О
РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА государственного образовательного стандарта
общего образования Красноярского края
В 2002-2003 учебном году начат процесс создания регионального
компонента стандарта общего образования,
осуществляющийся за счет 2-х
составляющих:
1.
Регионализации содержания общего образования населения
Красноярского края, направленной как на удержание единого образовательного
пространства, так и на введение региональности в содержание обучения для сохранения и развития
уникальных (специфических) культурно-исторических и экономических достижений
края.
2.
Регионализации образования как процесса непрерывного
обновления содержания, способов и организационных форм, обеспечивающих
образование населения, направленной на построение образовательного пространства
и организацию процессов понимания, обучения,
воспитания на основе инновационных достижений края (новые
образовательные практики, образовательные технологии, интерактивные способы
работы и т.д.).
Регионализация
образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути
становления регионального образовательного пространства на основе взаимодействия
национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования с
целью:
1)
развития и удовлетворения образовательных потребностей
жителей региона;
2)
становления
социальных, коммуникативных, интеллектуальных компетентностей жителей
края как ресурса развития территории;
3)
сохранения и
развития социально-экономических и культурных достижений Красноярского края;
4)
становления практики регионального строительства,
обеспечивающей улучшение качества жизни населения.
Таким
образом, региональный компонент является
механизмом включения подрастающего поколения в практику регионального
строительства и представляет собой практику непрерывного обновления содержания
образования, как иного типа образования в крае.
Принципы
отбора содержания регионального компонента:
Þ
принцип дополнительности (сопряженности) федерального, регионального и школьного
компонентов образования, и вариативности, когда региональный и школьный
компоненты выстраиваются с учетом происходящего в местном сообществе;
Þ
принцип разнообразия
(удержания общего и особенного),
баланса консервативности и инновации в
содержании образования;
Þ
принцип культуросообразности и поликультурности;
Þ
опора на два типа опыта (по М.Бахтину): конкретного
(здесь и теперь) и универсального (исторического).
Содержание
регионального компонента может
обеспечиваться за счет двух основных
линий: с одной стороны, за счет сопряжения
федерального компонента с региональным в части
выделения и описания исторического, культурно- национального,
географического, природно-экологического своеобразия Красноярского края и органичного
его встраивания в содержание учебных предметов, с другой – введения дополнительных
курсов (курса), обеспечивающих освоение региональных достижений в разных сферах
региональной социально-экономической,
культурной и духовной жизни, (т.е.
изучение вклада красноярского региона в российскую культуру).
Разработка содержания первой
линии осуществлялась группой разработчиков в 2002-2003 учебном году, на основе
определения базового понятия «регион». Исходя из которого, были определены
смысловые поля, связанных с ним учебных дисциплин. Разработан пакет программ,
позволяющих включить региональный материал в предметные области и
учебно-методический комплекс, содержащий методические рекомендации по
организации и проведению уроков с использованием технологий и способов работы.
На сайте Красноярского ИПК РО «ENISEY
– NRK» представлены
материалы проекта национально-регионального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования Красноярского края, содержащие
пояснительную записку (включающую цели, функции, структуру, содержание
стандарта), объем учебной нагрузки, тематическое планирование, требования к
уровню подготовки учащихся.