труд

·         Физическая культура

Ожидаемый результат заключается в том, что у учащихся младшего школьного возраста по окончанию начальной школы будут сформированы следующие компетентности:

-          Четкая гражданская позиция и умение проявлять ее в своих поступках;

-          Способность быть полезным в обществе;

-          Выстраивание коммуникаций;

-          Умение проявлять себя в позиции поэта, музыканта, художника, спортсмена, исследователя и т.д.;

 

 

 

Содержание регионального компонента в начальной школе

Образова­тельные

области

Учебные предметы

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Общее количество

Филология

Русский язык

 

14

16

17

21

68

Литературное чтение

6

16

16

16

54

Окружающий мир

Окружающий мир (человек, природа, общество)

5

5

5

5

20

Искусство

Музыка

 

3

3

3

4

13

Изобразитель­ное искусство

3

3

3

4

13

Технологии

Труд

 

6

6

6

9

27

Физическая культура

Физическая культура

6

7

7

7

27

Примечание:

Интегриро­ванные курсы

Музыка и изобразитель­ное искусство

6

6

6

8

26

Труд и изобразитель­ное искусство

9

9

9

12

39

Примечание:

1.   В связи с отсутствием учебников для начальных школ по введению регионального компонента, кроме предмета «Литературное чтение» (В.К. Размахнина, А.И. Алехин Слово родного края: Книга для чтения в младших классах. — Красноярск: Кн. изд-во, 1997. – 200 с.), необходим подбор и разработка содержания учебного материала.

2.   Данная программа не имеет аналогов, поэтому нуждается в апробации и в научно-методическом сопровождении.

 

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Следующая страница

Используются технологии uCoz