Дополнительные материалы к избранным урокам по биологии

 

Приложение к Проекту национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края

 

Тема «Устройство аквариума. Содержание рыб Красноярских водоемов» (5-ый класс, 1 час). Материалы могут быть также использованы в 9-ом и 11-ом классах при преподавании экологии.

 

На основе преподавания этой темы могут быть привиты практические навыки гуманного обращения с живыми существами, а также объяснены некоторые вопросы общей экологии и зоологии.

 

Среди наиболее обычных обитателей наших водоемов в аквариуме можно содержать пескаря и карася – это рыбы, которые в природе живут в теплых водах. Можно, но сложнее ухаживать за хищниками - окунем и щукой. Наиболее сложно обращаться с обитателями холодной енисейской воды, богатой кислородом  (прежде всего, хариусом и сигом), поскольку в школьных уголках трудно поддержать условия, необходимые для жизни этих рыб.

 

Рыб легче отлавливать в возрасте мальков размером 2-3 см, когда они собираются на мелких, хорошо прогреваемых участках. Пойманных мальков помещают в аквариум, где нет других рыб. Это условие крайне важно, поскольку в природных водоемах обитает множество организмов, способных вызывать заболевания рыб. поэтому аквариумные рыбы, не адаптированные к природной обстановке, могут легко погибнуть от паразитов и болезней.

 

После ознакомления школьников с дикими рыбами, поселившимися в школьном аквариуме, с их поведением и питанием переходят к объяснению основных принципов аквариумного рыбоводства. Начните с того, что аквариум должен быть достаточно большим. В банках мальки никогда не вырастут такими же крупными, как в аквариуме объемом хотя бы 30-40 л. Еженедельно следует сменять 20-30% (у мальков до 50%) воды: рыбы становятся более здоровыми и обретают хороший аппетит. Воду всегда сливайте со дна, одновременно убирая осевшие остатки пищи и экскременты. Помните, что если вы просто добавляете воду в аквариум, после того как она оттуда испарилась, то повышается жесткость – концентрация в воде различных ионов (в основном кальция и магния).

 

Аэрация и фильтрация обязательны, и чем сильнее ток воздуха – тем лучше. Простейший фильтр представляет собой кусок поролона или абразивную салфетку, обернутую вокруг конца шланга с распылителем. Наличие фильтра важно также потому, что на нем поселяются бактерии, перерабатывающие аммиак, выделяемый рыбами, в нитриты и нитраты – не ядовитые вещества, которые затем усваивают растения. Фактически, фильтр в аквариуме играет роль центра превращения азота. При чистке фильтра колонии бактерий разрушаются, и требуется время для их восстановления. Поэтому фильтр не следует промывать слишком часто. Многие аквариумисты держат по два фильтра в каждом аквариуме и промывают их по очереди, таким образом обеспечивая непрерывную переработку аммиака бактериями. Кстати: нитрифицирующие бактерии любят темноту и большое количество кислорода. Поэтому лучше, когда фильтр заключен в темную оболочку и постоянно продувается.

 

В наше время получили широкое распространение турбины – микромоторы с пропеллерами-активаторами, совмещенные в одном корпусе с фильтром. Турбина одновременно обеспечивает аэрацию и фильтрацию воды, но при этом дорого стоит. Наш совет: если у вас один или два аквариума, то установите турбину, а если много – то мощный компрессор. Во время кормления рыб турбину следует выключать на 5-10 минут, чтобы не засорять ее фильтр кормом.

 

Для освещения желательны люминесцентные источники, поскольку лампы накаливания создают местный перегрев воды и вызывают ожоги растений, плавающих на поверхности воды. Если аквариум расположен в комнате с окном, то над ним достаточно поместить одну люминесцентную трубку и включать ее для наблюдения за поведением рыб. Излишек света подавляет рост растений. Также полезен неяркий солнечный свет: он способствует выработке витамина D и меланина – темного пигмента окраски.

 

Грунт не должен быть слишком мелким или крупным. Мелкий грунт препятствует циркуляции воды, а крупный содержит пустоты, в которых гниют остатки корма и засоряют аквариум. Лучше всего мелкие камешки. Важен и цвет грунта: большинство рыб, подобно хамелеонам приобретают окраску окружающего фона: при темном грунте темнеют, при светлом – наоборот. Во внеурочное время продемонстрируйте ученикам способность рыб изменять окраску.

 

Если от аквариума начинает исходить неприятный запах, то замените 1/3-1/2 воды и перестаньте кормить рыб на несколько дней. Одна из наиболее обычных причин загнивания воды – перенаселение аквариума. Тогда нужно отсадить часть рыб. Во время чистки аквариума не пользуйтесь моющими средствами! Единственное допустимое – отечественное хозяйственное мыло, после которого аквариум нужно очень тщательно промыть.

 

Пескарь и карась всеядны, однако их диету лучше разнообразить, давая живые и сухие растительные и смешанные корма. Летом лучше всего давать им живой корм собранный в ближайшем пруду или большой луже: личинок комаров, дафний, циклопов, трубочника, одновременно демонстрируя учащимся облик этих существ. На примере аквариума могут быть очень наглядно прослежены простейшие пищевые цепи и создано представление об общем строении экосистем. В итоге ознакомление с устройством аквариума и функционированием обитающего в нем сообщества значительно обогатит экологическую культуру школьников.

 

Правильное кормление важнее всего. Кормить рыб следует не чаще двух раз в день малыми порциями. Совсем молодых мальков можно кормить умеренно до 3-5 раз в день. Рыбы должны съедать весь данный им корм за 2 минуты. Перекармливать нельзя: рыбы ожиреют, станут бесплодны и проживут недолго. Помните: лучший способ убить рыб - это перекормить их. Недоедающие рыбы несравнимо здоровее, чем ожиревшие. Если рыбы не бросаются на еду - значит, она им не нужна, а голодать они могут месяц и больше.

 

Тема «Массовое размножение растительноядных насекомых как пример экологической катастрофы в лесах Красноярского края» (6-ой класс, 1 час). Материалы могут быть также использованы в 9-ом и 11-ом классах при преподавании экологии, а также предметов обществоведения в вопросах связи общество-природа.

 

В этой теме освещается одна из причин постепенного исчезновения темнохвойной тайги на территории Красноярского края.

 

Лес – важнейший источник ресурсов, поддерживающий жизнь населения. Леса дают 

древесину для строительства и отопления, ягоды, грибы, кедровый орех. Во многих местах лесное хозяйство – единственный источник рабочих мест и поддержания жизни, поэтому сохранение лесов является важнейшим условием дальнейшего существования многих населенных пунктов в Красноярском крае.

 

Лесам угрожает многое: незаконные и чрезмерные рубки, пожары. Крайне своеобразным и характерным для Средней Сибири (в том числе нашего края) фактором уничтожения лесов является массовое размножение (или вспышки численности) растительноядных насекомых. В здоровом лесу эти насекомые малочисленны, поскольку являются жертвами и служат пищей для многих паразитов и хищников – насекомых, птиц, млекопитающих. Если же состояние нормальной лесной экосистемы нарушено пожаром или деятельностью человека, то контроль над численностью растительноядных видов нарушается (например, весенний пожар уничтожил паразитических наездников, зимующих в подстилке). В результате размножение видов, питающихся хвоей и листья деревьев, приобретает бесконтрольный характер: в течение нескольких лет их численность увеличивается от нескольких штук до нескольких тысяч на дерево.

 

Наиболее опасным вредителем является сибирский шелкопряд – крупная бабочка, гусеница которой питается хвоей кедра и пихты. В ходе последнего массового размножения, которое состоялось  в середине 1990-ых гг., шелкопряд повредил темнохвойные насаждения в Ангаро-Енисейском регионе на площади 480 тыс. га. При этом 125 тыс. га были повреждены в слабой степени, 120 тыс. га – частично и 240 тыс. га подверглись полному объеданию. Уже к 1 сентября 1996 г. полностью объеденные насаждения погибли. Поскольку эти древостои содержат огромный запас сухой древесины, то очень велика опасность возгорания от молний и возникновения сильных верховых пожаров, которые погубят не только мертвый лес, но и окружающие насаждения. 

 

Дальнейшую судьбу погибших лесов нетрудно предвидеть.  Те насаждения, которые уцелеют от пожаров, будут подвержены ветровалу и бурелому.  В течение ближайших двух десятилетий от них останутся лишь единичные деревья. Крайне важно, что леса, погибшие от шелкопряда, плохо восстанавливаются. Гусеницы уничтожают подрост вместе с древостоем, и только спустя три десятилетия возможно появление единичных экземпляров подроста лиственных пород. В старых очагах первые хвойные появляются лишь через 50 лет после вспышки численности шелкопряда, причем не везде и не всегда.  Основной причиной отсутствия естественного возобновления хвойных видов в шелкопрядниках является отсутствие семян и резкая экологическая трансформация растительных сообществ: развивается светолюбивый травяной (преимущественно злаковый) покров и подлесок, происходит интенсивное задернение и часто – заболачивание вследствие отмирания деревьев и прекращения транспирации. Как следствие, сильно нарушенные насаждения сменяются нелесными экосистемами.  Поэтому восстановление насаждений, близких к исходным, затягивается на неопределенный срок, но не менее чем на 200 лет (см. рис.).

 

Леса, объеденные не полностью, некоторое время сохраняют жизнеспособность. Однако низкая биологическая устойчивость поврежденных деревьев создает возможность  для успешного развития в них личинок черного пихтового усача. Очаги массового размножения этого крупного жука отмечены только в Сибири и только на пихте. Молодые жуки усача обгрызают кору с побегов в кронах деревьев. Концевые части  погрызенных ветвей через некоторое время засыхают. На пихте хвоя усохших побегов приобретает характерный рыжий цвет. Личинки питаются лубом и, начиная со второго-третьего возраста, грызут ходы в заболони, образуя червоточины, направленные к центру ствола. Наличие червоточин снижает качество древесины настолько, что полностью теряет коммерческую ценность.

 

Усач почти не имеет эффективно действующих природных врагов, поскольку его личинки развиваются под защитой древесины.  По этой причине очаги усача могут существовать неопределенно долгое время.  Фактически, вспышка численности усача затухает только после полного истощения кормовых ресурсов. В итоге усач в среднем за пять лет уничтожает всю пихту, уцелевшую после сибирского шелкопряда. В отличие от шелкопряда, усач не губит молодые деревца, поэтому пихтарники в его очагах восстанавливаются сравнительно быстро, за 50-100 лет после объедания шелкопрядом. Последствия массового размножения насекомых для экономики Сибири достаточно очевидны: отмирание лесов на территориях, измеряемых сотнями тысяч гектаров, значительно уменьшает сырьевую базу в обширном регионе, экономика которого во многом основана на лесном хозяйстве. Столь же очевидны экологические последствия: гибель лесных экосистем вызывает резкое изменение разнообразия организмов, населяющих темнохвойную тайгу Северной Азии, и нарушает количественные параметры сложившихся циклов круговорота воды и углерода, поскольку в ближайшие 10-20 лет весь углерод, находящийся в связанном состоянии в древесине погибших деревьев, в результате деятельности микроорганизмов-деструкторов перейдет в углекислоту и поступит в атмосферу, тем самым способствуя усилению парникового эффекта. Масштабы явления позволяют предполагать, что эти нарушения могут иметь значимость для всей планеты. 

 

Глобальное экологическое влияние вспышек численности сибирского шелкопряда в настоящее время только предстоит оценить, однако в еще меньшей степени изучены социальные последствия массового размножения этого насекомого.   Сейчас известно лишь, что гибель темнохвойных насаждений связана с катастрофическим снижением заготовок кедрового ореха – объекта традиционного промысла в Сибири. Кроме того, после размножения шелкопряда резко сократилась площадь охотничьих угодий, а изменение гидротермического режима на больших площадях привело к росту температуры воды в реках и, как следствие, к исчезновению ценных пород рыб, в первую очередь стерляди.  По этим причинам в настоящее время происходит миграция местного населения из лесной зоны, поврежденной шелкопрядом, причем масштабы этой миграции пока достоверно не известны.  Социальное влияние вспышек численности шелкопряда усиливается тем, что последствия затрагивают прежде всего своеобразнейшую и малочисленную часть населения Сибирских лесов – староверов, поддержание жизненного уклада которых чрезвычайно важно для сохранения этнической мозаики Сибири.

 

Тема «Животные, занесенные в красную книгу на территории Красноярского края» (7-ой класс, 2 часа). Материалы могут быть использованы для преподавания географии в разделах «Региональная физическая география» и «Заповедники».

 

Биологическим разнообразием (или биоразнообразием) называется совокупность проявлений жизни на уровне молекул, организмов и экосистем, включая всю биосферу. Сохранение биоразнообразия на Земле является важнейшим условием благополучного существования дальнейших поколений людей. Эта тема раскрывает один из наиболее эффективных подходов к охране природы, который используется во всем мире в наши дни. При составлении материалов использованы материалы Всемирного Фонда дикой природы (WWF).

 

Половина площади Красноярского края находится на территории Алтае-Саянского экологического региона. Экологическим регионом (или экорегионом) называют обширную часть суши или водной территории, которая покрыта мозаикой природных сообществ, обладающих типичной для этого региона растительностью, животным населением, динамикой природных процессов и экологическими условиями. В наше время экорегионы используются в качестве элементарных территорий охраны биоразнообразия. В рамках экорегионального подхода природные структуры и процессы имеют первостепенное значение по отношению к политическим и административным границам, поскольку управление окружающей средой, заключенное в рамки официальных пределов, не способно гарантировать выполнение эффективных мер, направленных на сохранение биоразнообразия.

 

В течение прошлых лет работы по охране природы показали, что защита отдельных экосистем и видов растений или животных не дает удовлетворительных результатов. Судя по накопленному опыту, наиболее эффективным способом сохранить биоразнообразие на Земле является концентрация усилий в ключевых экологических регионах. По этой причине в наши дни экорегиональный подход к охране биоразнообразия приобретает особую актуальность и постепенно получает все большее признание в разных странах. В 1998 г. международными экспертами была подготовлена карта мира, указывающая расположение более 200 экорегионов, которые дают наиболее показательный пример природного разнообразия. Экорегиональный подход дает возможность принимать меры по сохранению природы вне узко определенных территорий и, несмотря на наличие государственных  границ, сосредотачиваться на наиболее важных местообитаниях, популяциях, экологических процессах и угрожающих факторах.

 

Алтае-Саянский экорегион – это обширная физико-географическая страна, которая является одной из 200 приоритетных территорий. Экорегион занимает огромную площадь более 1 млн. км2 в центре Евразии и расположен на территории четырех государств: 62% его площади находится в России, 29% - в Монголии, 5% - в Казахстане и 4% - в Китае. В России экорегион расположен в пределах восьми субъектов Федерации: Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области, Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва, Иркутской области и Республики Бурятия.

 

Алтае-Саянский экорегион – это пограничная горная система Южной Сибири, выдвинутая предгорьями в сухие южные степи и полупустыни. В силу своего географического расположения регион является экологической переходной зоной, где перекрываются экосистемы сибирской тайги, среднеазиатской степи, алтайских гор и пустыни Гоби. Особенностью региона является уникальный набор ландшафтов: от пустынных и полупустынных в предгорьях Алтая, до лесных и горно-таёжных в среднегорье, горно-луговых и тундровых в высокогорье. На Монгольской и Китайской территориях преобладают пустынные сообщества. Российская и Казахстанская части региона покрыты преимущественно ценными, практически неизмененными хвойными лесами, сформированными пихтой, кедром и лиственницей.

 

С биологической точки зрения экорегион является зоной смешения бореальной и субтропической фаун. По этой причине экосистемы Алтае-Саянского экорегиона характеризуются чрезвычайно богатым биологическим разнообразием. Здесь находятся места обитания большого числа видов растений и животных, многие из которых в настоящее время исчезают с лица земли.  К числу таких видов, имеющих природоохранное значение для всей планеты, относятся животные снежный барс, алтайский горный баран аргали, кабарга, алтайский улар, марал, сибирский козерог, таймень, а также редкие, исчезающие и лекарственные растения.

<Алтайский горный баран

Снежный барс

Снежный барс (ирбис) обитает исключительно в высокогорьях Центральной Азии. В России он встречается только на территории Алтае-Саянской горной страны. Он занимает верхний уровень трофических цепей, и был предложен экспертами в качестве наиболее важного вида Алтае-Саянского экорегиона. Очевидно, что выживание этой крупной кошки невозможно в условиях, нарушенных деятельностью человека. Следовательно, сохранение жизнеспособных популяций снежного барса связано с эффективной охраной всего горного экологического комплекса. Специалисты оценивают численность российской популяции ирбиса как 120-150 особей. По оценкам экспертов, ежегодно от 15 до 20 особей становятся жертвами браконьерской охоты или гибнут от рук пастухов, пасущих скот в местах обитания барса. При этом барс зачастую гибнет от отравленных приманок, которые пастухи и охотники выкладывают для борьбы с волками.

 

Алтайский горный баран (аргали) является наиболее крупным подвидом архара и находится под угрозой исчезновения: его Алтае-Саянская популяция – последняя в мире. Алтайский горный баран обитает на высокогорных пастбищах Республики Тыва и в южной части Алтайского горного массива в области государственной Российско-Монгольской границы. По последним оценкам, популяция аргали насчитывает 600-650 голов. Вид квалифицируется как редкий и исчезающий, для сохранения которого требуются действенные меры. Аргали, обитающие на Алтае и в Тыве, совершают сезонные миграции. Приблизительно 200 животных с Алтая проводят зиму в Монголии. Как следствие, для охраны этого вида требуются совместные усилия двух государств. Состояние популяции аргали зависит от многих различных факторов, среди которых основным является конкуренция за пастбища с домашним скотом. Исследование популяции аргали в Республике Алтай показало, что в настоящее время численность горного барана возрастает в связи с уменьшением поголовья овец и яков. Таким образом, существует определенная возможность дальнейшего увеличения плотности популяции аргали.

 

До настоящего времени Алтае-Саянская горная страна остается сравнительно мало нарушенной территорией. Тем не менее, экосистемы региона достаточно хрупки и неустойчивы по отношению к природопользованию, которое порождает действие разнообразных негативных факторов, неполный список которых включает перевыпас скота, порочную практику лесопользования (незаконные и чрезмерные рубки) , загрязнение водной и воздушной среды, браконьерскую охоту и заготовку растительных ресурсов (лекарственных растений, кедрового ореха и др.). Действие этих и других факторов вызывает фрагментацию и деградацию природных экосистем, эрозию почвы и опустынивание, увеличение эмиссии углерода и вымирание популяций редких и ценных животных.

 

Меры, необходимые для сохранения биоразнообразия Алтае-Саянского экорегиона, включают:

1)      Укрепление сети особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, национальные парки);

2)      Охрана лесных экосистем;

3)      Охрана видов, находящихся под угрозой уничтожения;

4)      Устойчивый рост уровня жизни и экологической грамотности населения;

5)      Планирование устойчивого развития региона.

После краткого изложения этого материала обсудите с учениками: что необходимо предпринять для охраны аргали и снежного барса. Например: нужно создать дополнительные источники заработка для населения, что снизит стимулы для браконьерства, и т. д. Какие дополнительные источники возможны в вашей местности? Что мешает их развитию? Как помочь практически?

 

Тема «Определение птиц по морфологическим и экологическим признакам» (7-ой класс, 3 часа)

 

В последние годы экскурсии в природу стали все более редким явлением в наших школах. Более того, в школьных программах по биологии они сведены до минимума. Воспитание любви к родной природе может возникнуть лишь в непосредственном общении с ней. Как можно любить стихи или музыку, не зная их? Как можно любить природу, не выезжая в лес, поле, не отдавая им частицу своего времени, своей души? С каждым днем пропасть между человеком и природой растет, и одна из основных причин тому — кабинетное изучение родной природы в школе. Школьный учитель биологии часто имеет недостаточную подготовленность и знания в определении видов птиц и других живых объектов в природных условиях. Боязнь оказаться некомпетентным в глазах учащихся и приводит к тому, что экскурсии в природу вообще не проводятся.

 

Однако существует прекрасный выход из такого рода ситуации — изучение птиц, да и не только птиц, вместе с учащимися. Никакие книги, пособия и даже коллекции не смогут заменить лаборатории под открытым небом. Только собственная работа в полевых условиях может дать нужную полноту познания природы, развить наблюдательность, оживить и осмыслить теоретические знания, прочно закрепить их, а главное, привить истинную любовь к родине, отчизне.

 

Учитель, организующий экскурсию для учеников, обязательно должен быть хорошо знаком с местностью, где предполагается ее провести. При выборе места проведения и маршрута экскурсии нужно учитывать общее правило: чем разнообразнее характер местности, тем большее число разных видов птиц можно встретить на одинаковых по величине участках. Однообразные участки бедны и числом видов, и численностью каждого из них. Таким образом, в районе проведения экскурсии необходимо подобрать места, отличающиеся по своим экологическим условиям (лес, поляна, речка, пашня и т. п.). Это даст возможность познакомиться с разными экологическими группировками птиц. Кроме того, после серии экскурсий в разные биотопы учащиеся получат целостное представление о местной авифауне, познакомятся с биологией основных (фоновых) видов, узнают редких, нуждающихся в специальной охране птиц.

 

План экскурсии составляется лишь в общем виде: 1) постановка целей и задач, 2) определение и составление маршрута, 3) наметка основных пунктов остановок (например, у гнезд, около постоянных мест кормления птиц и т. п.), 4) определение времени экскурсии. Нецелесообразно  проводить ее на очень узкие темы, так как демонстрационный материал обычно бывает значительно шире, должно действовать правило: не проходить мимо любых орнитологических объектов или явлений.

Для экскурсии необходимо использовать такие места, куда можно подойти бесшумно и где был бы достаточный сектор обзора. В этом отношении наиболее подходящи опушки, лесные дороги и просеки, окраины вырубок, облесенные берега водоемов и т. п.

 

На экскурсию желательно выходить группой не более 10 —15 человек. Перед маршрутом необходимо провести вступительную беседу для определения задач, стоящих перед каждым учеником, сообщить порядок передвижения, условия дисциплины и краткую физико-географическую характеристику местности. Одно из основных условий экскурсии — говорить только о том, что можно показать. Длинные объяснения, не сопровождающиеся показом природных объектов или явлений, всегда расхолаживают экскурсантов, снижают их интерес к познанию окружающей природы, делают их пассивными слушателями.

 

Учитывая этологические особенности птиц (осторожность, скрытность), передвигаться на экскурсии нужно кучно, не растягиваясь. Впереди обязательно должен находиться руководитель. В нужный момент определенным знаком он останавливает группу и показывает объект, чтобы могли увидеть все. Необходимо стремиться к тому, чтобы с изучаемым в природе объектом (птица, следы ее деятельности или гнездо) ознакомился каждый из учащихся, успел записать в полевой дневник название его, сделать зарисовку и т. п. Остановка должна сочетаться с полной тишиной, так как при виде человека птицы затаиваются и становятся незаметными. По истечении же некоторого времени птицы привыкают к виду неподвижно стоящих людей и начинают снова перемещаться, петь, кормиться. Двигаться нужно медленно, делая частые остановки, во время которых необходимо внимательно осматривать окрестности.

 

Во время экскурсии важно развивать активность участников. Поэтому в процессе ее проведения следует время от времени давать краткие групповые задания: провести подсчет количества кормовых прилетов птиц к гнезду с птенцами, окружить токующего коростеля или перепела и вспугнуть птицу из травы, чтобы познакомиться с характером ее полета, провести хронометраж периода токового полета лесного конька, полевого жаворонка, лесного дупеля или других птиц, зарисовать схему расположения гнезда хищной птицы, врановых, сделать схематическую зарисовку следов на сыром песке и т. п.

 

Успех экскурсии в значительной степени зависит от обеспеченности необходимым снаряжением для наблюдения за птицами (бинокли, подзорные трубы и др.). Для орнитологической экскурсии наиболее подходящими являются бинокли семи-восьмикратного увеличения с большим углом обзора (30—50°).

 

Методы ведения полевых записей

 

Необходимо вести аккуратные записи всех наблюдений в виде дневника или же карточного каталога. Никогда нельзя надеяться на свою память и откладывать описание или зарисовку.

 

Дневник наблюдений — это тетрадь или записная книжка (лучше с водоотталкивающей обложкой), в которую записываются все наблюдаемые явления и объекты — заметки о птицах, зарисовки, схемы и т. д. Дневник может быть:

1) хронологический, 2) видовой, 3) в виде карточного каталога.

 

1) Хронологический дневник. Ведется во временной последовательности. Обычно на первых страницах дается физико-географическая характеристика района экскурсии. На развернутом листе дневника, а лучше на кальке вычерчивается схематический план местности с нанесением на него условных знаков, обозначающих населенные пункты, дороги, лесные участки и т. п. После описания местности вносятся ежедневные записи. Запись каждого нового дня или новой местности того же дня надо начинать с обозначения числа, года и места, причем эти указания подчеркнуть. Кроме того, отмечается состояние погоды, тема экскурсии, пройденный маршрут и затраченное на это время. Названия встреченных птиц подчеркиваются, в дальнейшем это значительно облегчит работу по выбору сведений о том или ином виде, при обобщении занесенных в дневник данных. О встреченных птицах и всех явлениях следует писать по возможности подробнее, не упуская подмеченных деталей (см. ниже ведение записей). Данный метод ведения дневника наиболее прост, но имеет ряд неудобств при обработке данных. Например, трудно выбрать материалы о каком-либо отдельном виде.

 

2) Видовой дневник. Отличается лишь тем, что в тетради на нескольких страницах   определяется место  каждому встреченному виду, и все сведения о нем будут сгруппированы еще во время экскурсии, что в дальнейшем облегчит обработку собранных данных.

 

3) Карточный каталог. Наиболее практичен для ведения записей наблюдений. Он составляется таким образом: каждое наблюдение за птицей записывается на отдельной карточке определенного размера. Такие карточки можно заготовить заранее в большом количестве, лучше из плотной бумаги. Наиболее удобный размер около 10х15 см, но можно и других размеров. Запись на карточках производится по заранее намеченному плану (см. ведение записей). Карточки заполняются во время экскурсии, непосредственно после наблюдения за птицей. Удобство этого метода заключается в легкости обработки собранного материала. Карточки можно подобрать по видам птиц, по местообитаниям и т. п. Хранить их следует в специальных каталожных ящиках или коробках. Кроме карточек, сведения более подробно можно записать дома в дневник по отдельным видам. Для каждого вида желательно иметь отдельную ученическую тетрадь, куда записываются все собранные сведения о том или ином виде птиц с привлечением литературных данных.

 

План ведения записей в дневнике во время экскурсии (Что наблюдать?)

 

Название вида. Если вы только начинаете наблюдать за птицами, то не следует смущаться, что в природе вы не знаете ни одной птицы. Надо лишь внимательно наблюдать и подробно записывать все о данной встрече. Птицу же вы можете назвать сначала как угодно — «рыжехвостка», «черноголовка», либо номером или значком. Дома, просмотрев орнитологическую литературу, без особого труда можно определить птицу, особенно ярко окрашенную. Наиболее полезными для этого могут быть цветные изображения птиц, выполненные Ю. В. Костиным в определителе (из серии «Справочники-определители географа и путешественника». Авторы Флинт В. Е., Беме Р. Л., Костин Ю. В., Кузнецов А. А. «Птицы СССР». М.: Мысль, 1968), в котором, кроме прекрасных цветных иллюстраций, кратко описан внешний вид, образ жизни и приведена карта распространения каждого вида в пределах России. Для определения редких видов птиц использовать учебное пособие А.А. Баранова «Редкие и исчезающие животные Красноярского края. Птицы и млекопитающие», 1988, и «Красная книга Красноярского края» изданная в 1995 и 2000 г.

 

Описание окраски. Необходимо прежде всего отметить в окраске наиболее яркое, отличительное, что бросается в глаза. Кроме того, постараться подметить все оттенки и особенности окраски птицы, местонахождение пятен, полос и других отметин, которые порой являются характерным систематическим признаком вида. Например, красное пятно на горле у соловья-красношейки, темная шапочка на голове у славки-завирушки.

 

Размер. Величину увиденной птицы сравнить с размерами знакомой вам птицы (воробей, скворец, ворона, гусь и т. д.). Когда есть возможность, нужно обязательно измерить животное (особенно длину тела, кисти, крыла).

 

Форма. Особое внимание нужно обратить на форму клюва, когтей, ног, крыльев и самого тела птицы. Например, длинные ноги свойственны болотным птицам, сильно загнутый клюв — хищникам.

 

Особенности поведения. Распознать птицу довольно часто можно только по поведению, без всякой дополнительной информации о цвете, форме и т. д. Знание повадок птиц, летящих или сидящих, кормящихся или играющих, позволяет определить их на значительном расстоянии. Например, бегающая вниз-вверх по стволу птица — поползень, сидящая «столбиком» на скале хищная птица — сокол.

 

Голос и другие звуковые сигналы. Для опознавания птиц в природе крайне важно знать их голоса. Воспроизводимый птицей звук можно записать так, как вы его слышите, воспринимаете. Например, один из вариантов брачной песни большой синицы можно записать так «тю-тю-фи», «тю-тю-фи», «тю-тю-фи», а звуки редкого горного дупеля или бекаса-отшельника в брачный период—«жжжж... чок-чок-чааа». Можно сравнить издаваемый птицей звук с чем-либо знакомым, например, звуки лесного дупеля со звуками пикирующего реактивного самолета, бекаса — с блеющим барашком, крик иволги — с мяуканьем домашней кошки. Важно, чтобы вы понимали значение своих записей и при необходимости ими воспользовались. По голосу птицу можно определить даже в том случае, если вы ее не видите.

Пища. Птиц иногда можно легко определить по употребляемой ими пище, особенно это характерно для специализированных видов (стенофагов). Например, хищная птица, питающаяся в основном рыбой, — скопа, птицы, кормящиеся насекомыми в воздухе, — ласточки или стрижи. Иногда птиц определяют по погадкам (отрыгнутые остатки не переваренной пищи в виде комочков из шерсти, костей, перьев, хитина насекомых и др.), что свойственно хищным птицам и совам.

 

Гнездо. Некоторые виды очень легко определяются по их жилищу — гнезду. Певчий дрозд имеет оштукатуренное изнутри гнездо, а ремез — искусно изготовленное жилище в виде варежки. О гнезде, кроме того, записывается: его месторасположение — дерево или куст, на котором оно построено, высота над землей, форма и размеры, материал, послуживший для постройки, выстилка лотка, количество, форма и размер яиц, степень их насиженности, число птенцов и их примерный возраст, описание их облика.

 

Период активности. Не все птицы активны в светлое время суток. Для некоторых сумерки, ночь являются периодом охоты, кормления и т. п. Например, сова, козодой и некоторые другие птицы.

 

Методы определения степени насиженности яиц

 

При обнаружении гнезда с кладкой во время экскурсии можно воспользоваться методом обследования кладки «на просвет» для определения состояния и сроков, прошедших с начала насиживания. Таким методом обследуются кладки, имеющие относительно тонкую скорлупу яиц — воробьинообразные, некоторые кулики, ржанкообразные, дятлы. Одно яйцо вынимают из гнезда, помещают его между указательным и большим пальцами (обхватив пальцами яйцо), затем, приложив яйцо к глазу, располагают его напротив солнца. На белых и светлоокрашенных яйцах в солнечную погоду хорошо заметны следующие шесть стадий:

1) яйцо все светлое, желток свободно перемещается в белке ) и всплывает при переворачивании яйца;

2) при сохранении общего светлого фона на одном конце яйца появляется потемнение, занимающее менее половины яйца, желток не всплывает при переворачивании яйца;

3) потемневшая часть занимает около половины яйца;

4) потемневшая часть яйца занимает значительно больше половины или почти все яйцо;

5) все яйцо темное;

6) на яйце имеется «звездочка» от проклева скорлупы эмбрионом.

 

Каждая из этих стадий составляет для мелких воробьиных птиц примерно по 2—2. 5 суток с общим сроком насаживания в 12 — 14 дней.

 

Степень насиженности яиц может быть определена и способом погружения яиц в воду. Особенно применим этот метод для яиц, имеющих довольно толстую или густо окрашенную скорлупу (хищники, курообразные, гусеобразные). Яйцо погружают в сосуд с водой, и в зависимости от степени насиженности оно занимает различное положение:

 

I стадия — яйца свежие, не насиженные;

II стадия — слабо насиженные яйца;

III стадия — сильно насиженные яйца;

IV стадия — очень сильно насиженные яйца.

Продолжительность каждой стадии имеет примерно одинаковые сроки. Зная общую продолжительность инкубации того или иного вида птиц, можно определить число суток насиживания. Например, найденная кладка глухаря имеет вторую степень насиженности, а продолжительность инкубации у этого вида в среднем 26 суток, следовательно, данная кладка насиживается уже около восьми суток. Несомненно, в этом методе есть некоторая неточность, но при соответствующем опыте определить состояние насиженности яиц можно довольно точно.

 

Определение возраста птенцов мелких воробьиных птиц.

 

Для этого можно использовать следующие морфологические признаки гнездовых птенцов:

  • первые сутки — птенцы красноватые, без зачатков перьев (голые), с трудом поднимают качающиеся головки, глаза в виде темных пятен (слепые);
  • вторые сутки — птенцы по крайней мере вдвое крупнее размера яйца, менее красные, головы настойчиво тянут вверх;
  • третьи сутки — хорошо заметны темные, пигментированные пятна на местах, которые покроются перьями (хотя пеньков еще нет), птенцы слепые, но очертания глаз более определенны;
  • четвертые сутки — птенцы имеют на спине едва заметные зачатки перьев;
  • пятые сутки — на спине хорошо развиты пеньки перьев (синеватые «иголочки»), на крыльях можно сосчитать пеньки маховых перьев;
  • шестые сутки — пеньки на спине удлиняются, некоторые из них на кончиках лопнули, намечаются щели между веками;
  • седьмые сутки — пеньки на кончиках вскрылись («кисточки» перьев), прорезались глаза, и птенец уже пугается наблюдателя;
  • восьмые—девятые сутки — длинные «кисточки» перьев распустились, маховые перья освобождаются от чехликов;
  • десятые сутки — распустившиеся опахала перьев прикрывают неоперенные части, маховые освободились из чехликов и развертываются;
  • одиннадцатые сутки — птенец уже «гладкий», с развернувшимися маховыми перьями, которые заключены в трубку лишь близ основания, рулевые перья в «кисточках»;
  • двенадцатые сутки — птенцы выбрасываются из гнезда при неосторожном осмотре и летят наклонно вниз в разные стороны;
  • тринадцатые сутки — происходит нормальный вылет птенцов (слетки).

 

У многих птиц, гнездящихся на деревьях, в дуплах, развитие птенцов отстает от описанной схемы на одни — трое суток, а у гнездящихся на земле может протекать несколько быстрее. У птиц, гнездящихся на земле, короче и срок насиживания яиц, которые, как правило, имеют защитную окраску, поскольку на земле яйца и птенцы более доступны многочисленным врагам.

 

Следует помнить, что работа у гнезда должна проводиться очень осторожно. Особенно аккуратно осматривать гнезда птиц, гнездящихся на земле, на кустах, невысоко на деревьях. Ни в коем случае нельзя изменять состояние микро-местообитания (сламывать или отгибать ветки, притаптывать траву и т. п.), длительное время присутствовать у гнезда, размахивать руками, громко кричать—все это может привести к тому, что птицы бросят гнездо. Если в гнезде оперившиеся птенцы, то их не следует брать в руки, так как нарушается гнездовой инстинкт, птенцы могут раньше времени покинуть гнездо и будут обречены на гибель.

 

Определение птиц по голосам

 

Определение птиц по голосам — это, пожалуй, самое трудное для начинающих. Нужен большой опыт, чтобы определить, какой птице принадлежит тот или иной голос.

  • Первое, чему необходимо научить учащихся, — это умение различать в общем хоре отдельные голоса птиц.
  • Второе — во время остановок учитель должен поставить вопрос: «Сколько различных голосов птиц слышится одновременно?» В пределах слышимости бывает обычно 5—6 голосов, а иногда до 10—15.
  • Третье — знакомство с голосом наиболее часто встречающихся птиц, у которых песня проста для запоминания (большая синица, зяблик, коростель, пеночка-теньковка и другие).
  • Четвертое — знакомиться с более сложно поющими птицами, но часто встречающимися.

 

Полевой экскурсии должна предшествовать работа с определителями птиц по голосам в записях на пластинках (авторы — Б. Н. Вепринцев и В. В. Леонович, А. С. Мальчевский и Ю. Б. Пукинский). Полезно после экскурсии прослушать пластинки с голосами наиболее часто встречающихся птиц с одновременным просмотром иллюстраций, слайдов. При таком повторении частные детали связываются в единое целое, и вид птицы значительно лучше запоминается.

 

Во время экскурсии в природу следует совершенно исключить какое-либо коллекционирование (птиц, гнезд, яиц и т. п.), так как это вносит в наблюдения некоторый азарт и искажает основной подход к изучению птиц в естественных условиях.

 

Каждая экскурсия заканчивается подведением итогов. По ее окончании очень полезно дома или в школе перечитать сделанные записи и дополнить их тем, что упущено, или пояснить то, что было записано слишком кратко. При этом особо ценно коллективно обсудить записи, отметить все самое главное, что удалось наблюдать, определить по литературным источникам неопознанных птиц, сообща составить список птиц, которых удалось обнаружить, и уточнить их систематическое положение.

 

Используются технологии uCoz