НРК В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Базисный учебный план общеобразовательной школы является
основным государственным нормативным документом и служит основой для
финансирования образовательного учреждения. На основе федерального базисного
учебного плана органами управления образованием разрабатывается региональный
базисный учебный план. Он определяет нормативную нагрузку на уровне региона и
является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.
В структуре
учебного плана выделяются:
а) инвариантная
часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально
значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих
общественным идеалам;
б) вариативная
часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая
их личностные особенности, интересы и склонности.
Эти две части в
учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения представлены:
обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего
образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными
занятиями.
Разделение
компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством
выделения федерального, национально-регионального и школьного
компонентов.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между
федеральным компонентом и двумя другими компонентами: региональным
(национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного
учреждения:
федеральный компонент – не менее 75 процентов от
общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных
программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент – не
менее 10 процентов;
компонент образовательного учреждения – не менее 10
процентов.
В
федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено
количество учебных часов на изучение образовательных областей и учебных
предметов федерального компонента государственного стандарта общего
образования.
Соотношение распределения регионального
(национально-регионального) компонента и компонента образовательного
учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается
субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного
учреждения отводится не менее 10 процентов.
В 1992 г. был принят Закон
РФ “Об образовании”. В ст. 7 Закона дополнительно введено понятие
“государственный образовательный стандарт”, включающий федеральный и национально-региональный компоненты.
Установление
национально-региональных компонентов является компетенцией субъекта РФ (ст.
28).
Национально-региональный
компонент «учитывает интересы национальных культур и региональных культурных
традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации и
позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры.
...Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как
правило, через содержание образования на уровне учебных программ...».
Региональный компонент
направлен на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми
для успешной социализации по месту рождения и проживания.
Региональный компонент в границах эксперимента реализуется в виде местного материала в рамках федерального компонента. Образовательная деятельность строиться за счет введения дополнительных тем регионального содержания и переструктурирования учебных планов. Практическая реализация положений Закона строиться на основе комментарий Закона "О государственном стандарте общего образования". Статья 8. Закона определяет нормативы и максимальный объем нагрузки учащихся:
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
…………….
……………..
Статья 8. Нормативы и
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
1. Максимальный объем ежедневной и
еженедельной учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся включает
время, необходимое для освоения федерального, регионального (национально-регионального)
компонентов и компонента образовательного учреждения государственного
стандарта общего образования и составляет не менее 10500 часов при 5-дневной
неделе, - не менее 11500 часов при 6-дневной неделе.
3. На освоение федерального компонента
государственного стандарта общего образования выделяется не менее 75% от общего
количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного
стандарта общего образования при очной форме обучения.
4. На освоение регионального (национально-регионального)
компонента государственного стандарта общего образования выделяется не
менее 10 % от общего количества учебного времени, отводимого на
реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме
обучения.
5. На освоение компонента образовательного
учреждения государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10
% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию
государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
6. Аккредитованное образовательное учреждение
может работать в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Порядок
установления режима работы аккредитованного образовательного учреждения
определяется его уставом, при этом обязательно согласование режима работы с
органом самоуправления данного учреждения, при его наличии.
7. Объем учебной нагрузки, включая
организацию индивидуальной, групповой поисково-исследовательской работы,
проектной и активнодвигательной деятельности обучающихся с учетом
деления на подгруппы может превышать объемы, указанные в пункте 2 настоящей
статьи и составлять при пятидневной неделе - до 12900 часов, при шестидневной
неделе - до 13 900 часов.
Примечание:
Инвариантная часть НРК, как
обязательная, в целях исполнения требований Закона РФ «Об образовании»
реализуется за счет учебного времени в своей предметной области. Согласно
положению Закона, в Базисном плане необходимо предусмотреть в планах на учебнй
год выделение до 10 % уч. времени на
темы регионального компонента. Например: в уч. плане на год отводится 68 час.
(по 2 урока в неделю) в 5-8 кл. Значит на НРК необходимо выделить до 6 – 7 час.
Желательно, чтобы
реализация программы НРК проходила в деятельностном режиме исследований,
проектов, рефератов, творческих работ, создания экспозиций музея и пр.
В течение 2003-2005 гг. по линии ИПК РО и ГУНО запланировано
проведение эксперимента по реализации инвариантной части Программы.
Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта
общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта, дополняют и детализируют его
содержание с учетом специфики региона. Содержание общего образования на
территории края дополнительно обеспечивает систему знаний по географии,
истории, экономике и культуре Красноярского края и сибирского региона в целом,
изучение экологических проблем.