компонента по химии для основной школы
Изучение
содержания национально-регионального компонента по химии в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
-
более
прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах «Методы познания
веществ и химических явлений», «Химические знания в жизни» и элементов
содержания практической направленности
других разделов на доступном практическом краевом и местном материале
(использование потенциала местных химических лабораторий и химических производств);
-
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
активного участия в обсуждении вопросов развития химического знания и применения его в жизни
края;
-
воспитание
потребности в экологически грамотном химическом использовании ресурсов края с
ориентацией на сохранение его природных систем;
-
приобретение
учащимися компетенции, необходимой для предупреждения неблагоприятных явлений в
природной среде края, наносящих вред здоровью людей и условиям жизни будущих
поколений.
Реализация
указанных целей достигается через освоение содержания образования в рамках
следующих разделов федерального компонента стандарта.
Методы познания
веществ и химических реакций.
Определение с помощью характерных реакций
наличия отдельных веществ и ионов в воздухе, в водных растворах, почве в вашей
местности. Соотнесение полученных результатов с данными по краю и предельно
допустимыми концентрациями этих компонентов для данных сред по отношению к
человеку и другим организмам.
Химическая
наука в крае и ее достижения.
Основные понятия
химии.
Водные системы края как химические
системы, специфика их естественного состава, степень антропогенного изменения
концентраций различных веществ, влияние на здоровье жителей края и в целом на
природные системы.
Выполнение
расчетных задач на массовую долю веществ в растворах с привлечением актуальной
информации краевого и местного уровня в их содержание и сопряжение данного
понятия с понятием предельно допустимых концентраций.
Неорганические
вещества.
Воздух. Естественный состав. Роль природных
систем края в поддержании естественного баланса. Изменение состава воздуха
хозяйственной деятельностью людей в крае. Общая картина воздушного загрязнения
по краю и вклад в изменение атмосферы в целом. Влияние воздушного загрязнения
на здоровье людей в крае и состояние природных систем.
Краткий обзор ведущих
химических предприятий, размещенных на территории Красноярского края. Обсуждение химизма производственных процессов в крае с
позиций стратегии устойчивого развития общества.
Требования к
уровню подготовки выпускников основной школы
Красноярского
края при изучении минимума содержания национально-регионального компонента по
химии
В
результате изучения национально-регионального компонента образовательного
стандарта по химии выпускник основной школы в Красноярском крае должен
знать:
химию природных
систем своей местности как основу успешной
жизнедеятельности;
уметь:
-
анализировать
информацию о хозяйственной деятельности людей в крае с точки зрения степени химического
загрязнения окружающей среды и влияния ее на состояние местных экосистем и
биосферу в целом, а также здоровье человека;
-
прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и
находить возможные пути их устранения;
-
применять элементарные методы исследования состояния окружающей
среды своей местности.
Примерное
распределение содержания регионального компонента
при работе
по программе Габриеляна О.С.
8 класс
Введение.
Урок
№2 Превращение веществ. Роль
химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основоположники
отечественной химии.
Достижения химической науки
Красноярского края.
Тема 1.
Урок
№2 Изменение числа протонов в
ядре – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре
– образование изотопов.
Использование
радиоактивных изотопов на предприятиях ядерной энергетики края (г.
Железногорск).
Естественный
состав воздуха. Загрязнение воздуха на планете. Изменение состава воздуха
хозяйственной деятельностью людей в крае. Влияние воздушного загрязнения на
здоровье людей в крае и состояние природных систем.
Урок №11-12 Расчеты, связанные с понятием «доля».
Решение
задач с региональным содержанием.
Тема 4.
Урок №1 Физические явления.
Способы очистки питьевой воды в своей местности.
Тема 5.
Урок №3 Анализ почвы и воды.
Особенности химического состава почвы и воды своего региона.
Тема 6.
Урок №1 Растворение как физико-химический процесс.
Минеральные воды Красноярского края. Курорты края.
9 класс
Тема 2.
Урок №4 Сплавы.
Производство стали в г. Красноярске
(Сибсталь)
Урок №5 Металлы в природе. Общие способы их получения
Краткий
обзор промышленного производства цветных металлов в Красноярском крае
(Красцветмет, Норильский никель). Экологические проблемы, связанные с
производством металлов.
Урок №10 Алюминий, его физические и химические свойства.
Получение алюминия. Ачинский глиноземный комбинат и КрАЗ.
Тема 3
Урок
№5 Оксиды
серы (IV, VI)
Кислотные дожди на территории края и их последствия.
Урок №11 Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.
Содержание нитратов в продуктах питания.
Урок №16 Карбонаты.
Жесткость воды. Решение задач с региональным содержанием.
Урок №18 Силикатная промышленность.
Производство стекла и кирпича в крае.