НРК В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом и служит основой для финансирования образовательного учреждения. На основе федерального базисного учебного плана органами управления образованием разрабатывается региональный базисный учебный план. Он определяет нормативную нагрузку на уровне региона и является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

В структуре учебного плана выделяются:

а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.

Эти две части в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов.

 

  • Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия.

 

  • Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.). Вместе с тем ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом (история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка).

  

  • Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом и двумя другими компонентами: региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.

В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение образовательных областей и учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов.

 

 

 

Используются технологии uCoz
В 1992 г

В 1992 г. был принят Закон РФ “Об образовании”. В ст. 7 Закона дополнительно введено понятие “государственный образовательный стандарт”, включающий федеральный  и национально-региональный компоненты.

Установление национально-региональных компонентов является компетенцией субъекта РФ (ст. 28).

Национально-региональный компонент «учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации и позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры. ...Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ...».

Региональный компонент направлен на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной социализации по месту рождения и проживания.

Региональный компонент в границах эксперимента реализуется в виде местного материала в рамках федерального компонента. Образовательная деятельность строиться за счет введения дополнительных тем регионального содержания и переструктурирования учебных планов. Практическая реализация положений Закона строиться на основе комментарий Закона "О государственном стандарте общего образования". Статья 8. Закона определяет нормативы и максимальный объем нагрузки учащихся:

 

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

…………….

……………..

      Статья 8. Нормативы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

     1. Максимальный объем ежедневной и еженедельной учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
     2. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся включает время, необходимое для освоения федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования и составляет не менее 10500 часов при 5-дневной неделе, - не менее 11500 часов при 6-дневной неделе.
     3. На освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее 75% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
     4. На освоение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10 % от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
     5. На освоение компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10 % от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
     6. Аккредитованное образовательное учреждение может работать в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Порядок установления режима работы аккредитованного образовательного учреждения определяется его уставом, при этом обязательно согласование режима работы с органом самоуправления данного учреждения, при его наличии.
     7. Объем учебной нагрузки, включая организацию индивидуальной, групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активнодвигательной деятельности обучающихся с учетом деления на подгруппы может превышать объемы, указанные в пункте 2 настоящей статьи и составлять при пятидневной неделе - до 12900 часов, при шестидневной неделе - до 13 900 часов.

Примечание:

 

Инвариантная часть НРК, как обязательная, в целях исполнения требований Закона РФ «Об образовании» реализуется за счет учебного времени в своей предметной области. Согласно положению Закона, в Базисном плане необходимо предусмотреть в планах на учебнй год  выделение до 10 % уч. времени на темы регионального компонента. Например: в уч. плане на год отводится 68 час. (по 2 урока в неделю) в 5-8 кл. Значит на НРК необходимо выделить до 6 – 7 час.

Желательно, чтобы реализация программы НРК проходила в деятельностном режиме исследований, проектов, рефератов, творческих работ, создания экспозиций музея и пр.

В течение 2003-2005 гг. по линии ИПК РО и ГУНО запланировано проведение эксперимента по реализации инвариантной части Программы. Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняют и детализируют его содержание с учетом специфики региона. Содержание общего образования на территории края дополнительно обеспечивает систему знаний по географии, истории, экономике и культуре Красноярского края и сибирского региона в целом, изучение экологических проблем.



Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz
Назад